Вторым столпом веры в Исламе является вера в ангелов. Эта вера предполагает твердую, свободную от сомнений, убежденность в том, что у Аллаха есть ангелы, сотворенные Им из света и абсолютно покорные Его повелениям. Мусульманин верит в то, что Аллах возложил на каждого из ангелов определенные обязанности, выполнением которых они заняты, и наделил их необходимыми для этого возможностями. В исламской литературе арабский термин чаще всего используемый для обозначения ангелов - маляк (мн. маля'ика), считающийся сокращением от маль'ак или ма'ляк, которые происходят от 'алюк, означающий "послание". Таким образом, подлинное значение слова маляк - "посланец", которое соответствует кораническому описанию ангелов:" Аллах избирает посланников из ангелов и из людей. Поистине - Аллах, Слышащий, Знающий! " (Коран, 22:75). " И когда явились наши посланцы (ангелы) к Луту, огорчен он был ими, и стеснилась его мощь... " (Коран, 11:77).
А́нгел — разумное и свободное существо, (обычно) невидимое человеком, беспрекословно выполняющее все приказы Аллаха (хотя Аллах и не нуждается ни в каких ангелах, но сотворил и использует их по Своей безграничной Мудрости). Так как ангелы наделены разумом, они должны служить Аллаху. Люди лишены способности видеть ангелов, за исключением тех случаев когда они являлись к пророкам и когда это было необходимо. Ангелы созданы из света, но могут менять облик. Ангелы занимаются только исполнением воли Всевышнего Аллаха и могут находятся как на небесах, так и на Земле.
Ангел смерти Аббадон — те же качества как и Азраил. Ангел вестник Джабраил (Архангел Гавриил) — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам. Ангел Микал (Архангел Михаил) — возглавляет небесное войско. Ангел Исрафил — ему поручено дуть в Рог в Судный день. Ангел Азраил (Азазель) — является Ангелом Смерти, по приказу Аллаха, перед смертью человека забирает его душу. Ангел Дадраил — ангел, несущий болезни. Ангелы Харут и Марут — дают людям магическое знание о колдовстве, но не для его использования, а лишь для испытания людей, подобно яблоку в раю (запретный плод). За использование этих знаний человек будет гореть в Аду. (Коран 2:102). Ангел Идрис — ангел, источник знаний. Ангел Малик — охраняющий Ад. Ангелы Мункар и Накир — ведущие спрос с людей, в их могилах.
Абаддон, или Аваддон (ивр. אבדון, то есть истребление); греческий аналог: Аполлион (греч. Απολλύων), то есть губитель — в иудейской (а затем и в христианской) теологии — ангел (демон) истребления, разрушения и смерти. Имя «Аббадон» неоднократно употреблялось в средние века как одно из обозначений Сатаны, хотя некоторые источники по-прежнему относят его к святым ангелам, послушным Божьей воле. В магической практике упоминается довольно редко (напр. «Черный Ворон», 16 в.).
Джабраил (араб. جبريل, в христианстве — Архангел Гавриил) — самый почитаемый архангел в исламе, на которого Аллахом была возложена миссия передачи откровения пророкам.
Воистину, это — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твоё сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Аш-Шуара 26:192-194
С Архангелом Джабраилом наяву могли беседовать только Пророки( Расулы ),(по некоторым данным в том числе в Хадисах )видеть его во очи могли многие люди бывшие в окружении пророка, но узнавали они о нем гораздо позже уже в момент беседы с пророком задавая ему вопросы о том кто был этот человек и почему он задавал вопросы или спрашивал с пророка , и лишь избранные Аллахом видели его во сне. Аллах также подчёркивает его силу, верность и способность справиться с возложенной на него миссией. В достоверном хадисе пророка Мухаммада рассказывается об облике, в котором был сотворён ангел Джабраил: «…он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». Чаще всего он являлся к пророкам и праведникам в образе мужчины. Джабраил также явился к Марьям, чтобы известить её о рождении сына — Исы ( Иисус ): Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!» Марьям 19:17-21
Микал- один из четырех приближенных к Аллаху ангелов (наряду с Джабраилом, Израилом и Исрафилом). Предание называет Микала среди первых ангелов, поклонившихся (в отличие от Иблиса) Адаму.
