Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4487

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Denizkiz  
Форум » Турецкая любовь - Türk Aşkı » Жизнь в Турции - Türkiye'de yaşam » И хиджабы, и мини-юбки.. (О женщинах в Турции)
И хиджабы, и мини-юбки..

Kalifa

Дата: Вторник/ Salı, 17.04.2012, 10:16 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Блоггер
Турковед
Сообщений: 3347
Награды: 21
Репутация: off


Консервативные турчанки считают, что даже паранджа не спасает от мужского насилия, и выступают за право своих соотечественниц одеваться, как им хочется.

В турецком городе Конья прошла удивительная демонстрация. Женщины в традиционных мусульманских хиджабах прошли с плакатами, на которых было написано, что они поддерживают право своих менее традиционных подруг носить мини-юбки и декольте. Как такое оказалось возможным в стране, которая, по мнению многих европейцев, движется в сторону исламизации?

Когда в Париже молодые интеллектуалки принимают сторону мусульманок, желающих носить паранджу, это объяснить легко. Они выступают за право женщин облачаться, во что им заблагорассудится. Для них свобода – главная и наипервейшая ценность. Вряд ли турчанки в хиджабах до такой степени абсолютизируют свободу.

Непосредственной причиной выступления послужили слова местного профессора богословия Орхана Чекера о том, что женщины сами искушают мужчин соблазнительными нарядами. Обнажают плоть вопреки мусульманским правилам поведения и толкают мужчин на всякие выходки. В общем, сами провоцируют насильников. Как видно, проблемы высоконравственного дресс-кода волнуют турецких религиозных мыслителей не меньше, чем российских. Но речь пойдёт о другом.

Конья – город консервативный, и слова профессора никого не удивили. Разве что вызвали волну протестов в Стамбуле – городе вестернизированном, где женщины давно отстаивают свои права. Видимо, волна оказалась посильнее, чем обычно. И высоким чиновникам из Анкары, отвечающим за религиозные дела, пришлось объясняться.



Один из них заявил, что исламские ограничения на откровенную одежду никак не могут служить оправданием для насилия над женщинами, которые одеваются иначе. Было спущено указание ректору университета в Конье, тот пожурил словоохотливого коллегу, и профессор заявил, что его неправильно поняли. Он вообще не упоминал слово насилие, а то, что к женщинам в коротких юбках чаще пристают, – чистая правда. И виноваты в этом не только мужчины, то есть они виноваты, но наполовину, а другую половину вины женский пол должен принять на себя.

Свободные женщины Стамбула таким оправданием, ясное дело, не удовлетворились. И снова вышли на улицу с портретами проштрафившегося богослова и журналиста Хусейна Узмеза, которого как раз сейчас судят за изнасилование несовершеннолетней, выкрикивая, что между этими персонажами нет никакой разницы. Один говорит, а другой делает. Ещё недавно этим бы дело и закончилось. Сторонники светскости не первый год сражаются в Турции с поборниками исламской старины. Но тут в дело вмешались турчанки в хиджабах. Чем объяснить такой поворот событий?

Прежде всего, тем, что преступления на сексуальной почве происходят в Турции очень часто. Согласно статистике, изнасилования или попытки таковых случаются каждые четыре часа. Правительство уже подумывает принимать закон о химической кастрации серийных насильников. И дело здесь вовсе не в повышенном либидо турецких мужчин, а в том, что в культуре намертво укоренено отношение к женщине как к сексуальному объекту.

А какое у объекта право перечить субъекту? Только безмолвно повиноваться. Этот древний стереотип влияет даже на судебную практику, которая в Турции, как известно, опирается на светские законы. Недавно двое мужчин были осуждены на смехотворные сроки за то, что изнасиловали 13-летнюю девочку. В судебном решении говорилось, что девочка пошла с ними добровольно, а стало быть, тоже несёт ответственность за произошедшее. Логика примерно та же, что и у профессора богословия. Однако женское сознание с ней мириться не желает. Даже если это сознание вполне традиционно.

На вопросы мужчин-журналистов, что подвигло их выйти на демонстрацию, турчанки в платках заявляли, что им тоже приходится сталкиваться с мужским насилием. И от него не спасают ни хиджаб, ни даже паранджа. Дело не в нас, а в вас, говорили девушки. Это вам надо учиться держать себя в руках и не списывать собственную распущенность на наши наряды. А профессорам богословия лучше держать язык за зубами. В Конье похоронен великий суфийский поэт Руми. Он воспевал женскую красоту, а не мужскую похоть. Или он был плохим мусульманином?

Когда подобные аргументы возникают внутри самой традиции, это значит, что она вступает в диалог с современностью. Мусульманки выступают не только против мужского насилия, но и в защиту своих подруг с иными жизненными установками. Если те не считают нужным носить хиджаб, а предпочитают одеваться по современной моде – это их право. Плюрализм не только допускается, но и получает активную поддержку. Вопрос в том, проявляется ли он только в экстремальных условиях, когда появляется общий враг, в данном случае мужской шовинизм и связанное с ним насилие, или способен сохраняться и в нормальной обстановке.

Проблема гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд. Западные журналисты, ставшие свидетелями событий на каирской площади Тахрир, отмечали, что там собирались самые разные люди – от истово молившихся братьев-мусульман до совершенно светской молодёжи, которая, собственно, и выступила инициатором протестов. Рядом были и христиане-копты, чью церковь в Александрии совсем недавно взорвали исламские экстремисты. А теперь они молились бок о бок с мусульманами. Все эти культурные и религиозные различия были сняты перед лицом общего врага – авторитарного и коррумпированного режима. Плюрализм оказался возможен в экстремальной ситуации.

Сейчас Египет вступает в пору строительства новой государственности. Участники революции начнут преследовать собственные интересы, и стихийно возникшая солидарность может не выдержать такого испытания. Способны ли окажутся братья-мусульмане к мирной политической конкуренции с теми, кто придерживается совершенно иных взглядов? Важность этого вопроса выходит далеко за пределы Ближнего Востока.

Кстати говоря, толерантность и плюрализм распространялись далеко не на всех, кто собрался на площади Тахрир в те исторические дни. Толпа ликующих противников Мубарака напала на журналистку американского канала CBS Лару Логан. Американку избили и изнасиловали с криками «еврейка» и «шлюха». Спасли её египтянки, вырвавшие несчастную из рук озверевшей толпы. И это возвращает нас не только к теме женской солидарности перед мужским насилием, но и к тому, как трудно будет избавиться исламскому миру от отношения к женщине как к низшему существу.

Автор: Борис Фаликов / фонд "Русский мир"


Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Оффлайн/ Off- line
Форум » Турецкая любовь - Türk Aşkı » Жизнь в Турции - Türkiye'de yaşam » И хиджабы, и мини-юбки.. (О женщинах в Турции)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
▲ Вверх