Хадж (араб. حج) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама наряду с такими, как молитва (салат), пост (савм) в месяц Рамадан, о чём свидетельствуют слова Пророка Мухаммада.
Хадж – паломничество к священным местам Мекки – единственный столп Ислама, который совершается строго в определенное время и только на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха обязан совершить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если это ему позволяют финансы и здоровье.
Существует несколько видов паломничества: обязательный - хадж аль-ифрад, умра (или малый хадж), хадж ат-таматтуа, или совмещение этих видов паломничества хадж аль-киран.
Особое состояние паломников называется ихрам. Ихрам одевают на территории специально отведенных зон (микаты), расположенных вблизи от Мекки. Они находятся на определенном расстоянии от Каабы. Если паломник совершил намерение выполнить паломничество к Мекке на самолете, он одевает ихрам прямо в воздухе или уже в аэропорту до вылета.
Хадж – это великая милость Всевышнего. Она позволяет всем мусульманам возвыситься, поднять уровень своего религиозного, нравственного развития. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Когда пророк Ибрахим закончил постройку Каабы, Всевышний Аллах велел ему призвать людей совершить паломничество к священной Каабе. Ибрахим, мир ему, сказал: «О Творец мой! Я буду призывать, но услышат ли они мой зов?» Всевышний Аллах ответил: «Ты призывай, Я доведу до них твой зов». Тогда Ибрахим, повинуясь велению Создателя, начал призывать: «О люди! Ваш Господь обязал вас совершать паломничество-хадж к Каабе, совершайте же хадж». И все, чьи души по воле Аллаха услышали призыв Ибрахима, ответили ему словами «Лаббайка» («Я повинуюсь и готов служить Создателю»). Сколько раз душа отозвалась, ответив «Лаббайка» на призыв Ибрахима столько же раз, соответственно, человек в своей жизни совершает хадж. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Хадж, как большой, так и малый, является одним из пяти столпов Ислама, и каждый свободный мусульманин, достигший совершеннолетия, имеющий физическую и материальную возможность, обязан совершить его один раз в воей жизни. Пророк Мухаммад (с.а.с) сказал: «Кто умрет, не совершив хадж, имея физические и материальные возможности, пусть умирает иудеем или христианином». Этот хадис предупреждает о большой вероятности того, что этот человек умрет в неверии. Говоря о достоинствах хаджа, пророк Мухаммад (с.а.с) сказал: «Принятый Аллахом хадж вознаграждается Раем». Также пророк Мухаммад (с.а.с) сказал: «Кто совершит паломничество к Каабе, тот очистится от всех грехов так, как был чист в день своего рождения». Есть еще изречение Пророка (с.а.с): «Совершающие хадж и 'умру - гости Аллаха. Он даст им то, что они будут просить, примет их покаяние и простит им грехи. Аллах примет их мольбы и не откажет им в их ходатайстве». Сподвижник Пророка (с.а.с) Умар, сын Хаттаба говорит: «Всевышний Аллах прощает грехи паломникам и тем, за кого они попросят, в течение месяцев зулъ-хиджа, мухаррам, сафар и двадцати дней месяцараби'аль-авваль».
Тем, кто собирается в хадж, необходимо представить себе величие этого столпа Ислама и быть готовым терпеливо переносить трудности, которые ждут его в этом нелегком пути. Хадж напоминает, что в любой день и в любой час человеку придется отправиться в путь, который намного длиннее и труднее пути хаджа, - путь в вечность, в загробный мир, а принятый Аллахом хадж может намного облегчить трудности предстоящего путешествия. Поэтому, прежде чем выехать в дорогу, паломник должен раскаяться в своих грехах. Желательно, прощаясь с родными, близкими, соседями, братьями по вере, просить у них прощения за причиненные обиды, по мере возможности вернуть все имеющиеся материальные и моральные долги. Если у него есть семья и родители, он обязан оставить им все необходимое, в чем они могут нуждаться до его возвращения. Желательно брать в дорогу средства, дозволенные Шариатом, достаточные для оказания помощи спутникам, ибо каждый рубль, израсходованный на пути хаджа, вознаграждается тысячекратно. Также желательно найти богобоязненных спутников, которые помогут в служении Аллаху. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Перед выходом из дома желательно совершить два paкaтa Намаза, в первом ракаате после чтения суры «Алъ-Фатиха» читать суру «Алъ-Кафирун», во втором ракаате - суру «Аль-Ихлас», и после намаза просить у Всевышнего Аллаха помощи в совершении хаджа, силы, чтобы перенести трудности пути, терпеливого отношения к спутникам и сохранения семьи в благополучии до своего возвращения. Путь хаджа является испытанием характера и силы веры человека, поэтому необходимо проявить терпение и понимание к спутникам, избегать ссор, быть в мире и согласии с товарищами. Также необходимо помнить о важности соблюдения всех намазов-сунна не только дома, но и в пути, ведь их награда может быть намного больше вознаграждения за совершаемый необязательный хадж. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Совершение хаджа и 'умры является разовой обязанностью каждого свободного, здорового мусульманина, достигшего совершеннолетия, имеющего физическую и материальную возможность.
