Использование четок Четки - древнее и могучее подспорье в молитве и духовном труде. Их использование является превосходным примером того, как предметы внешнего, материального мира могут становится нашим проводником в мир внутренний, духовный. Их используют в большинстве современных религий и духовных течений, и это простое и гениальное изобретение по праву считается одним из символов духовной мудрости.
Известно, что самые первые из известных четок были созданы во II тысячелетии до Р.Х. в Индии. Первые буддийские четки известны с III века н.э. Первые христианские четки, создателем которых считается святой Пахомий, известны с IV века н.э.
"Пахомий основал в Фиваидской пустыне монастырь Тавенна. Для того чтобы неграмотные монахи читали в день положенное число молитв, он давал им веревку с завязанными на ней узлами, которая и стала первыми чётками христиан" (с) Карпушина (руководитель пресс-службы РЭМ).
Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало). И действительно, чаще всего, четки рассматривают как помощников при чтении молитв: с их помощью проще вести отчет прочтенных молитв или имен бога (богов). И количество зерен соответствуют количеству молитв, которые произносит верующий. Хотя не только молитвами сопровождают перебирание четок.
Известно, что в среднеазиатском шаманстве, особенно таджикском и узбекском, основным шаманским орудием был вовсе не бубен, как принято это считать, а четки. Причем, если у узбеков или таджиков использовали мусульманский вариант четок, то в Армении - христианский (непосредственно о разнице между различными видами - чуть ниже). Перебирая зерна четок, шаманы гадали о смерти, будущем благе или надвигающейся беде, о дожде.
Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций. Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной - Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни - четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).
Наиболее распространенные христианские четки также состоят из 54 бусин - пяти декад, разделенных четырьмя большими бусинами, и еще 5 бусин, предваряющих распятие или медальон. Такая форма четок обусловлена строением католического Розария, до сих пор остающегося основной формой молитвы для католиков.
Конечно же, в христианстве используются и другие виды четок, однако все они построены по общему принципу: отдельная ветвь для распятия или медальона и декады (десятки) бусин (в основном они используются для чтения "Богородицы"), разделенные бОльшими или отличающимися от основных бусинами (для "Отче наш" и литаний). Есть большие четки на 15 декад, предназначенные для чтения всех Таинств Розария сразу. Существуют и совсем небольшие четки на десять бусин, предназначенные для одного десятка "Богородиц".
В некоторых четках декады разделены медальонами с изображениями соответствующих Таинств Розария, что облегчает для преданных процесс медитации. Хорошие, качественно сработанные и украшенные красивым распятием или медальоном (на них часто изображают святых-покровителей) четки становятся надежным подспорьем в духовной практике.
Материалы бусин разнообразны. Наиболее распространенными являются четки из разных пород дерева, из полудрагоценных минералов или хрусталя. Для индуистов наиболее ценными являются четки с бусинами из сандала и рудракши (священных зерен, по легенде наделенных благословением Шивы). Очень утонченными представляются четки-розарий, изготовленные из особым образом обработанных лепестков роз и украшенные изображением Девы Марии. Материал бусин важен постольку, поскольку он способен накапливать духовную энергию, которую мы неизменно передаем четкам при чтении молитв или мантр, неосознанно освящая их как символ нашей веры. Недаром большое количество чудес связано с четками великих святых, прикосновение к которым способно исцелять даже самые страшные болезни.
Четки не просто являются средством подсчета повторенных молитв. Они помогают нам и в концентрации ума, занимая наши руки в то время как наше сознание занято мыслями о Боге. Недаром во многих явлениях образ Девы Марии держал в руках четки, призывая людей с помощью этот простого предмета и молитвы победить силы смерти и ада.
В чем же характерные особенности?
1. Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).
Католицизм: крестик.
Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.
Индуизм: две равнозначные кисточки.
Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки - евангельское учение.
Ислам: оканчиваются продолговатой косточкой или камушком (перед кисточкой), что символизирует веру в единого Бога.
2.Символика четок:
Буддизм: колесо Закона, а так же колесо Сансары, на которое нанизаны бусины-явления.
