Кто работал в Турции? Расскажите как Вы работали в Турции, как нашли работу, как происходил рабочий процесс, как платили, какие были сложности, какие смешные моменты, были ли служебные романы? Поделитесь опытом, так сказать!
На второй или третий день обучения мы были погружены в минибус, и один из шеф-гидов поехал с нами чтобы показать нам отели. Все отели Алании и Сиде!!! Не правильно выразилась, не отели, а их расположение. Да, у нас были карты, мы делали на них пометки, но отелей было очень много. Очень-очень-очень. В голове все смешивалось в кучу, мозг молил о пощаде и подавал сигналы SOS! Я даже боялась думать о том, что мне прийдется искать эти отели самостоятельно!!! С раннего утра часов до 16 дня мы объехали всю Аланию и Сиде. Потом нас отвезли в Sea Park, одна из экскурсий, где можно было поплавать с живыми рыбками и даже с акулами. Но пока что работал только дельфинарий, и на шоу дельфинов мы посмотрели. Там же нас покормили обедом, а потом снова посадили автобус и провели еще оду экскурсию, по Махмутлару (самый любимый региончик всх гидов Алании хыхыхы).
Еще за время обучения нас возили на концерте Александра Рыбака, который давал его в одном клубе Алании. Приехали тремя большими автобусами, заполнили большую часть клуба. Но уходить нужно было не дожидаясь конца представления.. И вот представьте, он поёт, и посреди песни зрители расходятся)
Все документы на икамет мы оформляли прямо в ложмане, приходил человек из офиса и подзывал каждого по одному. Заполняли все бумаги. Потом через какое-то время нас порциями отвозили в полицию для получения икаметов. Ах да, забыла сказать, наши загран паспорта собрали и хранили в офисе (чтобы мы их не теряли). Но в любой момент их можно было взять. Конечно ходили байки о том, что кому-то не отдавали паспорта, не выпускали из страны, но я лично с такими случаями не знакома.
Нам выдали форму. Причем тем, кто приехал в начале выдали по три- четыре комплекта (у меня половина этого добра пролежала весь сезон). В комплекте были рубашки, брюки и юбки (у парней только брюки естественно). Тёплая плюшевая кофта (оооох как она нас спасала порой), ботинки и даже носки. Фирменная сумка, бейджик, таблички для автобуса, фирменная папка, сервис-ваучеры, документы. Форму сказали подшить по размеру. Но естественно не ушивать юбку до беспредела, и выглядеть прилично. Обувь обязательно должна была быть черной (тёмно синей на край) и закрытой (я везла несколько пар балеток из Нска).
Мы ездили на многие экскурсии. Были в аквапарке, на рафтинге, катались на квадроциклах, плавали на яхте, ходили в хамам. Ездили в океанариум Анталии. Это все было в первые две недели, пока шло обучение. Приятное совмещалось с полезным, по дороге в автобусе все по очереди тренировали свою речь, запоминали окрестности, отели, тур. гиды запоминали порядок проведения экскурсий. Информации было настолько много, что порой хотелось никуда не ехать, а просто от всего этого отдохнуть! Больше всего, пожалуй мне запомнилась поездка в Памуккале, там действительно было на что посмотреть, а по дороге кокардный гид (турок) много рассказывал нам о Турции, от истории до современных дней, о студентах, о службе в армии, о зарплатах, жизненном укладе, о температуре и способах отопления в разных городах, о политическом строе. Короче он говорил целый день, с утра до позднего вечера. Из за ужасного акцента (перерыв на зиму) его почти никто не слушал, а я вслушивалась в каждое слово, было действительно интересно! Когда мы ездили на экскурсии, нас кормили на экскурсиях. Тур. гиды питались там весь сезон))
Делали мы и учебные выезды на трансфер с опытными трансферницами, смотрели как они отмечают гостей, как заполняют документы, как говорят. Опять же большая часть девочек забивали на все это и спали (часто были ночные выезды.) Я с моей подругой садились прямо за водителем и пинали друг друга, чтобы тренироваться не спать. Это было оооочень тяжело для меня!!!
По истечении полутора недель нас повезли в какой-то отель в Сиде, где должен был состояться экзамен гидов, кот. приехали раньше нас. Всех посадили в одном зале, вызывали по одному и слушали текст. Многие вообще не могли связать двух слов. Вообщем гнев шеф-гидов был оправдан. Они кричали, что мы ничто для этой компании, что мы это пушечное мясо, и если не можем справиться с такой простой вешью, как текст, то нам нечего здесь делать. Потом начали спрашивать нашу группу. Не знаю, кстати, почему, но мне не было страшно. Текст отскакивал у меня от зубов, можно было реально разбудить меня ночью и спросить что-то по тексту, я бы ответила. Полный трансфер длился 1,5 часа. Естественно они не слушали его от начала до конца, а спрашивали выборочные части. Короче мои труды не пропали даром, с текстом я справилас на отлично. Но меня пугали отели.
Сдав экзамен нашему шеф-гиду, я выдохнула с облегчением. Он поблагодарил меня за старание и сказал, что скоро я поеду на программу. Фишка заключалась в том, что у компании было 3 типа автобусов: бигбасы(на 45 человек), мидики или трактора, как мы их называли, на 25 чел (они жутко тарахтят, едут медленно и трясутся) и миники (на 12 человек). Чем больше автобус, тем больше ваш доход от стоянок и тем больше гипотетические чаевые. Но те, кто плохо рассказывали текст на экзамене весь сезон катали минибасы (кстати говоря я им завидовала, потому, что там меньше людей и меньше отелей, и программа кончается быстрее). Те, кто хорошо доносили до людей нужные вещи весь сезон катали бигбасы. И изменить мнение шеф-гида о себе было уже невозможно. Это было таким своеобразным "клеймом".
Начинали, естественно все с миников, тем более что заезды были еще малы.