Если здоровье или возраст не позволяют мусульманину, имеющему материальную возможность, самому совершить хадж, он обязан поручить совершить хадж за себя другому мусульманину, оплатив ему эту услугу.
Для совершения хаджа и 'умры за живого человека необходимо получить у него разрешение. Совершение хаджа и 'умры за покойного разрешается любому мусульманину без каких-либо условий.
Совершить хадж за другого мусульманина разрешается только тому, кто уже совершил за себя свой обязательный хадж.
Если женщина совершает хадж в первый раз, достаточно, чтобы она находилась в обществе других женщин, где чувствует себя в безопасности. Если женщина желает совершить хадж повторно, необходимо, чтобы ее сопровождал муж или близкий родственник (махрам).
Если мусульманин умер, не совершив обязательный для него хадж, имея на это возможность, хадж совершается из оставшегося после него имущества.
Время вступления в хадж и умру
Время вступления в состояние шрама для совершения большого хаджа наступает с началом месяца шавваль и продолжается до утренней зари десятого дня месяца зуль-хиджа. Если паломник не успел принять намерение для совершения хаджа до истечения этого времени, он не может совершить хадж в этом году. Умру можно совершить в любое время в течение всего года
Хадж состоит из шести основных обрядов-рукну, без совершения которых он считается неисполненным (эти же обряды являются основными обрядами малого хаджа-'улфы, кроме пребывания в местности Арафат);
принятие намерения вступить в состояние их-рама для совершения обрядов хаджа;
пребывание в местности Арафат после полудня девятого дня месяца зуль-хиджа;
совершение таваф-аль-ифаза после возвращения из местности Арафат;
срезывание или бритье волос на голове;
совершение са 'ю между холмами Сафа и Марва;
совершение этих обрядов, соблюдая определенный порядок;
Кроме основных обрядов-рукну, хадж включает в себя пять обязательных обрядов-ваджиб, неисполнение которых не портит хадж, но облагается штрафом:
вступление в состояние ихрама для совершения обрядов хаджа в определенном месте-микате;
проведение десятой ночи месяца зулъ-хиджа в местности Муздалифа;
проведение в местности Мина трех ночей, начиная с десятого дня месяца зулъ-хиджа;
кидание камешков в определенные места-джамарат в местности Мина;
совершение прощального тавафа - таваф-аль-вада' при отбытии из Мекки.
Если паломник не исполнит один из пяти вышеперечисленных обязательных обрядов-ваджиб, он обязан выплатить штраф - совершить жертвоприношение в Мекке. Если же у него на это нет средств, он должен поститься 10 дней: 3 дня в Мекке, а остальные 7 после возвращения на родину.
Хадж и умру можно совершать тремя разными способами:
Ифрад - паломник принимает намерение вступить в хадж на месте мшат после наступления месяца шавваль.
Таматту' - паломник принимает намерение приступить к исполнению обрядов 'умры на месте мшат после наступления месяца шавваль, а намерение приступить к исполнению обрядов хаджа он принимает в Мекке.
Киран - паломник принимает намерение вступить в обряды хаджа и 'умры, соединяя их в одном ихраме, на месте микат после наступления месяца шавваль.
Совершение хаджа и 'умры двумя последними способами облагается штрафом, как за упущение обязательного денствия-ваджиб: жертвоприношение в Мекке, а при отсутствии возможности -соблюдение 10-дневного поста, 3 дня - в Мекке, а остальные 7 после возвращения на родину. Но если паломник, который исполнил обряды 'умры способом таматту', вернется в свой микат, чтобы принять намерение вступить в обряды хаджа, или для этого он выйдет за пределы территории Харама на расстояние самого близкого к Мекке миката, он освобождается от этого штрафа. Самым высокочтимым из трех вышеперечисленных способов по мазхабу имама Шафии является первый, поскольку этот способ труднее совершить физически, а по мазхабу имама Абу-Ханифы пред-почительнее второй способ, поскольку он труднее в материальном отношении. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Как было сказано раньше, дагестанские паломники обязаны принять намерение вступить в обряды хаджа в микате Зуль-Хулайфа, который также называют «Абару Али», расположенном в окрестностях лучезарной Медины. По прибытии на мшат паломникам желательно совершить полное ритуальное омовение в честь вступления в исполнение обрядов хаджа или 'умры. Предварительно следует удалить лишние волосы с тела, постричь ногти, использовать благовония. Мужчины обязаны снять всю обычную одежду и надеть одежду ихрам, то есть покрыть тело двумя кусками материи, желательно белой, а вместо обычной обуви надеть открытые тапочки. Если паломник не имеет при себе одежду ихрам, ее можно приобрести на месте. Женщины могут носить любую обувь и одежду, которая не закрывает лицо и кисти рук.
