«Topkapı Saray» - «Дворец Топкапи». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».
Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.
С 1924 года дворец является музеем, а до этого служил несколько столетий главной султанской резиденцией, но занимал в последние годы существования империи уже второстепенное место, т.к. у султанов появилась резиденция в европейском стиле – «Долмабахче».
Дворец Топкапи начал строиться спустя 20 лет после завоевания османами Константинополя (Завоевание произошло в 1453 году).
Его строительство было завершено в 1479 году, но и после во дворце проводились различные реконструкции и небольшие строительства. В годы расцвета Топкапи здесь проживало от 4000 до 5000 человек.
Теперь самое время рассказать об общей структуре дворцового комплекса. Он представляет собой вытянутый прямоугольник, с двух сторон он окруженный морем.
По всему периметру дворец опоясывает стена, по-турецки называемая «Сур-и Султани». Внутри дворцовый комплекс строго иерархически разделен на т.н. «дворы» - «авлу». Существует внешний и внутренний периметр дворца. Во внутренний периметр, окруженный непрерывной стеной, входят второй, третий и четвертый дворы. Внутри периметра эти дворы также разделены стенами с воротами. Внешний периметр включает в себя и первый двор. Первый двор с трех сторон также окружен довольно высокой стеной с башнями. Со стороны Босфора ограждение первого двора более низкое и частично разрушено. В то время как во внутреннем периметре все стены ограждения сохранились в неприкосновенности с султанских времен.
Кроме повреждений у стены первого двора, Топкапи сохранился неплохо, но за исключением потери нескольких своих приморских павильонов для отдыха, раньше расположенных снаружи от стен на берегу пролива «Золотой рог» и основного Босфорского пролива. Это произошло, в том числе, и из-за строительства железной дороги от вокзала «Сиркеджи».
Топкапи позади розового здания «Святой Софии» и на фоне нового Стамбула, который виден за проливом.
Эта железнодорожная линия теперь как бы опоясывает Топкапи со стороны моря, проходя чуть ниже этого расположенного на возвышенности дворцового комплекса и его стен. (Железная дорога от Сиркеджи была первой в Стамбуле и по ней прибывал на этот вокзал знаменитый «Восточный экспресс», курсирующий между Османской империей и Европой и, в частности, до владений Австро-Венгерской империи. Сейчас вокзал используется для пригородного сообщения. С него отправляется также поезд до греческих Салоник).
Главными воротами в дворцовый комплекс Топкапи являются массивные «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»). Это самые старые ворота дворцового комплекса. Первоначально, кроме двух башен над воротами имелся также несохранившийся павильон. На воротах изображена круглая печать Мехмеда II с его именем, написанным по-арабски. (Ворота были построены в период правления этого султана).
Также на воротах разместились две боковые стелы с памятными надписями. На первой - дата постройки- -1478 год. На другой стеле указывается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г. Эти главные ворота дворцового комплекса Топкапи со своей внешней стороны смотрят прямо на тыльную часть комплекса Святой Софии.
В те времена, когда Святая София была превращена в мечеть, султан переходил из своего дворцового комплекса на молитву в эту церковь-мечеть через ворота позади Айя Софии, которые были специально возведены для этих случаев. Эти ворота расположены прямо напротив Bab-i Humayum.
Кстати, на заднем дворе Айя Софии до сих пор расположена небольшая мечеть, несмотря на то, что весь комплекс Святой Софии, как постоянно объявляется,- это музей и работает исключительно для туристов и исследователей. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Прежде чем вернуться во дворец, упомянем также еще об одном достопримечательном месте, расположенном неподалеку от входа в главные ворота Топкапи. Это резиденция великих визирей.
В особняк с садом, который и сейчас используется турецким госучреждением (губернаторством Стамбула), ведут небольшие ворота.
Именно из-за наличия этих ворот «Bab-ı Âlî», ведущих во двор здания, где визирь часто принимал иностранных послов, Османская империя также называлась в Европе «Высокой портой» (от фр. «porte», или итал. «porta» - дверь, врата). Великий визирь мог добраться из своего особняка до Топкапи на аудиенцию к султану или на заседание дивана приблизительно за 10-15 минут.