Программы раздавались вечером на ежевечернем собрании, на котором все обязаны были присутствовать, если в это время не находятся на программе.
Позже нам раздали планшеты Avea, в которых была установленна эта программа. Мы должны были отмечать время встречи с автобусом, его номер, встречу туристов в каждом отеле (ставить галочку напротив каждой фамилии и отправлять в офис). Если мы что-то забывали отправить, из офиса звонили и ругались. Нужно было заполнять целую кучу отчетов. Но зато в планшетах был интернет, и я из него не вылазила весь сезон! Да, конечно нам сказали что будут ограничения трафика, и мы будем за излишки платить сами, но в итоге лимитом оказались 10 гб в месяц!!! Потом, кстати, в след. сезоне, его урезали)) Но это было реальным спасением при задержке рейсов и в долгих разъездах. Кроме этого мы все массово купили самые простые телефоны sumsung, которые могут неделями держать заряд, сим карты были корпоративными. Связь внутри компании была для нас бесплатной, а за пределы компании с этих симок звонить было невозможно. Телефон должен был находиться всегда при нас. Никогда в жизни мне не звонили так много, причем в любое время суток. Постоянно возникали разные экстренные непредвиденные программы, изменения, вопросы. Целый список телефонов с именами и фамилиями всех гидов нашего региона (Алания, Сиде), с номерами офиса, операсьонов и водителей на много листов раздали всем лично.
И вот настал вечер, когда я получила свою первую программу! В ней было несколько отелей и 8 человек. В аэропорт я должна была ехать на депаре с другой девочкой ( когда ты едешь в автобусе, но программу ведет другой человек, то это называлось ехать багажом).
Заранее с вечера я нашла на карте нужные мне отели и собрала все необходимое для программы... и ночью отправилась в аэропорт.
Сообщение отредактировал feerfeja - Четверг/ Perşembe, 06.11.2014, 16:11
feerfeja, спасибо за рассказ, очень интересно, очень жду продолжения. Сама бы обязательно поработала бы гидом, от трансферного и далее по возможности, если бы была помоложе. :-)
отельным гидом просто невозможно стать после 2,5 месяцев. Только поработав в компании 3 года (ну минимум 2,5) и показав себя, люди становятся отельниками. Причем в первую очередь ими становятся азербайджанцы, а потом уже все остальные.
тут тоже все было не просто....но у меня был большой опыт работы в туризме 5 лет, хороший английский,начальный турецкий и подвешенный язык))) просто изначально я струсила и не отправила резюме сразу на отельного гида.
Цитатаfeerfeja ()
Но они всегда спали ночью
нам не удавалось лечь спать раньше 3 ночи, и вставали мы в 7 утра...выходных не было вообще! пару раз за сезон нас на 2 часа раньше сняли с работы и дали машину для шоппинга)))) Чувство неудовлетворенности начинается тогда, когда мы ищем счастье снаружи, а не внутри себя!
спасибо за рассказ, очень интересно, очень жду продолжения. Сама бы обязательно поработала бы гидом, от трансферного и далее по возможности, если бы была помоложе. :-)
Вам спасибо)) Рада что вам интересно читать! Насчет работы гидом- у всех на этом сайте свои пути в Турцию, и этот не самый радужный))))
ЦитатаMokka ()
тут тоже все было не просто....но у меня был большой опыт работы в туризме 5 лет, хороший английский, начальный турецкий и подвешенный язык))) просто изначально я струсила и не отправила резюме сразу на отельного гида.
Да, с такими исходными данными просто не справедливо катать трансфер) Я заметила что среди трансферменов попадаются многие люди, способные на большее. Вот например в Америке могут не взять на работу по причине "вы можете претендавать на более высокую должность". По этому я и сказала, что оптимальнее всего, на мой взгляд, работать там студентам в 18-19 лет. И условия работы в разных компаниях отличаются (естественно).
Я весь сезон была уверена, что каптан это по-турецки "водитель"
Этим чудесным замечательным людям я посвятить готова целую главу. Первое, что я хочу сказать, это то, что они все турки. Второе- есть каптаны, которые работают непосредственно на компанию и катаются на фирменных автобусах, а есть каптаны, которые работают на частную компанию водителями и их просто кидают на программы в разных туристичесих компаниях. Они редко знают отели вашей компании, и с ними больше проблем.
Как говорил наш шеф-гид, эти люди не заканчивали трех университетов, чтобы работать шоферами. НО!!! многие девочки относятся к ним как к аборигенам, с абсолютным неуважением и наживают себе кучу проблем на каждый день с самого начала сезона.
Я слышала много много историй об ужасных каптанах, о том, какие они извращенцы и как невозможно с ними работать, какие они жуткие. Я не берусь рассматривать эти случаи. У меня свое убеждение- относитесь к ним с уважением, и они будут относиться с уважением к вам.
У меня это работало, и именно по-этому я сейчас излагаю свою стратегию работы с водителями.
1) Разговаривать с ними вежливо и на турецком. Здороваться, заходя в автобус, спрашивать как у него дела. Это просто элементарная человеческая вежливость.
В подавляющем большинстве случаев, все они (и старые и молодые) очень добродушные, по-крайней мере не злые. Да, была парочка реальных неадекватных мудаков, но всего два-три(!!!) за сезон, из пяти сотен! У кого-то же были ежедневные конфликты, а это о чем-то да и говорит.
2) Не выпендриваться и не командовать, тем более не повышать на них голос и не замахиваться, не пинать их и не бить (я серьезно, у гидов были очень разные случаи, все не описать). Представьте, как такое поведение может разозлить взрослого мужчину турка и все вытекающие из этого последствия! В конце концов автобус без вас поедет, а вот без водителя вряд ли. Многие из них развозят туристов и без гида (немцев, скандинавов и прочих), и считают вас просто досадным недоразумением в своем автобусе.