После этой подготовки паломникам желательно совершить в мечети двухракаатный намаз-сунна в честь принятия намерения вступить в обряды паломничества. После совершения намаза: если паломник решил совершить паломничество способом ифрад, он принимает намерение следующим образом: «Я намереваюсь вступить в совершение обрядов хаджа, и я приступаю к его исполнению ради Всевышнего Аллаха». «Лаббайка-ллагьумма би-х1ажжатин лаббайк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь-х1амда ва-нниг1мата лака валь-мулк, ла шарика лак».
если паломник решил совершить паломничество способом таматту', он принимает намерение следующим образом: «Я намереваюсь вступить в совершение обрядов 'умры, и я приступаю к ее исполнению ради Всевышнего Аллаха». «Лаббайка-ллагьумма би-'умратин лаббайк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь-х1амда ва-нниг1мата лака валь-мулк, ла шарика лак».
если паломник желает совершить паломничество способом киран, он принимает намерение следующим образом: «Я намереваюсь вступить в совершение обрядов хаджа и 'умры, соединив их вместе, и я приступаю к их исполнению ради Всевышнего Аллаха». «Лаббайка-ллагьумма би-х1ажжатин ва 'умратин лаб-байк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь-х1амда ва-нниг1мата лака валь-мулк, ла шарика лак». После вступления в хадж до бросания камней в 10-й день месяцазуль-хиджа желательно как можно больше произносить «Лаббайк»: «Лаббайка-ллагьумма лаб-байк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь-х1амда ва-нниг1мата лака валь-мулк, ла шарика лак». О Аллах! Готов служить Тебе и подчиниться! Готов служить Тебе и подчиниться! Нет у Тебя сотоварища. Вся хвала, благодеяния и власть - Твои. Нет у Тебя сотоварища!
После принятия намерения приступить к совершению обрядов паломничества до его завершения паломникам запрещаются: - супружеская близость и сопутствующие этому действия (поцелуи и т.п.); - участие в совершении обряда бракосочетания; - использование благовоний и других ароматических веществ; - соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица и головы; - удаление волос с любой части тела, преднамеренное или случайное; - удаление любой части ногтя без необходимости; - для мужчине - ношение без необходимости обычной одежды и обуви (кроме открытых тапочек); - покрытие головы (головным убором, шрамом, рукой и т. д.); - для женщины - закрытие лица и кистей рук без необходимости; - охота, а также покупка и употребление дичи Ха-рама; - повреждение растительности Харама.
Совершение вышеперечисленных запрещенных действий (без уважительной причины для некоторых из них) является греховным и облагается штрафом. Если паломник преднамеренно, зная что это является запрещенным, вступил в половую близость до бросания камней в день Курбан-байрама и удаления волос, его хадж считается испорченным. В любом случае хадж необходимо довести до конца и возместить в последующие годы как можно быстрее. Кроме этого, муж обязан выплатить штраф, размер которого в зависимости от возможностей паломника определяется следующим обязательным порядком: верблюд; корова; семь баранов; стоимость верблюда в деньгах; соблюдение поста столько дней, сколько муддов (пшеницы, риса) можно купить за цену верблюда. Полным штрафом в виде жертвоприношения, или соблюдения трехдневного поста, или раздачи шестерым беднякам Харама по 2 мудда (приблизительно 1,5 кг) пшеницы каждому облагается совершение следующих запрещенных деяний: - половая близость после бросания камней в десятый день месяца зуль-хиджа и удаления волос (до совершения таваф алъ-ифаза); - сопутствующие половой близости деяния (поцелуи и т.п.); - совершение бракосочетания для себя или для других; - использование благовоний и других ароматических веществ; - соприкосновение жирности с волосами лица и головы; - преднамеренное ношение обуви, сшитой одежды, покрывание головы любым способом, а также укрытие женщиной лица и кистей рук. (Если по уважительной причине мужчина надел одежду или покрыл голову или женщина закрыла лицо или кисти, они освобождаются от греха, не от штрафа). - Преднамеренное или случайное удаление разом или подряд трех волос или трех ногтей. Удаление одного волоса или ногтя облагается штрафом в размере одного мудда, то есть около 650 гр. пшеницы, а удаление двух волос или ногтей облагается двумя муддами (около 1,5 кг пшеницы) соответственно. Также облагается штрафом охота на дичь Харама и уничтожение его растительности, о чем при необходимости можно узнать у алимов. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