Исрафил — «начальник трубы», в мусульманской мифологии он вестник страшного суда. Имя И. восходит к библейским серафимам. Один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микалом и Израилом) архангелов. Стоя на иерусалимской горе, И. звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для страшного суда. И. представляется существом огромных размеров, у него четыре крыла, тело покрыто волосами, ртами, зубами. И. передаёт решения Аллаха другим ангелам. Трижды в день и один раз ночью И. плачет над мучениями грешников в аду.
Азраил (Газраиль, Ашриэль, Азраэль) (ангел смерти) — архангел смерти в исламе и иудаизме. Слово происходит от формы арабского имени Azra’il или Azra’eil (عزرایل), которым традиционно называют ангела смерти, помогающего людям перейти в иной мир, в исламе и некоторых еврейских преданиях.
В Коране имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Malaikat al-Maut, дословно переводимое как ангел смерти. Поскольку это имя не упоминается также и в хадисах, то оно не является частью ислама. Считается, что оно пришло из легенд или адаптировано из других религий.
Английский словарь использует написание Azrael. Имя буквально означает «Кому Бог помогает».
Азраил часто является поэтическим олицетворением смерти. В этом качестве он появляется в стихотворении М. И. Цветаевой «Азраил», а также у Байрона, Лермонтова и ряда других авторов.
Персонаж по имени Azrael присутствует в серии DC comics и, подобно первоисточнику, олицетворяет ангела смерти, но в человеческом обличии.
Хотя некоторые источники размышляли о связи между Азраилом и человеческим священником Азра (Ezra), который обычно изображен как архангел, и чья история предшествует этой фигуре. Азраил обычно описан в Исламских источниках как «Кому Бог помогает» с наиболее глубоким почтением. В Еврейской мистике он является реализацией зла, не обязательно самой смерти. В зависимости от точки зрения и наставления различных религий в которых он фигурирует, Азраил изображается по-разному. В одной из его форм, у него есть четыре лица и четыре тысячи крыльев, и все его тело состоит из глаз и языков, общее число которых приписывается в количество людей, населяющих Землю. Он будет последним, «который умрет», постоянно записывая и стирая в большой книге имена мужчин от рождении и смерти, соответственно.
Харут и Марут (араб. — هَارُوتَ وَمَارُوتَ) два ангела в Исламe, находившиеся в Вавилоне в период жизни пророка Сулеймана и обучающие иудеев колдовству.
Упоминание о них имеется во 2-ой суре Корана:
Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали! Аль-Бакара 2:102(Кулиев)
В противовес дьяволам, которые представляли колдовство как благо и ложно приписывали его пророку Сулейману, Харут и Марут объясняли людям, что это тяжкий грех и признак неверия, а сами они являются лишь испытанием от их Господа. Однако те, кто не внимал советам и предупреждениям, получали от них полные знания о колдовстве, тем самым лишая себя любых оправданий в Судный день.
Мункар и Накир, малайка (ангелы), которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. Верующих они оставляют в покое до воскрешения, а неверных избивают столько времени, сколько пожелает аллах. Имена М. и Н. появляются только в предании. В Коране мотив наказания в могилах излагается без указания имён ангелов: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы - они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите наказание пожара!" (8:52; ср. также 6:93; 47:29 и др.).
В хадисах, приводимых у Бухари и Муслима, сообщается, что Мункар и Накир бьют неверующих железным молотом в затылок, и «он кричит так, что его возгласы слышат все, кроме людей и джиннов».
Помимо высших ангелов, в Коране и в сунне Пророка Мухаммада описываются и другие ангелы, без называния их имён:
ангелы-хранители — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости.
ангелы-писари — ангелы, находящиеся по правое и левое плечо от человека, и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день.
ангелы, управляющие природными явлениями и силами. Среди них ангел-хранитель гор, ангел, водящий солнце и т.п. Как было сказано раньше, все свои действия они совершают лишь по велению Аллаха.
ангел, наблюдающий за утробами матерей и записывающий ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу.
ангелы, несущие Трон Аллаха.
ангелы-стражи Рая и Ада.
ангелы-истопники - 19 ангелов, наказывающих грешников в аду и поддерживающих адское пламя.