3) Честно делить с ними чаевые, отдавать причитающиеся им деньги со стоянки. какие чаевые? разве на трансфере оставляют чаевые?))) Да, оставляют. Причем если их нельзя разделить поровну, то чаевые делятся след. образом - с 5 долларов 3 идет водителю, 2- гиду. И никак иначе! Это очень важно для них! Не для всех опять-же, но для подавляющего большинства! Конечно были случаи когда я оставляла все чаевые водителю, или когда они отдавали все чаевые мне, но это исключения, жест доброй воли или почтения. В некоторых случаях их может оскорбить то, что вы не забираете свою часть. Вот такие принципы. Если вы будете честными в этом плане, то и они будут честны с вами (конечно не все, но большинство, не всегда, но чаще всего). Можете рассчитывать на доброе отношение к вам.
4) не заигрывать с ними! В прямом и в турецком смыслах слова! У турков другие понятия "заигрываний", на форуме много об этом написано. Ваше простое "пошутили посмеялись и забыли" для них может выглядеть совсем по-другому. Конечно были девушки, которые спали с водителями за деньги, те, которые не за деньги, те, которые выходили замуж за водителей, но если вы не преследуете одну из этих целей, то тогда ограничивайтесь разговорами о том, откуда он родом (они это очень любят), о работе, о его семье и т.д. а все его пошлые предложения пропускайте мимо ушей. Для них предложить вам секс это действительно просто, как сказать "привет". Просто примите это! Со временем вы действительно перестанете обращать внимание на подобные глупости! Но насиловать вас водитель не будет, это факт! Я уверена, что абсолютно все девушки, которые имели интимные отношения с водителями, делали это добровольно! Да, три раза за сезон у меня были случаи когда после программы водители парковались, подходил к моему сидению и требовали интима. Да, это было неприятно. Но сдается мне делали они это не с проста, создавалось впечатление что с кем-то у них это срабатывало. Была грань, дальше которой они не заходят. В таком случае я набирала номер шеф-гида или офиса, или просто спокойно вставала с места и направлялась к выходу (двери открываются изнутри). За подобные жалобы их увольняли.
Каптаны будут звонить вам, ваш телефон есть у всех. Но за вас никто ничего плохого, ровно как и хорошего не сделает. Относитесь к подобному их поведению как к излишкам работы в Турции, тем более в туризме. Это далеко не самая большая проблема, с которой вам придется столкнуться.
5) Примите то, что о вас будут ходить слухи. Их будут сочинять и водители и девочки гиды, они же будут передавать из уст в уста, чаще даже не зная о ком идет речь. Я например в конце сезона узнала, что спала с добрым десятком водителей за деньги. Вы тоже узнаете о себе много нового. Просто примите это. С другой стороны меня это даже порадовало, потому, что находясь в Турции я действительно начала отношения со своим парнем (нет, не водителем), и эти нелепые слухи только подтвердили все мастерство моей конспирации. Я это к чему? К тому, что все водители сплетничают о вас. Утешайте себя тем, что если бы это было правдой, то вас бы уже депортнули домой.. С другой стороны добрая молва о вас тоже будет переходить из уст в уста. Водители говорят друг-другу, кто хороший а кто плохой гид, кто с ними делится а кто нет. Постарайтесь повернуть ситуацию в свою пользу.
6) Не вредничайте, не ленитьесь подсказывать водителю где находится отель! Я серьезно! Поймите, что вы в одной лодке, чем быстрее закончится программа, тем быстрее вы сможете поспать, поесть и принять душ. Есть водители, которые знают отели, но притворяются, что не знают. Терпеливо обьясните ему, где нахоится этот сраный отель, это будет лучше для вас. Знаю девочек, которые молчали из принципа, мол - это его работа, он нихрена не знает, пусть ищет как хочет! В итоге они получали злого водителя, злых орущих туристов, теряли драгоценные часы сна.
7) Я ни разу не спала ночью на депаре. Я разговаривала с водителями. У вас будут ночные программы. Да, вам хочется спать, возможно очень хочется спать, но поверьте мне, водителю этого хочется не меньше. Особенно в разгар сезона. Они в буквальном смысле клюют носом! Таскайте ему кофе из отелей, разговаривате с ним, делайте все, что угодно, чтобы он не заснул. Если считаете, что это не ваша обязанность, тогда спите. Лично я в течении сезона обращала внимание на каждую новую появившуюся вмятину и проломы в дорожном ограждении вдоль трассы. Это давало мне мотивацию.
8) не ленитесь попросить чаевые для водителя и сказать о том, что у него в автобусе продается вода, кола, фанта и спрайт. У вас язык не отсохнет, а ему и туристам хорошо. Кстати, многие туристы хотели бы оставить чаевые, но впервые сталкиваются с этой традицией, просто не знают о ней. Это факт.
Соблюдая эти нехитрые правила вы может рассчитывать на то, что:
- в жару 40С водитель пустит вас в свой автобус и включит кондиционер, хотя совсем не обязан этого делать, а не оставит жариться на солнце, - он обольет асфальт водой для вас, чтобы балетки не плавились.. -он даст вам воды, колы, фанты, и все остальное, что есть у него в холодильнике, лишь бы вы не умерли от жары. - он довезет вас до ложмана после окончания программы, а не выкинет в последнем отеле с туристами, где вы будете куковать до вечера, вместо того, чтобы сладко спать в своей кроватке. - он будет вас подкармливать и не даст умереть с голоду - он вернет вам вешь, деньги случайно забытую вами или туристами в автобусе, а не заныкает себе. - он не будет из вредности проезжать отели, рассчитывая на то, что туристы будут устраивать истерики вам. А они будут! - с ними можно весело потрындеть, поприкалываться над туристами, пожаловаться на жизнь. Попросить подвести вас куда-нибудь в выходной, позвонить и попросить, чтобы он обьяснил дорогу до отеля другому водителю, который ее не знает.