Христианство: мистический сад роз Богородицы
Индуизм: нить символизирует непроявленное, кольцо - цикличность времени.
Четки-плоды рудакши
Напомню, что первые четки возникли в Индии и существуют там именно как культовая принадлежность. Четки являются визуальным изображением учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений, что вполне созвучно буддисткому учению. Однако, буддизм вышел из брахманизма. И четки брахманов довольно сильно отличаются от всех других разновидностей, появившихся позже.
Много веков назад (приблизительно 15 000 лет) брахманы создали четки, которые являлись символом почитания Солнца. Причем, если боги могли носить символ Солнца на груди, то брахманы, понимая, что не следует уравнивать богов и себя, предпочитали носить этот символ на руке. Четки брахманов имели черный цвет и назывались "рудракшас", то есть "Очи Рудры".
Соответственно, нижестоящие не могли равнять себя со жрецами и носили этот символ в других местах (а может и не носили вовсе). Четки у брахманов отражают модель Солнца и его круговращение в Космосе, и являются религиозным символом поклонения. Учителя передавали свои четки ученикам, как особый знак достижения высокого уровня в Учении.
Старообрядчество: кольцо - знак непрестанной молитвы, лестница духовного восхождения в небо.
3.Количество зерен:
Буддизм: 108 зерен - 108 брахманов, которые присутствовали при рождении Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, - обычно это бусина более крупного размера, чем остальные. Кроме четок со 108 зернами, часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды.
Католицизм: Где-то в районе 1000 года нашей эры ±100 лет, количество зерен в четках варьировалось между 33 зернами - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа, и 50 зёрнами - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после его физической смерти и вознесения на небеса. В начале XIII века святой Доминик, основатель доминиканского ордена (период с 1215 по 1220 г.) ввел в обиход своих послушников чётки в 150 бусин (или 15 десятков) в память о 15 главных событий в жизни Иисуса и Его Пречистой Матери. Чуть позже в обиход католиков вошли чётки в 100 бусин. Келейные четки монахов иногда содержат 1000.
Индуизм: В четках Шивы - 32 или 64 зерна из ягод дерева рудракша. В других - 108 зерен из древесины туласи (108 - сакральное число в индуизме, символизирует Атман - Божественный Абсолют)
Ислам : 99 зерен - циклическое число, соответствующие Божественным Именам (или кратно 99). У четок даже есть свои названия - "тасбих", "субха", "мисбаха" - такие четки состоят из 33 зерен, которые делятся на 3 звена, разделенные тремя специальными зернами - камнями. Четки, состоящие из 99 зерен, делятся на звенья после каждого 33-го зерна. Православные четки из янтаря
Православие: четки делятся звеньями по 10 штук, то есть кратное число камней равно десяти (общепринятое число зерен на чётках - 100 штук в круге, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем - нитяная кисточка.). Отрезков по 10 камней до разделителей должно быть от 1 до 16, а значит, общее количество камней (без разделителей и крестика) должно составлять от 10 до 160 штук. В 67 правиле Номоканона XI века говорится о вервице, имеющей 103 узелка.
4.Материал:
Из чего только не делали четки. Их изготавливали из древесины, из семян или плодовых косточек, кораллов и жемчуга, металлов и минералов, даже из рогов или позвонков животных.
Традиционные буддистские четки из кости - плоские
Индуизм: как было указано выше - ягоды дерева рудракша, древесина туласи.
Ислам: на одной из выставок, посвященной четкам, демонстрировался экспонат - четки муллы из Кабарды, выполненные из наростов на корнях дерева, в этих четках каждое зерно было уникальным, неповторяющимся.
Буддизм: кораллы, деревья, минералы, металлы, кость. Последователи буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) особенно ценят четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. В Тибете умерших не хоронят в земле, там это практически невозможно, и не сжигают (нехватка дров сказывается), а оставляют в специальных местах, где трупами активно занимаются горные грифы, а после них остаются только череп и кости. Понятно, что подобные четки - редкость, и чаще можно увидеть просто имитацию - четки, выполненные из костей животных или человека, в форме миниатюрного черепа.