По прибытии в Мекку паломникам желательно совершить полное омовение и направиться в Масджид аль-Харам, чтобы совершить таваф аль-кудум, то есть таваф в честь прибытия в Мекку. Желательно войти в мечеть через ворота Бабу-салам и при виде Каабы прочитать следующую молитву: «Аллагьумма зид гьаза-ль-Байта ташрифан ва таг1зиман ва такрйман ва магьабатан. Ва зид ман шаррафагьу ва г1аззамагьу мимман х1ажжагьуваг1тамарагьу ташрйфан ва такрйман ва тагЬйман ва бирран. Аллагьумма анта ссалам ва минка ссалам фа х1аййина раббана би-ссалам». Как правильно совершить таваф Во время совершения тавафа необходимо соблюдать шесть обязательных условий: - наличие полного и малого омовения, чистоты тела и одежды от наджасы; - укрытие аврата, то есть частей тела, которые должны быть укрыты во время совершения намаза; - принятие намерения совершить таваф, если это не таваф алъ-кудум или обязательный таваф хаджа и 'умры; - таваф нужно начинать от Хаджар аль-асвад так, чтобы всем телом пройти перед камнем; - в течение всего тавафа Кааба должна оставаться слева от паломника (исключая начало тавафа, когда паломник стоит лицом к Каабе, напротив Хаджар аль-асвад); - обязательное совершение семи полных кругов (круг начинается от Хаджар аль-асвад и завершается там же).
Таваф совершается следующим образом: паломник подходит к Каабе таким образом, чтобы Хаджар аль-асвад оказался справа, и целует камень. На этом же месте паломник принимает намерение совершить таваф (если это необходмо). Стоя на месте, он повернется направо, чтобы Кааба оказалась слева от него, и начнет движение против часовой стрелки. Если из-за скопления людей трудно начать таваф вышеуказанным образом, паломник встанет лицом к Каабе в любом месте, где Хажар аль-свад останется справа от него и взмахнув рукой в его сторону, поцелует ладонь. Затем он принимает намерение совершить таваф (если это необходимо) поворачивается направо, чтобы Кааба оказалась слева, и начинает движение против часовой стрелки. В наше время трудно начинать таваф даже таким образом, ибо есть опасность, что он не успеет повернуться направо и людской поток унесет его лицом к Каабе. Поэтому предпочтительно начать движение вперед вышеуказанным образом еще до подхода к Хаджар аль-асвад, а напротив Хаджар аль-асвад не поворачиваясь в его сторону н не останавливаясь, просто взмахнуть рукой в его сторону, поцеловать ладонь и принять намерение совершить таваф (если это необходимо)
После принятия намерения желательно прочитать следующую молитву: «С Именем Аллаха, превелик Аллах! О Аллах, я прибыл паломником, уверовав в Тебя, в подтверждение Книги Твоей (с предвечным обязательством), во исполнение (того) обязательства, что взял Ты с нас в предвечности, и следуя Сунне Пророка Твоего Мухаммада (с.а.с)».
Проходя мимо дверей Каабы, желательно прочитать следующую молитву: «О Аллах, этот Дом- Твой Дом, и это Заповедное место -Твое Заповедное место, и это безопасное место - Твое безопасное место, и это место оберегающегося Тобой от адского пламени!»Во время произнесения слов «ва гьаза макъамуль г1аизи бика мина-ннар» паломник мысленно обращает взор па Макам-Ибрахим.
Пройдя мимо второго угла Каабы, который называется Рукн аль- 'Ираки, желательно произнести: «О Аллах, Тобой остерегаюсь я от греха придания сотоварищей Тебе, от сомнения (в вере) и неверия (куфр), лицемерия и отступничества, от злонравия и грядущих бед на семью, имущество и детей!»
Пройдя под желобом Каабы: «О Аллах, укрой нас под тенью Арша Твоего в день, когда не будет другой тени, кроме тени Твоей! О, Аллах, напои меня из чаши Мухаммада (с.а.с) напоением, что навсегда утолит мою жажду, о Обладатель величия и милости».