С водителем вы очень быстро выучите турецкий, в первую очередь маты. Фразы "бакшиш ёк- ложман ёк", "бен чёк помпа истиорум", "улурррррма?", "аманакуэм муштыри", и самая эпичная "нэррреде отель? нереде?" войдут в вашу жизнь навсегда!
Еще не забывайте, что все люди очень разные и их нельзя грести под одну гребенку
Сообщение отредактировал feerfeja - Пятница/ Cuma, 07.11.2014, 19:51
Итак, моя первая программа. На самом деле ничего необыкновенного в ней не было. Я достаточно смутно ее помню. Мой водитель знал все отели, и все прошло гладко. Как я уже говорила, текст трансфера длится около полутора часов. Я всегда старалась рассказывать все. Были люди которые забивали на это и ничего не рассказывали, или упускали большую часть. Каждый приспосабливался как мог. Но все должны были сделать так, чтобы туристы услышали то, что компания хочеи до них донести. В этом единственном и заключается твое предназначение, это с тебя строго спрашивают. Пьяные туристы, не пьяные, в наушниках или не в наушниках, спят или бодрствуют, ты просто обязан донести до них суть. Не донесешь- твои проблемы, начальство найдет методы чтобы у тебя было желание донести до всех.
Мой совет, акцентируйтесь именно на своей работе. Не на том, что у туристов к вам претензии, и не на том, что они часто недовольны. А на том, что нужно начальству. Всех проблем туриста вы не решите. С другой стороны старайтесь быть вежливыми и по-человечески относиться к их трудностям, которые вы можете решить.
Вообще программа проходила след. образом. На депаре (сопровождение отели-аэропорт) вы встречаетесь с автобусом за час до того времени, когда должны забрать первый отель. На деле автобусы часто задерживались, но и гиды, чего уж грешить, просыпали. Причем этот отель мог находиться как в 5 минутах ходьбы от ложмана, так и в 40 минутах езды, встреча с автобусом все равно за час. В назначенное время, указанное в программе, вы приходите на ресепшен отеля. Как правило туристы уже сами вас видят и сами к вам идут. Здесь нужно четко их всех отметить по фамилиям, проводить к автобусу, загрузить, пересчитать и ехать в след. отель, уложившись в данное время. Конечно не все было так гладко.
- Многие туристы ломились в ваш автобус по-умолчанию (и наши и не наши, другие компании, нации), мотивируя своё поведение тем, что "а вы же все равно в аэропорт"! Особенно этим грешили немцы!
- Многие были пьяны до невменяемости, и было сложно найти их и усадить в автобус
- многие туристы не были готовы к тому времени, когда вы приезжали, мотивируя это тем, что "а без нас же все равно не уедут"
к тому же вас видят другие туристы вашей компании, и ломятся к вам с разными вопросами, с негодованиями по-поводу отеля, работы вашего отельного гида, и по поводу грязных наволочек, вообщем по-поводу всего, что вас абсолютно не касается.
Если кого-то из списка не было, ему нужно было позвонить в номер. Выждав 10 минут, мы звонили в процесс -контроль, сообщали о том, что в таком-то отеле нет такгог-то туриста и уезжали. Иногда эти умники, которых мы искали по всему отелю, уже сидели и ждали в автобусе, решив не отмечаться. Надо ли говорить, что в след. отель мы уже опаздывали, и там нас встречали уже недовольные туристы.
Расстояние между отелями было разным. Иногда это были два соседних отеля, иногда два отеля в разных районах (махмутлар- конаклы). Время же по-программе давалось одинаковое.
Однако! Если время опоздания не велико настолько, чтобы часть людей уже самостоятельно уехала в аэропорт на такси, но достаточно для того, чтобы они все уже собрались с чемоданами на выходе (20-30 минут), то погрузка занимала меньше всего хлопот. ))
Когда собраны все отели (для биг-баса норма 9 -10 отелей), то мы еще раз всех пересчитывали, и двигались в аэропорт. По дороге была обязательная для нас остановка, где туристы, которые не спали, разбредались, и потом снова необходимо было собирать всех в автобус, снова всех считать. Часть туристов были недовольны остановками, приходилось разжевывать им, что они пользуются услугами бесплатного трансфера, а не такси, что детям в автобусе необходимо сходить в туалет, что водителю нужно отдохнуть, а мне заполнить документы. Но кто-то из 45 человек всегда оставался недовольным.
К депару стоит добавить то, что туристы постоянно что-то забывают в отеле и требуют ради этого развернуь автобус. Тогда возникает много гемора с тем, чтобы операсьон связался с этим отелем, чтобы работники отеля нашли забытое что-то и передали с таксистом в аэропорт. Но разумеется только при условии, что турист готов платить за такси. Иногда туристам везло, и вешь передавали с идущим следом автобусом, но такие были не всегда. И гиду приходилось брать деньги за такси у туриста в автобусе, потом в аэропорту вместе с ним искать этого таксиста, отдавать ему деньги и возвращать вешь туристу.
Иногда коллеги гиды по своей халатности забывают туристов в отелях (как вариант берут не своих). Это особенно легко сделать, если выходить на программу накуренной или пьяной, а одна у нас вообще пила ацетон Идущий следом автобус, если он имеется, забирал этих людей, и тут уже были недовольны все. Ехать приходилось без остановки, поскольку иначе забытые туристы не успевали на рейс.
Пожалуй на этом основные моменты депара заканчиваются.
Теперь про эррайвэл. (сопровождение аэропорт- отели).