ангелы-воины — ангелы, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллахом этими людьми.
ангелы, странствующие по дорогам в поисках людей, поминающих Аллаха и помогающие им. Они же передают приветствия всех мусульман Пророку Мухаммаду.
В Коране можно найти множество упоминаний об ангелах. Однако, из этих аятов можно получить не очень много информации об их сущности. В соответствии с кораническими текстами, ангелы по своей сущности - не подобны Аллаху, Всевышнему. К этому выводу можно прийти, рассматривая аяты, отвергающие заявления язычников, приписывавших Аллаху - дочерей:
" И приписывают они Аллаху дочерей, - хвала Ему! - а им бывает то, чего они пожелают ". (Коран, 16:57). Согласно Аш-Шаукани, племена Кинана и Хуза'а считали, что ангелы - дочери Аллаха. Для себя же они, как и все арабы, предпочитали сыновей. Этот аят показывает абсурдность их убеждений: "...и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему и превыше Он того, что они Ему приписывают! " (Коран, 6:100).
В двух аятах, следующих за этим, подчеркивается, что ангелы и все иные существа, помимо Аллаха - сотворены. " Создатель внове небес и земли! Как будет у Него ребенок, раз не было у Него подруги и когда Он создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ! Это для вас - Аллах, ваш Господь, - нет божества, кроме Него, - творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он - Поручитель над каждой вещью! " (Коран, 6:101,102).
Хотя нет аятов Корана, упоминающих о происхождении ангелов, есть достоверные хадисы, которые повествуют о сущности материала, из которого сотворены ангелы. Ангелы сотворены из света, согласно следующему высказыванию Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданному Айшей: (Ангелы сотворены из света, джинны сотворены из огня и Адам сотворен из того, что упоминалось вам.) Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не дал более детального разъяснения в отношении сущности света или его характеристик, то любое заявление по этому вопросу рассматривается как спекулятивное и отвергается большинством ученых. В эту категорию входят высказывания, лживо приписываемые некоторым сподвижникам и их ученикам. Например: якобы Абдулла ибн 'Амр сказал: "Аллах сотворил ангелов из света Своих предплечий и Своей груди", или подобно этому, якобы сказал 'Икрима: "Ангелы были созданы из света Всемогущего, а Иблис (имя Сатаны) был сотворен из огня Всевышнего".
ПРЕЖДЕ ЧЕЛОВЕКА
Время сотворения ангелов не определяется в Коране и Сунне. Однако, можно сделать вывод из некоторых коранических текстов, что они были сотворены до сотворения человека. В одном из таких высказываний Аллах сообщает ангелам о том, что Он сотворит в будущем халифа (наместника) на земле: " И вот сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на земле наместника"." (Коран, 2:30). 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Хотя ангелы сотворены из света, как было указано выше, нельзя сказать, что они проявляются в виде света, как предполагают некоторые. Потому что они не были описаны так ни в Коране, ни в Сунне. В своем естественном состоянии они - невидимы для человеческого глаза. Ангел Джибриль приносил откровение Пророку (мир ему и благословение Аллаха), в то время когда он находился вместе со сподвижниками, и никто из них не видел Джибриля. Абу Саляма передал, что Айша сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: "О, Айша! Здесь Джибриль приветствует тебя миром". Я сказала: "И ему мир и милость Аллаха. Потому что ты видишь то, что я не вижу". Однако, ангелов могут видеть некоторые животные. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: (Если вы слышите крик петуха, просите благословения Аллаха, потому что он (петух) видит ангела).
НЕПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКУ
В своем нормальном состоянии, ангелы не подобны человеку с парой крыльев, как они изображаются в греко-римской традиции и произведениях искусства, испытавших влияние христианской традиции. Ангелы - огромны по размерам и обладают числом крыльев от двух до нескольких сотен:
" ...сделавшего ангелов посланниками, обладающими крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно..." (Коран, 35:1). Абдулла ибн Мас'уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Джибриля в его естественном виде, в котором он имел 600 крыльев, каждое из которых заполняло горизонт. И с крыльев падали разноцветные капли подобные жемчугу и кораллу.