Напротив третьего угла Каабы, называемого Рукн аль-Шами: «О Аллах, сделай это мое паломничество принятым Тобой паломничеством, возблагодаренным трудом, причиной прощения грехов моих и торговлей (ради того света), в коей нет неудачи! О, Великий! О, Прощающий!»
Между третьим и четвертым углами Каабы: «О Аллах, сделай это мое паломничество принятым Тобой паломничеством, возблагодаренным трудом, причиной прощения грехов моих».
Напротив четвертого угла, называемого Рукн аль-Ямани, взмахнув рукой в его сторону: «О Аллах, наш Господь, даруй нам в этой жизни милость и в жизни будущей милость, милосердием Своим обереги нас от наказания в могиле и адского огня!»
Когда паломник приходит к Хаджар аль-асвад, откуда начал свой таваф, заканчивается один круг. Последующие шесть кругов исполняются аналогичным образом. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
После завершения тавафа паломнику желательно встать таким образом, чтобы между ним и Каабой оказался Макам-Ибрахим, и совершить двух-ракаатный намаз-сунна в честь исполнения тавафа, предварительно прикрыв правое плечо. Намерение принимается следующим образом: «Я намереваюсь исполнить желательный намаз в два ракаата в честь исполнения тавафа». После намаза желательно прочитать: «О Аллах! Это заповедный город, заповедная мечеть и Твой дом Кааба, в которых Ты запретил войны и насилие, ая- Твой раб, сын Твоих рабов. Я предстал пред Тобою с бесчисленными грехами и плохими деяниями. Это - место, на котором стоял Твой раб Ибрахим, которого Ты уберег от огня. О Аллах! Я прошу Тебя простить мои грехи, воистину Ты Всепрощающий и Милосердный».
Испитие воды Замзам
После этого паломник направляется к источнику воды Замзам. Воду желательно пить как можно больше, читая следующую молитву: «О Аллах! Одари меня полезными знаниями, уделом безграничным, здоровьем от всякого недуга и болезни, о Обладатель безграничной милости». Как было сказано выше, аналогичным образом совершаются все обязательные и желательные та-вафы. Для паломника, совершающего большое паломничество-хадж, совершение тавафа аль-кудум в честь прибытия в Мекку является желательным. Паломнику разрешается совершить са'ю после этого тавафа, и нет необходимости больше его повторять, а также можно отложить его до возвращения из местности Арафат, чтобы совершить после тавафа алъ-ифаза. Для паломника, который совершает 'умру методом таматту', таваф алъ-кудум является обязательным тавафом 'умры, и после завершения этого тавафа паломник совершает са ю, удаляет волосы на голове, и на этом его 'умра завершается. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
После испития воды из источника Замзам паломники, совершающие 'умру способом таматту', направляются к холму Сафа, чтобы совершить са'ю. Паломники, совершающие хадж способом ифрад и киран, также могут совершить са'ю аналогичным образом, и им не придется совершать его повторно после возвращения из местности Арафат. Са'ю совершается следующим образом: паломники поднимаются на холм Сафа и, повернувшись в сторону Каабы, читают 3 раза следующую молитву, после чтения которой обращаются со своими личными мольбами к Всевышнему Аллаху: «Превелик Аллах! Превелик Аллах! Хвала Аллаху за то, что наставил нас на правильный путь! Хвала Аллаху за все Его благодеяния и за все милости Его! Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Аллаха, нет у Него сотоварища! Ему принадлежит власть и слава, Он оживляет и умерщвляет, в Его власти благо, и Он над всякой вещью мощен!»
После этого спокойно направляются в сторону холма Марва, читая следующий аят из Корана: Поднявшись на холм Марва, читают то же самое, что и на холме Сафа, и направляются обратно в сторону холма Сафа. Остальные круги делаются аналогичным образом. Прохождение от холма Сафа до холма Марва считается кругом, обратно от холма Марва к холму Сафа - тоже кругом. Совершая са 'ю, мужчинам желательно па каждом круге пройти в пробежку расстояние между двумя зелеными лампами, висящими на стене мечети, произнося следующую молитву: «Господи, прости и смилуйся. Прости все грехи, что Ты знаешь. Поистине, Ты самый Великий и Благородный!»
