Турки очень любят преподносить свою культуру, как образцово- праведную, отрицая, например, наличие проституции. Между тем, наличие мужской проституции с трансвеститами - часть турецкой истории, имеющей отголоски в современных традициях.
Листая староосманский словарь вы можете найти слово köçek. Значение слова объясняется так: «Кёчек – красивый мальчик, танцующий в женской одежде/человек, поведение которого выходит за рамки приличий». Странная трактовка слова, не находите? Так кто же такой Кёчек? Что за молодые и красивые мальчики танцевали для мужчин в Османской Империи?
Само слово «köçek» - имеет персидские корни, в тюркском варианте «küçük» - маленький. Культура кёчек зародилась в гареме Османской Империи и существовала примерно с 17 по конец 19 века. Кёчек – это был молодой, красивый юноша, который танцевал эротические танцы и служил для услады османской знати. В перечень выполняемых обязанностей входили не только эротические танцы, но и непосредственное оказание сексуальных услуг … мужчинам.
В дальнейшем культура кёчек, пользующаяся большой популярностью, вышла за границы дворцового гарема и распространилась по всей территории Османской Империи. Кёчек начинал тренироваться в возрасте семи или восьми лет, Его обучение длилось 6 лет. Карьера танцора Кёчека продолжалась до тех пор, пока он будет без бороды и сохраняет свою юную внешность (до 25- 30 лет). Мальчиков набирали, как правило, из числа немусульманских подданных Империи, таких как евреи , цыгане , греки или бедных семей.
Танцы, известные под общим названием köçek oyunu, сочетали арабский , греческий , и курдский элементы. Они исполнялись под особый музыкальный жанр, известный как köçekçe, который представлял смесь суфийской , балканской и анатолийской музыки. Аккомпанемент включал в себя различные ударные инструменты, такие как давул-кёчек. Давул - большой барабан, одна сторона которого покрыта козьей шкурой, а другая - овечьей шкурой, издающих разные тона.
О мастерстве кёчека судили не только по его танцевальным способностям, но и по его владению небольшими ударными инструментами – кастаньетками, которые они могли держать в руках. Танцоров сопровождал оркестр, состоящий из четырех-пяти основных инструментов, а также два певца. В танце кёчек в османском дворцовом гареме участвовали один или два десятка кёчек и много музыкантов. Поводом для их выступлений были свадьбы или торжества , посвященные обрезанию, пиршества и праздники, а также…. чувственные удовольствия султанов и аристократии.
Юноши красились, завивали локоны, носили тонкую рубашку и шаровары, длинную юбку и позолоченный пояс, связанный сзади узлом. Кёчек называли «чувственными, женоподобными, привлекательными», а их танцы «сексуально провокационными». Танцоры вращали бедрами в медленных вертикальных и горизонтальных восьмерках, ритмично щелкая пальцами и делая многозначительные завлекающие жесты. Часто их танцы сопровождала акробатика и имитация борьбы
Кёчеки подвергались сексуальной эксплуатации, причем по гораздо более высокой цене, чем женщины. Несложно посчитать, что детей отбирали в 6 лет, обучение велось примерно 6 лет, т.о. дети становились танцорами и предметом сексуального вожделения взрослых мужчин, будучи несовершеннолетними, с 12-ти летнего возраста.
Известные поэты, такие как Фазыл бин Тахир Эндеруни (1757–1810) писали стихи, а композиторы-классики, например, придворный музыкант Хаммамизаде Исмаил Деде Эфенди (1778–1846), сочиняли музыку для прославленных кёчек.
Многие константинопольские мейхане (таверны для мужчин, где подают мезе , раки или вино) нанимали кёчек. Перед тем, как начать свое выступление, кёчек танцевал среди зрителей, чтобы возбуждать их. В конкурентной борьбе мужчин за их внимание юношей в мейхане нередко вспыхивали волнения, ссоры, драки. Мужчины сходили с ума, били посуду, кричали или дрались, а иногда и убивали друг друга, соперничая за возможность вступить в половые отношения с обольстительными юношами.
По состоянию на 1805 год в мейхане только в Константинополе работало около 600 танцоров кёчек. Они были объявлены вне закона в 1837 году из-за драки среди зрителей из-за танцоров. С ослаблением гаремной культуры и постепенным переходом на европейский культурный образ жизни османской аристократии, примерно во второй половине 19 века , при участии султана Абдул Хамида II (1876–1908) танец и музыка кёчек потеряли поддержку своих имперских покровителей и постепенно исчезли.
Кёчек пользовались большим спросом, чем ченги-«танцовщицы живота », то бишь их коллеги-женщины. Известны случаи покушений и убийств молодых людей женщинами-танцовщицами, которые чрезвычайно завидовали мужскому вниманию к мальчикам.
Пляшущих мужчин-цыган в белых рубашках с нарядными поясами и длинных женских юбках можно до сих пор встретить на различных праздничных народных мероприятиях в Анатолии. Традиция мужчин-танцоров кёчек в современной Турции живет по сей день.