Время прилета указано на большом табло перед входом. Там отображались все задержки, если они были. Иногда самолет садился раньше на 5-10 минут. Приехав в аэропорт все гиды шли к этому табло и проверяли свои рейсы. Задержки были не редкостью. Ждать самолет можно было в автобусе у водителя, если он уже приехал, и если вы знаете номер его автобуса. Во втором терминале мы сидели в бургер кинге. В первом терминале сидеть было негде. Мы кортали время тем, что подписывали брошюрки компании (для каждого ваучера одна штука). примерно по 20 штук на программу. Это нужно было делать обязательно.
Когда самолет садился, мы уже неспеша шли к своим автобусам, если они уже приехали. Первые туристы выходили через 30-40 минут после посадки. На стойках компании им сообщался номер автобуса, они шли к нам, отмечались по номеру ваучера, сдавали вещи в багаж, курили и садились в автобус. Когда все туристы собирались, мы их пересчитывали и отправлялись.
Здесь тоже мы сталкивались с разными затруднениями
-Туристы не спешили выходить. Обычно весь автобус из 40 человек ждал одного-двух заблудившихся или не прилетевших туристов. Может быть эти люди ждали коляску, может быть их багаж потеряли (забрали по ошибке другие туристы), может быть они уехали на такси не отметившись на стойках компании, или где-то заблудились. Если через полтора часа после посадки самолета человек не приходил, то мы шли на стойки к местным операсьонам, отмечали этот факт, и после их разрешения уезжали. Опять же иногда оказывалось, что эти умные люди приходили, пока мы их искали.
Бывало что туристы вышли, а автобуса нет. И стоит вся эта толпа напротив, глазами хлопает...
Программ было много. Обычно я работала в таком режиме: четыре программы, на след. день три, на след. день четыре, на след. день две. и все по новой. Чтобы вы представляли, четыре Аланийские программы по времени, это выезд примерно с часу до трех ночи на первую, и приезд примерно к десяти- двеннадцати вечера с четвертой. В промежутке два-три часа на сон. Но это зависит от того, как вы быстро управитесь, сколько у вас отелей в списке, где находится последний, на каком автобусе вы едете и с каким водителем. Выходной раз в 1,5-2 недели. Но ближе к концу сезона (сентябрь), выходной стали давать раз в 8 дней.
В программе указывался номер автобуса. Девочки знали наизусть все номера, и кто там водитель. У меня, честно, очень плохая память и на номера и на имена, я никогда ничего такого не запоминала, я на это даже внимания не обращала. Да мне и фиолетово по большому счету было, с кем ехать.
Когда я приезжала в ложман у меня было все отточено до мелочей. Я быстро скидывала с себя форму, включала плитку, разбивала яйцо на сковороду, пока оно жарится шла в душ, потом быстро ела и быстро ложилась спать. На все про все уходило 15 минут. Иногда жертвовала душем ради еды, иногда едой ради душа. Это реально так!
Но у меня есть и хорошая новость- организм адаптировался к такому ритму. Во-первых мы могли спать, не смотря на шум, свет, время суток, хождения соседей. Во-вторых даже в выходные дни мы уже просто физически не могли проспать больше, чем по 5 часов. Еще за первые два месяца работы я похудела на 7 кг. При моем росте 178 см я стала весить 50 кг. Я худеть не хотела, поскольку анорексией никогда не страдала. Просто нервы и нехватка времени на еду. Некоторые девочки наоборот набирали (не повезло). Может потому, что много кушали в кафе...
Когда было 2 программы, то это считалось выходным днем, потому, что они заканчивались примерно 12- 14 дня, а иногда и раньше. Тогда можно было сходить на пляж, съездить куда-нибудь (я например встречалась со своим парнем), сходить в магазин, на рынок, постирать форму, заполнить отчеты, убраться в комнате. Но были и стремные программы, когда стоял не депар-эррайвл, а эррайвл-депар. Это значило, что программы вы делаете всего две, но мотаться туда-сюда приходилось все 4 раза.
Еще нам давали экстра программы. Это когда самолет задерживался на долгий неопределенный срок, график сдвигался, и нас могли выдернуть отовсюду, отправить встречать этот несчастный самолет.
Сообщение отредактировал feerfeja - Суббота/ Cumartesi, 08.11.2014, 08:59
Форма гида в Турции это не то, чтобы громоотвод от курортников. Работники отелей клеились и к нам, но делали это скорее по привычке. Мы были в Турции не ради отдыха, и со стороны видели как они работают. Тогда я подумала, что 50% их успеха это как раз эйфория туристок от отдыха и безмятежность. Но многие на самом деле относятся к человеку в форме гида скорее как к "своим", отличая нас от туристов. Через какое-то время работники отелей знали нас в лицо, подкармливали, поили кофе, рассказывали о нелегких трудобуднях. Многие из них провожали каждую неделю разных плачущих девушек в мой автобус, пожимая плечами на мои ухмылки.. что поделать, мол... работа такая). Некоторые девочки-гиды заводили отношения с работниками яхт, рафтинга, с охранниками, вообщем с теми, с кем много общались на экскурсиях. Но стоит учитывать то, что оба в такой "паре" были очень заняты и связаны строгими правилами во время всего сезона, и видиться вне экскурсий не удавалось. Знаю одну девочку-гида, которая вышла замуж за фотографа с яхты. Еще двух девочек, которые вышли замуж за водителей. Еще одна теперь замужем за кокардным гидом. Я это все к тому, что впринципе отношения складывались внутри компании, и такая возможность не исключается. Просто на мой взгляд это действительно сложно- выкраивать время, все скрывать и бояться что кто-то об этом узнает. Да и если посмотреть на общее число гидов в ложмане, то эти счастливые истории окажутся мизерным процентом.. Ну и раз уж я заговорила об отношениях... Действительно сложно предположить, что огромная толпа гидов полгода, а кто и больше, обходятся без интимного общения. Больше всего там процветают "отношения на сезон" с отельными гидами. У многих, кстати, дома семьи и дети, которые даже приезжали в конце сезона, но я не помню ни одного азербайджанца, который остался бы без девушки на сезон Некоторые на два сезона и больше. Некоторые из отельных гидов вроде как имели влияние на офис, и могли сделать для девушки поменьше программ, побольше выходных, но я не знаю, как у них все это устроено. Точнее я даже разбираться в этом не хотела. Кроме этого в ложмане были парочки между гидами, и даже две семейные) многие девочки имели отношения с водителями, но это все держалось в тайне и если передавалось, то только сплетнями и слухами. О том, чтобы кто-то построил отношения вне ложмана, и с людьми не связанными с работой, я лично не знаю. Может они хорошо все скрывали, может мне одной так повезло
Теперь расскажу про реальные трудности, с которыми мы там столкнулись.