(Я видел его, нисходящим с небес и его огромная фигура заполняла пространство между небом и землей) Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Мне было позволено рассказать об одном из носителей Трона. Расстояние между его локтем и плечом - (птица пролетит за) семьсот лет.
В целом считается, что ангелы сотворены в прекрасном виде, на основании следующего коранического описания Джибриля:
"Научил его (Мухаммада) сильный мощью (Джибриль), обладатель могущества (мирра) .." (Коран, 53:5,6). Дополнительное подтверждение можно получить из:
"Когда же они увидели его, то возвеличили его, и порезали себе руки и сказали: "Далек Аллах! Это - не человек, это - только благородный ангел". (Коран, 12:31).
ПОЛ
Несмотря на то, что ангелы принимают образ человека, они не мужчины и не женщины, а также нет никаких доказательств в исламских текстах, что они размножаются. В Коране арабы-язычники порицаются за то, что приписывают ангелов - в дочери Аллаху или даже женщинами:
"Спроси же их: "Разве у твоего Господа дочери, а у них сыновья?" Разве Мы создали ангелов женщинами, и они видели?" (Коран, 37:149,150).
" И сделали они ангелов, которые - рабы Милосердного, женщинами. Разве они были созданы при них? Запишется их свидетельство и они будут спрошены!" (Коран, 43:19). 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Согласно аятам Корана и хадисам, ангелы могут принимать форму человека в определенных ситуациях. Например можно найти описание того, как Джибриль пришел сообщить Марйам о предстоящей беременности:
"И вспомни в Писании Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное. И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека". (Коран, 19:16,17). Также передано в достоверных повествованиях от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что Джибриль посещал его в различных человеческих обличиях. Иногда сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были свидетелями как Джибриль приходил к Пророку в образе красивого сподвижника по имени Духйа ибн Халифа Аль- Кальби, а иногда в образе неизвестного бедуина.
'Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: "Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), пред нами появился человек, чьи одеяния были чрезвычайно белыми и чьи волосы были чрезвычайно черными. На нем не было видно следов путешествия и никто из нас не знал его. Он прошел и сел напротив Пророка (мир ему и благословение Аллаха) коленями напротив его колен и, положив ладони на его руки, он сказал: "О, Мухаммад! Расскажи мне об Исламе...". В повествовании упоминается, что человек спрашивал об имане (вере), ихсане (искренности) и знамениях Последнего Часа. После того, как человек вышел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам, что вопрошавший был Джибриль, который приходил научить их религии.
Пророк Лут (мир ему) – один из Пророков Аллаха, которые имели дело с жестокосердным, и чёрствым народом. Помимо того, что они отклонились от правильного пути в своих убеждениях, они еще отклонились от обычной морали и нравственности. Но моральный упадок народа Лута не был обычным, до этого он не имел примеров в истории человечества. Они совокуплялись с мужчинами и собирались для этого в своих мерзких заведениях. Лут боролся с этим пороком, как только мог, до тех пор, пока Аллах ни послал на них суровое наказание.
Хадис расскажет нам о некоторых подробностях из жизни этого Пророка (мир ему), и поможет нам лучше понять кораническую историю о Луте, дополнив её некоторыми моментами, о которых не упоминается в Книге Аллаха. Также эта история опровергает измышления людей с больными сердцами, которые дерзнули приписать Луту (мир ему) грех, против которого тот неустанно воевал на протяжении всей своей жизни.
Аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак» передал, что ибн Аббас сказал: «Когда посланники (Ангелы) пришли к Луту, он подумал, что они просто гости, и он (первый) кого они повстречали. Он приблизил их и посадил рядом с собой, затем привел трёх своих дочерей и усадил их между гостями и своими соплеменниками. Когда Лут (мир ему) увидел, что соплеменники в спешке пришли к (его дому), то сказал им: «О народ мой! Вот мои дочери. Они чище для вас. Побойтесь Аллаха и не позорьте меня перед моими гостями» (Худ: 78). Они ответили ему: «Ты знаешь, что нам не нужны твои дочери. Тебе известно, чего мы хотим» (Худ: 79), тогда Лут (мир ему) сказал: «Если бы у меня была сила, чтобы одолеть вас! Если бы у меня была мощная опора!» (Худ: 80) Тогда Джибриль повернулся к нему и сказал: «О Лут! Мы – посланцы твоего Господа, и они не причинят тебе зла» (Худ: 81).