Ворота «Высокой Порты». На иллюстрации видны ворота бывшего особняка великого визиря. От этих ворот Османская империя получила название «Высокая порта». Справа - стена дворцового комплекса Топкапи
На иллюстрации: Официальная карта дворцового комплекса Топкапи.
Дворец состоит из четырех дворов с размещенными на них различными постройками. Все это окружено стенами.
На схеме цифрами 1,9,19,28 обозначены соответственно первый, второй, третий и четвертый дворы. Эти дворы от первого к четвертому были последовательно все менее публичными.
Если на первом дворе размещалась прислуга и янычары, то на втором проходили официальные церемонии. На третьем и четвертом дворах протекала частная жизнь султанов и его семьи, а также проводились менее парадные государственные мероприятия. Например, приватные переговоры. Внутри общей стены, окружающей комплекс Топкапи, дворы также разделялись стенами с воротами.
Цифрами 2,8,18 обозначены соответственно Имперские ворота, Ворота приветствия и Ворота счастья.На схеме обозначены различные постройки дворцового комплекса. Цифрой 3 обозначена бывшая Церковь Св. Ирины; 5 - Археологический музей; 12 - Здание Дивана,13 - башня Правосудия, 14 - вход в гарем,15 - комплекс гарема; 17 - кухни; 20 - зал аудиенций - Арз Одаси; 31 - Багдадский павильон. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Первый двор Топкапи - это, в общем, не сам дворец, а, так сказать, крыльцо к нему. Несмотря ни то, что он расположен уже изнутри за главными воротами. В султанские времена на первом дворе располагались хлебопекарни дворца и государственное казначейство, монетный двор и штаб-квартира янычар. Сейчас здесь располагается, в том числе, и автостоянка.
И здесь же уцелел, и существовал все османские времена, единственный осколок Византии - уже упоминавшаяся церковь Святой Ирины. Это, наверное, единственная из закрытых османами церквей, так и не превращенная в мечеть. (Надо отметить, что существуют христианские церкви, которые благополучно пережили османское завоевание и не прекращали служб. Но если османские власти закрывали церковь, то обычно превращали ее в мечеть). Церковь Святой Ирины при османах служила многие столетия оружейными складами. В ранний период существования Византии, до освящения храма Святой Софии, церковь Святой Ирины была главной церковью константинопольских патриархов. В ней проходил первый вселенский Константинопольский собор в 381 году.
Второй двор дворца, отделенный от первого стеной и массивными воротами с двумя башнями – «Воротами приветствия» – «Bab-us Selam», служил, в отличие от третьего и четвертого дворов, главным образом, государственным и вспомогательным функциям. «Bab-us Selam» были переходом во внутреннюю часть дворца, и лишь один султан мог проезжать их верхом на коне, все другие лица, посещающие Топкапи, спешивались. От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот - «Воротам счастья», четвертая - к дивану, пятая - к гарему, шестая - конюшням султана.
В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек.
Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана, о чем мы уже рассказывали. А в тени «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий.
Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.
И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением - целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза - султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь, включая огромные котлы. В султанских кухнях одновременно работало 800-1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят. Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок - это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство.
В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапи коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине - после пекинской и дрезденской - из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.
Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме».
Во втором дворе располагается вход и в султанский гарем. На стене у входа как в обычном учреждении весит лаконичная прямоугольная вывеска с одним словом крупным шрифтом - «Harem» (Происходит от арабского «харам» - «запрещённый»). Турки называют гарем «darussade» - «дом счастья».
Гарем включал покои султана «Селямлык» (мужская половина), и его приемные. Все это занимало 300 комнат. Также в гареме располагались покои матери султана – «валиде султан», султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. (Черные евнухи охотнее брались в гарем, чем их белые собратья. Считалось, что чернокожие евнухи лучше защищают честь султанских жен и наложниц, т.к. невероятным образом рожденных от них черных детей будет невозможно выдать за султанских. Также считалось, что негритята, захваченные главным образом в Судане, лучше белых переносили кастрацию и меньше болели после нее). Возглавлял гарем черный евнух и глава черных евнухов, который считался четвертым (если не считать султана) должностным лицом в Османской империи-после султана, матери-султанши, великого визиря и верховного священнослужителя – «шейх-уль ислам». Рабыни - «джарийе», попадавшие в гарем, могли никогда так и не увидеть султана. Но они могли стать его наложницами, если понравились. Тогда они назывались – «ikbal». Некоторые наложницы могли стать законными женами султана – «Kadin Efendi». Жена султана, родившая ему первого сына считалась первой и главной женой. Любимая жена носила титул «Haseki».