Первое это болезни. Мы все оформляли долгосрочную страховку, и по ней нас обслуживали. Меня продуло кондером в автобусе, и поясницу схватило так, что больно было сидеть. Я попросила шеф-гида вызвать врача, мне вкололи антибиотик и выписали мазь. Из-за потери веса лекарство я восприняла с трудом. Пол дня пролежала бледная, как смерть, когда пыталась встать то уши закладывало а в глазах темнело. Тем не менее ночью я поехала на программу. Девочки, кого угораздило отравиться, которых забирала скорая, лежали несколько часов под капельницей, но на программу выезжали по расписанию. Те, кто падали в обморок в аэропорту от жары обязаны были вести программу. Не важно в каком ты состоянии, температура ли или тошнота, ты будешь вести свои программы по расписанию. Нет времени болеть! Это реальность гидов
Второе это аварии. В аварии попадали многие гиды, но естественно это не афишировалось. Самый аварийный участок это г. Серик. Там мы и влетели в другой автобус. Тот автобус в свою очередь сбил человека, резко затормозил. Все лобовое стекло всмятку, ноги моему водителю зажало под панелью. Я постаралась взять себя в руки, попросила людей сидеть на местах, нашарила упавший в проход телефон и позвонила в офис- нет ответа. Шеф-гиду - занято. Когда я сделала третий звонок и обрисовала ситуацию, меня поняли и сказали, что высылают пустой автобус из аэропорта. После этого я обернулась к туристам, все отделались шишками и синяками, только одна туристка очень сильно рассекла губу, и у нее хлестала кровь. Я попыталась успокоить водителя, который был в шоке. Туристы (молдова) были спокойны. Я попросила мужиков как-нибудь поднять руль и оторвать эту панель, которая зажала ему ноги, минут через пять им это удалось. Вместе с женщинами из автобуса мы перетянули ему ногу бинтом, а там уже подоспела скорая, и его увезли. Я вышла из автобуса, и попросила у продавца магазина лёд. Жестами, естественно, указав на холодильник. Завернув в марлю отдала этот лёд туристке с губой. Бедняга плакала.. Только потом я прошла вперед, к машине скорой и полиции. Стараясь не смотреть на труп человека, я спросила полицию, что мне делать. Они сказали выводить всех из автобуса. Я вернулась и и попросила всех осторожно выйти. В салоне было темно (стекла треснули), все покинули автобус, достали багаж и стали ждать новую машину. С водителем все хорошо, через месяц его выписали из больницы, он только немного хромал. С туристкой все хорошо, в отеле ее ждал врач. Я отделалась легким шоком, испорченной в крови рубашкой и несколькими десятками звонков из офиса. Дали ли мне выходной?
Но самое удивительное, что я вынесла из этой ситуации, это то, что меня действительно бережет Бог. Поскольку обычно трансфер рассказывают стоя в проходе, лицом к туристам, держась рукой за сидение. До этого я так и делала. Но это был самый первый! раз за все лето, когда я не рассказала весь трансфер, туристы показались мне совсем незаинтересованными и я забила на экскурсии. Села я за две минуты до аварии, иначе наверное вылетела бы головой вперед через лобовое. Такие случаи, кстати, были.( После этого я рассказывала все исключительно сидя и всегда пристегивалась, что и вам советую. Кроме своего случая за сезон точно знаю о девяти подобных авариях, о которых слышала не по слухам а от самих гидов, которые в них попадали. Подозреваю, что их было и больше, просто это никак не афишировалось, не разглашалось. Еще дошел печальный слух из Мармариса, где погибла девочка-гид, но с мармарисом мы имели связь только через вконтакт, через общих знакомых. Аварии это, пожалуй, одна из первых причин, почему я не хочу больше работать гидом.
Теперь можно перечислить обычные трудности, с которыми сталкиваются абсолютно все гиды. Впринципе эти трудности можно описать одной фразой. Турист всегда недоволен.
Если задержали рейс, потеряли багаж, помяли сумку, оторвали ручку у чемодана, если в самолете громко плакали дети, и даже если в день прилета слишком жарко- виноват в этом трансферный гид.
Если остановились на обязательной стоянке, а туристам хочется поскорее в отель, если сломался автобус, если до отеля ехать дольше, чем обещало тур. агенство, то виноват в этом трансферный гид
Он же виноват, если туристов не заселяют до двеннадцати дня, а в отель его привезли в семь утра. Кондиционер это вообще отдельная песня, половине автобуса холодно, другой половине жарко и детей в духоте тошнит. Кто виноват? Трансфермен. А уж если кондер в автобусе сломался, то вам нужно читать защитные заклинания. Если вы не можете найти отель, а вы часто не можете найти его, а в Сиде вы вообще никогда его не можете найти, то вы сами в этом виноваты.
на вас будут кричать, вас будут оскорблять. Фразы, вроде- "вас уволят", "я все напишу о вас в интернете", будут сыпаться ежедневно! Увы, вас не уволят (серьезно, большая часть гидов к концу сезона мечтают об этом, но всех связывает контракт).