Нить, навершие, кисточка и разделители в буддизме имеют особые названия и смысл. Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных четок: "белые посвящались Авалокитешваре, красные - Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д."
Материал подбирается исходя из задач, поставленных владельцем. Для отпугивания злых духов, устранения вредного влияния на владельца на четки лучше всего подойдет можжевельник, темно-синий лазурит, красный коралл. Для устранения препятствий, успокоения и лучшей сопротивляемости болезням четки лучше всего делать из сандалового дерева, жемчуга или горного хрусталя.
Для увеличения продолжительности жизни, способствования развития мудрости и повышения духовного развития подбираются четки из семян лотоса, янтаря, семян дерева бодхи, а также из золота, меди или серебра.
Можжевеловые буддийские четки
Для мистических практик используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Четки из кедра помогут снять головную боль (напряжение головного мозга), снизят давление, улучшат сон и сновидения. А кроме этого, защитят от злых людей, колдунов, кошмарных снов. Кроме перебирания в руках, такие четки нужно регулярно перед сном прикладывать к голове и к больным местам, а на ночь - положить их под подушку.
Кстати, кроме "духовного оружия" против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
Известно, что в кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами. Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, мы развиваем не только руки, мы развиваем и мозговую деятельность. Умные китайцы уже в давние времена использовали для снятия стрессов, утомления грецкие орехи. Перекатывая их, вы воздействуете через окончания на пальцах непосредственно на мозг. По тому же принципу работают и четки. Перебирая их разными пальцами, можно влиять на самые различные стороны жизнедеятельности вашего организма, и, в первую очередь, на свое эмоциональное состояние.
Не менее умные японцы рассказывают нам о влияние четок на наш организм в знаменитом труде ученого Току-хиро Намикоши "Шиацу - японская терапия надавливанием пальцами". В нем говорится, что даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть. К примеру, привлекая большой и указательный пальцы, вы можете облегчить головную боль, справится с затрудненным дыханием. Привлекая средний палец , вы сможете снять гнев, воздействовать на депрессию. Безымянный палец поможет повысить устойчивость организма к перепадам давления и магнитным бурям.
Если задействовать ладонь (мять четки, зажав их в кулаке), нормализуется работа всех внутренних органов.
Кроме того, такая работа с четками влияет и на больные суставы, разрабатывая их и облегчая боль, к примеру, при артрите. Рекомендуется это не только тем, кто уже заболел, но и тем, кому заболевание может угрожать вследствие склонности к нему (профессиональное заболевание). И к нам, сидящим за клавиатурой и стучащим по ней пальцами, это относится в первую очередь. Занимаясь с чётками, вы заставляете работать и тренироваться рудиментарные мышцы пальцев рук, которые в процессе жизни атрофируются.
И одна из сторон воздействия четок на наш организм - это их помощь в сосредоточении. Если требуется запомнить какую-нибудь важную информацию в большом объеме (тексты, стихотворения, слова иностранного языка), нужно последовательно перебирать бусинки четок, каждый раз при перекладывании одного зерна, повторяя ту или иную информационную единицу.
К влиянию непосредственно зерен на нервные окончания добавится и влияние материала.
Мусульманские четки из шунгита помогают при заболеваниях щитовидной железы, возвращая её функционирование к норме; вегето-сосудистой дистонии, пониженном жизненном тонусе. Четки из сердолика помогут при головной боли.
Четки могут стать очень хорошим подарком-оберегом, который Вы можете подарить друзьям.
Ну и напоследок, четки в сновидениях.
Если кто-то просто перебирает четки - это к радостям или вашему удовлетворению. А вот если их перебирает священник - это к несчастиям. Если четки перебираете Вы сами - это сигнал, что Вы опасаетесь рисковать без полной уверенности в удачном завершении задуманного.
Надевать четки или бусы на нить - к помощи со стороны богатых. Рассыпать - к утрате своего положения среди друзей и знакомых. Покупка четок сигнализирует о том, что в реальности Вам требуется чья-то помощь для выполнения задуманного.