Двумя малоизвестными фактами о гаремной жизни является то, что на позднем этапе существования Османской империи родители сами отдавали дочерей в гарем в надежде на их продвижение по социальной лестнице. Также в гареме существовала традиция брать на воспитание девочек-сирот (иногда до 400 человек), а затем, когда они вырастали, обеспечивать им счастливое и выгодное замужество. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Позади «Ворот счастья» - «Bab-i Saadet» расположен «Arz Odasi» - приемная или зал аудиенций султана. Журчащий фонтан рядом своим шумом не позволял подслушать переговоры.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В целом, в третьем и четвертом дворах Топкапи помещения для более приватной и уединенной государственной деятельности султана. В том числе и комплекс построек третьего двора, где протекала частная жизнь султанов. Комплекс известен под общим названием – «Эндерун» - т.е. внутренний дворец.
В четвертом дворе расположены павильоны «Софа», «Реван», «Багдад», а также комната обрезаний и комната главного врача. Павильон Реван был построен в 1634 году султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у персов.
Багдадский павильон также был построен по приказу султана Мурада IV и был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 декабря 1638 г., в честь чего и был назван Багдад. С багдадского павильона в четвертом дворе открывается великолепная панорама Стамбула и Босфора, но город кажется таким далеким, как будто в другом мире. Что, в общем, так и было.
Ереванский павильон
В четвертом дворе также расположена и Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрагима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались османские принцы. Среди других достопримечательностей в этой части Топкапи заслуживает осмотра та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммеда - золотой меч, лук, печать из янтаря, пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка. Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммеда - т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку. Это мечи первых четырех халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али, ключ от ворот Каабы в Мекке и т. д.
Естественно, в сокровищнице Топкапи также представлены и различные сокровища из благородных металлов и камней: оружие, ювелирные украшения, султанские троны и так далее.
Из самых интересных экспонатов отметим низкий трон в восточном стиле, подаренный султану Махмуду персидским шахом Надиром. На этом троне, видимо, можно было сидеть, только подогнув ноги по-турецки. Также упоминания заслуживает трон «Байрам» для религиозных церемоний в виде небольшого золотого дивана и трон султана Ахмета из грецкого ореха.
Обычно говоря о Топкапи, всегда вспоминают и о так называемом «бриллианте ложечника» или по- турецки «Кашикчи» (Бриллиант 86 карат и оформлен 49 алмазами. Был назван так из-за того, что был куплен после долгих перемещений по миру старьевщиком за три деревянные ложки. Принадлежал разным высокопоставленным лицам, включая мать Наполеона).
Еще из сокровищ Топкапи упомянем золотой сундук в форме слона, самый большой в мире изумруд весом в 3260 грамм, золотую колыбельную для новорожденных принцев, разную мелочь вроде золотого набора для компота, коллекцию часов. В бывших султанских банях внутреннего дворца выставлена коллекция султанских костюмов. Также можно посмотреть и на султанские тюрбаны с драгоценными камнями и перьями. Топкапи содержит также и большую коллекцию живописи (включая очень любопытные прижизненные портреты османских правителей), миниатюр и образцов каллиграфического искусства. В сокровищнице Топкапи хранится и одна христианская святыня - мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса.
Возвращаясь к учреждениям на территории Топкапи, отметим, что в третьем дворе располагалась и школа, в которую принимались дети - христиане старше 10 лет, насильно отобранные турками у родителей для последующего служения при османском дворе и в правительственных учреждениях. Так называемая янычарская школа.
Вход Топкапи круглогодичный. Стоимость общего билета около 10 долларов. Для входа в гарем и сокровищницу нужно покупать отдельный билет. В наше время Топкапи выглядит несколько заброшенным, большая часть помещений пустынна, а по первому двору бродят упитанные коты, совсем не знающие что они проживают в бывшем заповедном месте султанской власти.
Конечно, золотой век Топкапи в прошлом, но дворцовый комплекс все еще несет в себе огромное очарование и печать безмолвного свидетеля важнейших событий мировой истории. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.