Ибн Аббас сказал:«Затем они были ослеплены и в спешке выбежали из дома давя друг друга, а когда вышли к людям стоявшим возле дверей дома сказали: «Мы вышли к вам от самого сильного колдуна, он забрал наше зрение», затем, толкая друг друга, они продолжили своё бегство, пока не достигли селения.
Ночью они были подняты на уровень между небом и землёй, так, что слышали голоса птиц летающих в небе, затем они были перевёрнуты, затем на них полетели камни, убивая всех на кого падали. Тех же, кто вышел (из селения), камни преследовали и убивали их, где бы он ни прятались».
Ибн Аббас сказал: «После этого он, со своими тремя дочерями, ушёл (из этих земель). Когда они дошли до определённого места в Шаме умерла его старшая дочь и на этом месте появился источник, который называется аль-Варийя. Затем они отправились дальше, и когда пришли к месту, которое пожелал Аллах, умерла его младшая дочь, и из этого места забил источник, который называется ар-Раазийя, и осталась из дочерей только средняя».
Этот хадис привел аль-Хаким в своём сборнике «аль-Мустадрак аля ас-сахихайн» (2/375), в «книге Толкования» (толкование суры Худ), и сказал: «Этот хадис достоверен в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, но они не привели его». Имам аз-Захаби согласился с ним в оценке данного хадиса как достоверного (сахих).
Аль-Хаким сказал: «Возможно запутавшийся человек, может ошибочно отнести этот и подобные ему хадисы к разряду «маукуф»[2], но это не так, потому что, в соответствии с правилами аль-Бухари и Муслима, если кто-то из сподвижников комментирует Коран, то его слова считаются возводимыми (муснад) к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха). 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Этот хадис, с некоторыми добавлениями повествует нам об истории Лута (мир ему) упоминаемой в Священном Коране. В дом к Луту пришли ангелы в облике красивых юношей, и он гостеприимно принял их. Лут (мир ему) испугался за парней полагая, что они простые путники, которые зашли в это селение на ночлег, не ведая о дурных пристрастиях его жителей, и об их страшном блуде.
Когда соплеменники Лута узнали о его гостях, то стали собираться к его дому поодиночке и группами. Они хотели покуситься на их честь и сделать с ними своё омерзительное дело. Лут отгородил гостей от вошедших в его дом людей своими дочерями, предлагая им жениться на женщинах, как все нормальные люди, и оставить своё грязное занятие. Однако садомиты отказались, и продолжали настаивать на том, чего желали их противные сердца. Пророк Лут оказался в очень тяжелом и неловком положении, и пожелал, чтобы у него была сила, которая помогла бы ему, и защитила бы его от нападок и страданий, причиняемых ему развратными соплеменниками.
В этот момент Джибриль сообщил Луту о реальном положении дел, и сказал, что они Посланники Аллаха, и эти ничтожные глупцы никак не смогут повредить им или даже просто приблизиться. Джибриль ударил преступников своим крылом, от чего они ослепли и в ужасе бросились убегать, подобно напуганным мышам, давя и толкая друг друга.
Когда настала последняя часть ночи, весь народ Лута был поднят на небо, вместе с землёй, городами, животными и растениями, так что они могли слышать голоса летящих высоко в небе птиц. Затем вся их страна была перевёрнута в воздухе, вверх дном, и сброшена вниз. После этого, вслед за ними, с неба полетели камни из необожжённой глины, которые стерли с лица земли всё, что осталось от грешного народа, и ни кто из них не выжил.
Всё это упоминается в Коране. Новым же в этой истории является то, что среди спасенных членов семьи Лута (мир ему) были три дочери. После гибели грешной страны Пророк направился в сторону Шама. По пути в Шам умерла его старшая дочь, и на месте её смерти забил родник, который впоследствии назвали аль-Варийя. Пророк Лут (мир ему) продолжил свой путь, удаляясь от страны грешников, на которых пало наказание Аллаха. Позднее умерла и его младшая дочь, а на месте её смерти забил другой источник, который называется аль-Раазийя. Из всех дочерей у него осталась только средняя.