Дайте негодующему туристу бумагу и ручку, пусть он все напишет, выпустит пар. Пожалуется на жизнь. Пообещайте, что отдадите это начальнику всей компании, и вскоре жалоба дойдет до президента Турции. Как правило на этом конфликт заканчивается. К сожалению (для туристов), эти жалобы никто не читает.
Если он не успокаивается, то направьте гнев всего автобуса на него. Это сделать легко, вскоре он утихает.
Если случай совсем неадекватный, попросите водителя остановиться и открыть дверь. Если туриста все не устраивает, то он может выйти прямо сейчас. По моему опыту турист успокаивается сразу, иногда извиняется. Но на моем веку из автобуса на трассе не вышел ни один.
были конечно случаи, когда туристы были всем довольны, улыбались и говорили как им все нравится. Два раза за сезон. Я серьёзно!!!
Самые частые вопросы, которые вы будете слышать по 700 раз за день:
А где здесь можно курить? (это спрашивает двадцать из сорока людей с одного только автобуса). А когда поедем? А чего мы ждем? А с какой стороны будет солнце? А море? А сколько ехать до нашего отеля? Три часа??? А нам говорили 40 минут! А почему мы остановились, может уже скорее поедем? А когда мы уже остановимся, в туалет? мы скоро уже приедем? А где вы так хорошо русский язык выучили? Вы же местная? А почему вы такая незагорелая? А что это за цветок? А море какое, Черное? А можно включить кондеционер? У нас ребенка тошнит. А выключить кондиционер можно? Холодно, ребенка продует. А что это они там выращивают? А почему они русский не учат, они же без нас загнутся.. А вы попросите, чтобы у нас вид на море был? А сколько работнику отеля дать, чтобы он нас заселил в хороший номер? А у нас хороший отель или плохой? А где базар ближайший к нашему отелю? А как зовут того симпатичного парня, который забрал у нас чемодан?
Туристы не готовы идти навстречу вам или другим туристам, примите это как факт. Если у кого-то из туристов проблема, то весь автобус сходится во мнении, что это его проблема. Редко кто уступит место впереди тем людям, которых укачивает. Если и уступят, то сделают это так, что лучше бы не уступали. Мало кто пересядет на другое место, чтобы мама с ребенком сели рядом (когда свободных места всего два в разных концах автобуса). Если на стоянке кто-то опаздывает с возвращением в автобус (думая, что без него никто не уедет), все остальные пассажиры негодуют, спеша уехать без него. Мне помогала мысль о том, что люди которые с долгим трудом копили на горящий тур в 3-звездный отель Алании хотят получить ВСЕ и СРАЗУ. Самые требовательные и недовольные туристы как правило туристы из самых простых дальних отелей.
Вы научитесь пропускать негодования туристов мимо ушей за первую неделю работы. Человек, который едет отдыхать, рисует в своей голове сказку. Когда сказка оказывается прозой он находит виновного (вас). Если совсем тяжело, пожалуйтесь водителю, он включит вам музыку.
Сообщение отредактировал feerfeja - Воскресенье/ Pazar, 09.11.2014, 06:08
Спасибо очень интересные рассказы! Я именно так и представляла реалии работы в туристическом месте летом. Например, на ресепшене при заселении видишь человек 5, а потом они же и утром, и ночью, короче 24часа. Я так и думала, что они толком и не спят.... И официантам оч. тяжело, они бегают замученные с тарелками. А большинство ж туристов приехали поесть. Они бегут быстрей к этой еде, берут десять тарелок, все разлетается... Всегда с моим турком стараемся подружиться с персоналом, оставлять хорошие чаевые, общаться вежливо! Вот тогда отдых прекрасно проходит...но это так везде
feerfeja, еще раз спасибо за красочный рассказ. Я как будто сама поработала :-) так переживала, читая.
да) и я) я когда в августе ехала из аэропорта, на стандартный вопрос - кто сколько раз был в Турции и услышав - что мы практически коллеги, только я по ту сторону баррикад) отправляющая так сказать сторона - то Девушка только со мной практически и разговаривала))) остальным все равно было все не интересно.
feerfeja, спасибо за рассказ по поводу частых вопросов и жалоб туристов. так и должно быть. это ваша работа, тут ничего удивительного. в каждой профессии есть такое. и это не из-за тупости людей, это вам кажется, что такие вещи логичны, а нам так не кажется начиная с того, что меня все спрашивают: "ты архитектор? и что ты строишь?" я не строитель, я не строю. я архитектор, я проектирую. а вы об этом знали? продавцы в магазине по 500 раз на дню отвечают на вопрос "а колбаса свежая?" в каждой профессии есть свои издержки.
Цитатаfeerfeja ()
Туристы не готовы идти навстречу вам или другим туристам, примите это как факт.
100%. и я вам прямо это и скажу. я приехала на отдых, мне плевать на других. а тем более когда тащат маленьких детей. куда? зачем? зачем ребенку в 3 года Турция??? и это не мои проблемы, что его тошнит. у него есть родители, которые накормили ребенка бутербродом с копченой колбасой перед поездкой, зная, что ребенка тошнит в транспорте.
кому еще задавтаь все эти вопросы? мы же не знаем, кто несет отвественность за все это и потом есть недобросовестные работники, которые втюхивают какою-нить какашу. и потом ищи крайних.
это тяжелый труд. нужно, в первую очередь, быть терпеливым и сильным. вы молодец но я все же никогда не стану пользоваться такими услагами. в связи с вышеперечисленным я предпочитаю делать все индивидуально, либо снимать квартиру на время отдыха. Знаешь, в чем разница между жизнью и членом? Жизнь жестче...