Когда паломники поднимутся на холм Марва в четвертый раз, завершаются все семь кругов, и на этом са'ю заканчивается. После этого паломники, которые совершают умру методом таматту', удаляют часть волос на голове, и на этом умра завершается. Паломникам, совершающим хадж методом ифрад и каран, срезание волос на данном этапе категорически запрещается, поскольку их хадж все еще продолжается. После завершения 'умры паломник выплачивает штраф, которым облагается второй способ совершения хаджа - таматту', и ему разрешаются все запрещенные в состоянии ихрама деяния, кроме охоты на дичь Харама и уничтожения его растительности. До восьмого дня месяца зуль-хиджа он может многократно повторять совершение желательных тавафов и 'умры. Особенно желательно совершать коллективные джамаат-намазы в мечети Аль-Харам, ибо вознаграждение за совершенный в этой мечети намаз воздается 100000-кратно. В этом высокочтимом городе также умножаются любые хорошие деяния и даже вознаграждаются намерения совершить богоугодные дела. Но надо помнить, что наказание за плохие поступки увеличивается так же, как и вознаграждение за 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Действия, совершаемые в 8-й день месяца зуль-хиджа
В восьмой день месяца зуль-хиджа тот, кто совершил 'умру методом таматту', принимает намерение вступить в состояние ихрама для хаджа, как это было описано ранее, и всем паломникам желательно направиться из Мекки в долину Мина, где желательно провести эту ночь, читая молитвы и вспоминая Аллаха. Разрешается в эту ночь отправляться в местность Арафат, минуя Мину, если в этом есть удобство.
Действия, совершаемые в 9-й день месяца зуль-хиджа, и посещение 'Арафата
С восходом солнца девятого дня месяца зуль-хиджа все паломники направляются в местность Арафат. Пребывание в местности Арафат является основным действием -рукну хаджа, потому что, в отличие от других действий, для него имеются временные ограничения и его упущение невозможно возместить. Время пребывания в Арафате начинается с полудня девятого дня месяца зуль-хиджа и продолжается до утренней зари следующего дня. Если паломник не посетит Арафат до истечения этого времени, его хадж прерывается, и он обязан возместить хадж в последующие годы при первой возможности. День и местность Арафат являются днем и местом встречи Адама (а.с.) и Хавы после переселения на землю из Рая, и этот день является самым лучшим днем па земле. В этот день Иблис пребывает в скорби и печали как никогда, потому что он видит, как Аллах прощает многочисленные грехи паломникам и как Он ниспосылает им Свои безграничные милости. Пророк Мухаммад (с.а.с) сказал: «Если паломник, пребывая в местности Арафат в день Арафат, подумает, что Аллах не простил ему грехи, это будет самым большим грехом». Также есть изречение Пророка (с.а.с)- «Если день Арафат попадет на пятницу, этот хадж будет приравниваться к 70 обычным хаджам». Такой хадж назывется «алъ-хадж алъ-акбар». В этот день совершил Пророк (с.а.с) свой прощальный хадж. Некоторые паломники ошибочно думают, что необходимо подняться на холм Джабаль ар-Рахмат. На самом деле молено останавливаться в любом месте в пределах границ Арафата, но желательно остановиться у подножия холма, рядом с большими камнями, где останавливался Посланник Аллаха (с.а.с). В этот день желательно по возможности искупаться и совершить коллективный намаз в мечети Намират. Также желательно провести этот день в молитвах, покаянии, чтении Корана. Также желательно прочитать в этот день после полудня суру «Алъ-Ихлас» 1000 раз и просить Аллаха о необходимом в обоих мирах, как передал Ибн-Аббас Также желательно читать следующую молитву, которую читал Пророк (с.а.с), находясь в местности Арафат: «Нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Аллаха, нет у Него сотоварища! Ему принадлежит власть и слава, Он оживляет и умерщвляет, Он - Живой и Вечный, в Его власти благо, и Он над всякой вещью мощен! О Аллах, наполни светом сокровенного знания сердце мое, слух, зрение и язык! О Аллах, раскрой мне сердце (для восприятия истины) и облегчи мои дела!» 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Также желательно помногу читать молитву Хизри: «О Тот, кого не отвлекают одни дела от других и слушание одного - от другого, для которого голоса не сливаются в одно! О Тот, которого не вводят в заблуждение многочисленность просьб и для которого не различаются языки! О Тот, кого не утомляет назойливость назойливых и кого не утомляют просьбы просящих! Дай нам вкусить радость прощения Твоего и сладость общения с Тобой!» Как мы говорили ранее, время пребывания на горе Арафат наступает после полудня девятого дня месяца зуль-хиджа и продолжается до утренней зари следующего дня, и достаточно находиться в этой местности в этом промежутке времени хотя бы мгновенье. Но крайне желательно не покидать местность Арафат раньше захода солнца, а если кто покинет, то ему следует возместить это жертвоприношением. Следует отметить, что нет необходимости отправиться в Муздалифу сразу после захода солнца. Легче и удобнее оставаться в палатках на Арафате, чем томиться в пробках. Если выехать из Арафата после полуночи, дороги бывают свободными, не будет необходимости останавливаться в Муздалифе. Достаточно пересечь его территорию на транспорте и поехать прямо в Мину для кидания камней, что, безусловно, легче и удобнее.