Девочки расскажу по свою работу. Иду я на работу на 7 утра,работать должна до 5 ,но так как работа с тестом ,пока не выработаешь ,не уйдешь,то работаю до 7 и до 9 . Муж злой ,сказал уходить,а я хочу работать пока непришли доки. Ну ладно про работу- делаем мы тесто для пирогов слоенных Юфка Джи называется,тесто тонкое ,как хирургическая перчатка ,почти как для пироженого Наполеон. Моя задача его помочить в воде ,если это не может сделать напарница ,накрыть пеленкой и переложить,потом пеленку снять,накрыть этой пеленукой новое тесто выпеченное а это готовое не порвав переложить и так целый день.Руки вверх ,вниз. Плюс мыть бардаки после чая который пьют 5 раз на дню ,я не пью для меня он крепкий как для зеки пьют. помыть посуду после завтрака и обеда и пол после работы. Нравится ли мне ? Нет. Все болит,но делать нечего это мои деньги ,я их вышлю детям. Муж говорит не ходить туда,ждем доки устроит к себе. Коллектив жненщины 4 шт и мужчина старый ,муж одной из женщин. Напарница сирийка моя ровесница ,все хорошие люди и очень дружелюбные и работящие .А чистюли! Делали ген уборку-мне всегда везет на это дело на всех работах. Так они бутылку Доместоса за 5 мин израсходовали! Я тихо смылась в туалет ,одела перчатки думаю там уберу ,после того как мне доместос в глаз попал.Я просто поражаюсь этим женщинам ,промесить тесто целый день и вечером сделать ген .уборку с мытьем окон ,полов ,оборудования, стен и потолков ! Они цеплялись в своих юбках и платках как обезьяны на стенах . Подружилась с сирийкой. Муж у нее умер ,убили . Двое детей. Говорит тяжело ей ,она в 33 года первый раз в жизни работает ,а мол сильная ,я ж до этого работала.Ее до этого муж содержал. Она когда бобмить начали я так поняла в одной юбке и кофте с манто ,хватила детей ,маму ,сестру ,ее детей и убежали в Турцию. Даже золотой запас из дома не удалось взять. Глядя на нее я убираю свои капризы далеко и вперед работать! Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.
Сообщение отредактировал Lisonka - Воскресенье/ Pazar, 14.12.2014, 20:23
Lisonka, а у мужа на работе кем будешь работать? Ты детям будешь помогать или в будущем планируешь забрать их? Даааа,тяжело тебе с таким графиком и муж конечно тоже офигевает.... У тебя есть выходные дни?Как с языковым барьером у тебя на работе? Так,а девушку уволили не с того,не с сего или она не справлялась?Как с вами расчитываются,ежедневно?За то ,что остаетесь дольше положеного(до 7-9) не добавляют ничего? Проблемы в личной жизни?.........Устройся на две рабоы....... Нет личной жизни-нет проблем! :-)
И лишь тогда получишь что-то, когда однажды подытожишь: Нелепо требовать c кого-то, Того, что сам отдать не можешь.
Lisonka, а у мужа на работе кем будешь работать? Ты детям будешь помогать или в будущем планируешь забрать их? Даааа,тяжело тебе с таким графиком и муж конечно тоже офигевает.... У тебя есть выходные дни?Как с языковым барьером у тебя на работе? Так,а девушку уволили не с того,не с сего или она не справлялась?Как с вами расчитываются,ежедневно?За то ,что остаетесь дольше положеного(до 7-9) не добавляют ничего?
У мужа тем же приди ,подай ,но легче, и зарплата и пенсия и 2 выходных. И строго до 5 . А здесь один выходной вчера дали и то я его не почуствовала. Спала,мыла , потом соседи приперлись. Потом ужин и спать. Я детям помогаю Посылку отправила ,теперь деньги собираю, зарплата каждый день 30 лир. Язык все хорошеет. Я новые слова узнаю и жестами общаюсь ,купим в субботу книгу ,там с картинками для детей почти. Девушка болтала много я так поняла. Там камеры стоят. Не добавляют. Дети не знаю потом если получится заберу не сейчас это точно.Отец они с ним живут..Зарплата маленькая у него да и вообще совесть у меня есть ,помогать им надо ,всегда они на мне были . Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц.
Lisonka, держись дорогая,сил тебе и здоровья,дай Бог вам благополучия и деткам твоим....Это некая проверка на прочность,тяжело в учениях-легко в бою... Настраивай себя на хорошее и держи хвост пистолетом! Проблемы в личной жизни?.........Устройся на две рабоы....... Нет личной жизни-нет проблем! :-)
И лишь тогда получишь что-то, когда однажды подытожишь: Нелепо требовать c кого-то, Того, что сам отдать не можешь.
Мы летом отдыхали в Измире 3 дня, время Рамазана было. Бедные официанты, они по 24-48 часов на ногах были, т к утренний завтрак в 2,30 начинался, а второй ужин в 9 вечера, а еще днем 3 разовое питание, это уже не для постящихся. Садиться им нельзя, так что они или сновали меж столиков, или стояли.
Вчера случайно обрела карту памяти из телефона из Турции. Теперь могу дополнить свой рассказ фотографиями.
Выкладываю все в куче поскольку так оно и происходило.
Многие из фотографии не мои, а пересланы мне туристическим гидом, который в отличае от трансферниц, вроде меня, видел в Турции не только асфальт аэропорта.
Это не реклама и не агитация, за или против работы гидом в Турции или посещения каких-либо экскурсий.
Терминал наш дом родной. В Апреле было не жарко.
Вид из Ложмана
Море еще холодное
Комната гида изнутри. Самый большой и просторный вариант
feerfeja, отличный рассказ! И фото тоже, а голуби с аллеи в Манавгате, да? Мы три года прожили в той стороне - Ченгер, Авсаллар, Конаклы. В прошлом году жили в Бельдиби 1. Может тоже расскажу о опыте работы в анимации, но у меня все проще и легче, чем у других, так как мой жених являлся моим ентертеймент менеджером. Большинство проблем, с которыми сталкиваются ребята, прилетая работать в анимацию, обошли меня стороной. Depresyondan çıkmanın iki yolu var: garlar ve havaalanlari