После захода солнца, отложив вечерний намаз, чтобы совместить его с ночным намазом, паломники покидают местность Арафат и перемещаются в долину Муздалифа. - Проведение ночи в местности Муздалифа является обязательным обрядом хаджа. Если паломник пропустит этот ваджиб, он обязан в качестве штрафа зарезать одного барана и раздать мясо беднякам Мекки. Если нет возможности совершить жертвоприношение, он обязан соблюдать 10-дневный пост-уразу: 3 дня - будучи в хадже, 7 - после возвращения на родину. - Проведение ночи в долине Муздалифа считается исполненным, если паломник покинет Муз-далифу через полчаса после полуночи. Если паломник покинет Муздалифу раньше этого времени, он обязан вернуться обратно до наступления времени утреннего намаза. Если не вернется, то будет обязан выплатить вышеупомянутый штраф. - Хотя разрешается покинуть Муздалифу после полуночи, желательно оставаться там до рассвета и совершить утренний намаз у подножия горы Маш 'ар алъ-Харам, как поступил Пророк (с.а.с)- - В Муздалифе собирают камешки средних размеров для кидания в джамрат аль-акаба в десятый день месяца зуль-хиджа, который является днем Курбан-байрама.
Действия, совершаемые в 10-й день месяца зуль-хиджа, в день Курбан-байрама
После проведения ночи в долине Муздалифа паломники перемещаются в местность Мина и совершают следующие действия: 1. Бросание камней в джамрат аль-'акаба. - В долине Мина находятся три места - джамраты, куда паломники бросают камешки. В день Курбан-байрама следует бросить собранные в Муздалифе семь камешков только в один джамрат, который находится на самом краю Мины, на границе с Ха-рамом, и называется джамрат аль-акаба. - Время бросания камней в джамрат алъ- 'акаба наступает после проведения ночи в Муздалифе и продолжается до захода солнца десятого дня месяца зуль-хиджа - дня Курбан-байрама. - В день Курбан-байрама камни следует бросать, стоя лицом к джамрату таким образом, чтобы справа находилась долина Мина, а слева - Харам, произнося каждый раз «Бисмиллагъ Аллаху акбар». При бросании камней целью является основание джамрата. С киданием камней заканчивается время чтения «Лаббайка» и наступает время чтения такбира.
2. Жертвоприношение - Курбан - Резать жертвенное животное -Курбан является важной сунной для паломников, но не является обязанностью. - Курбан можно резать в течение трех дней после дня Курбан-байрама.
3. Удаление волос - Срезание волос является основным действием (рукну) хаджа. Достаточным является удаление нескольких волос, но все же мужчинам желательно обрить голову. - Необходимо помнить, что волосы должны быть срезаны именно с головы. Недостаточно просто подкоротить длинные волосы или удалить их с других частей тела. - Вместе с удалением волос происходит первый, частичный выход из состояния шхрама, и паломнику разрешается все, что было запрещено до этого, кроме половой близости. 4. Совершение тавафа аль-ифаза - После совершения вышеперечисленных действий в долине Мина паломники возвращаются в Мекку, чтобы совершить обязательный таваф - таваф аль-ифаза. - Таваф аль-ифаза является основным действием (руину) хаджа. Время его совершения наступает после возвращения из Арафата. Желательно его исполнить в день Курбан-байрама, можно отложить и до удобного времени. Но необходимо помнить, что до его совершения паломник частично остается в состоянии ихрама и ему запрещается супружеская близость. - После совершения тавафа аль-ифаза происходит полный выход из состояния ихрама, и с паломника снимаются все запреты, включая запрет на супружеские отношения.
5. Совершение са'ю - После совершения тавафа таваф аль-ифаза паломники должны совершить са 'ю между холмами Сафа и Марва, если они не совершили его после приветственного тавафа (таваф аль-кудум). Тем, кто уже совершил са'ю после приветственного тавафа, не следует совершать его повторно. После завершения тавафа аль-ифаза и, при необходимости, са 'ю паломникам желательно как можно быстрее вернуться в долину Мина, ибо намазы, совершаемые в эти дни в Мине, дороже намазов, совершаемых в мечети Алъ-Харам.
Последующие три дня после Курбан-байрама (11, 12, 13 числа месяца зуль-хиджа) называются днями айям ат-ташрик. В течение этих трех дней паломники находятся в долине Мина и совершают там следующие действия:
1. Проведение большей части ночей айям ат-ташрик в пределах долины Мина. - Проведение большей части ночей айям ат-ташрик в долине Мина является обязательным действием хаджа - ваджиб. Поэтому, начиная с захода солнца дня Курбан-байрама, паломники обязаны провести большую часть последующих трех ночей в пределах долины Мина. - Паломник, который не провел одну ночь в границах долины Мина (без уважительной причины), впадает в грех. Кроме этого, он обязан выплатить штраф в размере одного мудда. За упущение двух ночей штраф составляет два мудда. (Некоторые ученые говорят, что штраф за одну упущенную ночь составляет треть стоимости барана, а штраф за две ночи составляет две трети стоимости барана соответственно). Если паломник не проведет ни одной ночи в долине Мина, он обязан выплатить штраф в виде жертвоприношения. Если не имеет на это возможности, он обязан соблюдать пост: три дня- в Мекке, семь - после возвращения на родину.
2. Бросание камней. - В отличие от дня Курбан-байрама, в дни айям ат-ташрик паломники обязаны бросить камни во все три джамрата. Эти джамраты находятся в следующем порядке, если идти со стороны долины Мина: джамрат ас-сугра, джамрат аль-вуста, джамрат аль- акаба, и во время бросания камней необходимо соблюдать этот порядок. Камни бросают стоя лицом к Кибле и после каждого джамрата желательно стоя обращаться к Аллаху с мольбой. - Время бросания камней в дни айям ат-ташрик ежедневно начинается с наступлением времени обеденного намаза и продолжается до захода солнца последнего дня айям ат-ташрик и поэтому можно бросить в любое удобное время. Но если паломник не успел бросить камни одного дня до наступления времени бросания камней в следующий день, необходимо сначала бросить все камни этого дня, и только после этого разрешается бросить камни предыдущего дня. - Если по причине здоровья паломник не в состоянии бросить камни, ему разрешается поручить это другому паломнику. Но необходимо учитывать, что тот должен сначала бросить все свои камни и только после этого бросить камни за больного. - Если паломник бросил камни второго дня и до захода солнца покинул долину Мина, он освобождается от проведения третьей ночи и бросания камней в третий день. Если же он не успеет покинуть Мину до захода солнца без уважительной причины (к примеру, пробки на дорогах), он обязан провести там третью ночь и бросить камни третьего дня после наступления времени обеденного намаза. - Если паломник не успел бросить один или два камня до захода солнца третьего дня, он обязан выплатить штраф в размере одного или двух муддов соответственно. Если не успел бросить три камня, он обязан выплатить полный штраф в виде жертвоприношения. Если он не имеет на это возможности, он обязан соблюдать пост: три дня - в Мекке, семь - после возвращения на родину. После совершения вышеперечисленных действий хадж полностью завершается, паломники возвращаются в Мекку и совершают малое паломничество - 'умру. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Как уже говорилось, чтобы принять намерение для совершения 'умры, необходимо выйти за пределы территории Харама в любую сторону. Но все же желательно посетить одну из трех микатов: Жи'ранат, Худайбият или Тан'им, где находится мечеть Айши. В одном из них паломник принимает намерение вступить в состояние ихрама и возвращается в мечеть Аль-Харам, где совершает таваф, са'ю ('хождение между холмами Сафа и Марва), срезает или бреет волосы на голове. На этом 'умра завершается. Аналогичным образом можно многократно повторить совершение 'умры. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Перед тем, как покинуть Мекку, паломник обязан совершить прощальный таваф - таваф аль-вада'. В его начале необходимо принять намерение совершить прощальный таваф. После завершения тавафа, совершив двухракаатпый намаз-суннат, желательно подойти к Каабе и, стоя между камнем Хаджар аль-Асвад и дверью Каабы, просить у Всевышнего Аллаха помощи в нуждах этого и загробного миров и читать следующую молитву: «О Аллах, Владыка Каабы, защити меня, моих родителей, братьев, детей от огня Ада. О обладатель безграничной милости, щедрости, воздаяния и добра! Одари нас добрым концом во всех наших делах, и сохрани нас от унижения в этом мире и наказания в мире загробном. О Аллах, я Твой раб, сын Твоих рабов, я смиренно стою у ворот Твоего дома с надеждой на Твою милость и страхом перед Твоим наказанием посредством огня. О тот, чье добро безначально, я прошу Тебя, чтобы, очистил меня от грехов и вознес мое имя, исполнил мои нужды, очистил мое сердце, осветил мою могилу, простил мои грехи. Также я прошу, чтобы Ты возвысил меня в Раю. Амин!»