- Истинный мусульманин, войдя в дом, подходит к своей жене и детям, радуясь и улыбаясь, и первым обращается к ним с благословенным и благим приветствием, как и повелел ему Аллах Всевышний, который сделал его особым приветствием ислама, сказав: «А когда входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». Использовать это приветствие побуждал людей благородный Посланник, который сказал: «О сынок, когда входишь к своей семье, то приветствуй, и будет от этого благо и тебе, и семье твоей». Благодатью является то, что человек встречает свою семью пожеланиями мира, а его появление среди членов семьи подобно приходу весны, поскольку он приносит в их жизнь радость, веселье и счастье, создавая в семье атмосферу приветливости, милосердия и довольства.
- Он протягивает руку помощи жене, если видит, что она нуждается в этом, мягко утешает ее, если она жалуется на усталость, скуку или нужду, и дает ей почувствовать, что она живет под защитой сильного, благородного и великодушного мужа, который всегда защитит ее, позаботится о ней, поинтересуется ее делами и по мере своих возможностей будет обеспечивать ее тем, на что она имеет законное право.
- Он украшает себя для нее в пределах дозволенного шариатом, и уделяет ей часть своего времени, не отвлекаясь на свои дела, увлечения или друзей. - Ислам гарантирует женщине соблюдение прав и в сфере интимных отношений, и гарантии эти столь прочны, что эта религия не позволяет женатому мужчине посвящать все свое время даже поклонению, которое объявляется ею наиболее важным и достойным делом, чтобы не нарушалось то точное равновесие, которое лежит в основе этой великой религии. Подтверждение этому мы находим в хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, сообщившего о том, что «когда Пророк узнал о том, что Абдуллах слишком много времени посвящает делам поклонения Аллаху, он сказал ему: «Мне сообщили, что ты постишься днем и молишься ночью, так ли это?» Абдуллах ответил: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай этого, но постись и прерывай пост, спи и бодрствуй, ибо, поистине, у тела твоего есть право на тебя, и у глаз твоих есть право на тебя, и у жены твоей есть право на тебя, и у гостя твоего есть право на тебя». (Аль-Бухари и Муслим) Благородный посланник распространял свои наставления среди своих сподвижников, призывая их придерживаться умеренности, как в делах поклонения, так и в их семейной жизни, в результате чего, в конце концов, эта умеренность стала частью их натуры. Благочестивый и разумный мусульманин не должен упускать случая внести свежую струю в рутину однообразной семейной жизни с помощью шуток, которыми он мог бы время от времени радовать свою жену и облегчать ей жизнь по примеру великого Посланника, всегда являвшегося высшим образцом.
- Благочестивый мусульманин не раздражается по любому ничтожному поводу, приводящему в ярость невежественных мужей, которые переворачивают все вверх дном, если пища будет приготовлена не так. Он помнит, что благородный Посланник «никогда не порицал еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял ее». (Аль-Бухари и Муслим)
- Женатый мусульманин не ограничивается проявлением уважения и поддержанием хороших отношений со своей женой, но точно также относится и к достойным подругам своей жены, подражая в этом посланнику Аллаха.
- Может случиться и так, что гнев охватит собой женщину, и она станет отстраняться от своего мужа, давая ему понять, что сердится. В подобных случаях мусульманин должен проявить по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера. Поступая так, он приведет довод в пользу того, что Ислам действительно является религией высокоразвитой социальной жизни. Что же касается разобщенности, бедствий, беспокойства и всевозможных расстройств, поразивших отдельных людей, семьи и целые сообщества, то причиной этого становится только удаленность людей от тех высоких ценностей, которые распространяет ислам, их невежество в этом отношении и их неправильные представления об этих ценностях. А между тем они действительно являются высокими нравственными ценностями, и если мужья возьмут их себе на вооружение, то в семейной жизни не будет места всяческим спорам и раздорам, а в домах воцарятся счастье, покой, стабильность и благоденствие. Мусульманин, являющийся настоящим главой семьи и отличающийся пониманием, поступает следующим образом:
– Он старается строго хранить семейные тайны и все то, что доверяет ему его жена, поскольку этого требуют установления шариата. Кроме того, он поступает так с целью укрепления добрых отношений со своей женой и для того, чтобы добиться уважения и любви со стороны окружающих. - Мусульманин предпочитает не ставить свою жену в неловкое положение перед людьми: если он хочет высказать ей свое порицание, сделать замечание по поводу ее поведения или исправить какую-нибудь ошибку, то старается найти для этого подходящее место и время.
- Муж всячески избегает нанесения, каких бы то ни было обид членам семьи своей жены и ее родственникам, поскольку, если это случится, он поставит ее в неловкое положение и унизит ее, а впоследствии и она может допустить что-либо подобное по отношению к нему.
- Один из наиболее тонких моментов, который всегда учитывает мусульманин, связан со стремлением добиться того, чтобы, с одной стороны, ублаготворить свою жену, а с другой - проявлять почтительность по отношению к своим родителям, ведь он является руководителем и попечителем жены, а шариат велит ему почитать своих родителей и повиноваться им.
- Благодаря обладанию столь высокими нравственными качествами и хорошему обхождению мусульманин завоевывает сердце своей супруги, и она ничего не делает против его воли. Это дает ему возможность осуществлять попечение над своей женой посредством использования тех качеств, которыми украсила его эта религия, тех ценностей, на которые она его сориентировала, и тех установлений и законоположений, соблюдение которых она вменила ему в обязанность. Попечительство над женщиной накладывает на мужчину определенные обязательства. Иначе говоря, мужчина полностью отвечает за свою жену. Сообщается, что Пророк сказал: «Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству, мужчина является пастухом для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству, слуга является пастухом для имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастухом и несет ответственность за свою паству». (Аль-Бухари и Муслим) Это - та самая ответственность, которую ощущает каждый член исламского общества, и невозможно найти хотя бы одного человека, не несущего ответственности за ту или иную сторону жизни этого общества. Дело в том, что с точки зрения Ислама жизнь представляет собой труд и созидание, а это значит, что каждый член этого общества должен быть ответственным человеком, не превращая все в шутку и пустые развлечения.
Ислам не только побуждает хорошо относиться к женщине и возвышает ее положение, но велит и ей помнить о своей роли в этой жизни и не выходить за рамки тех ограничений, которые установлены для нее шариатом, чтобы она могла выполнить свое предназначение и сыграть свою роль наилучшим образом, вместе с мужчиной занимаясь воспитанием подрастающего поколения и украшая эту жизнь наслаждением, счастьем и красотой.
Эти качества необходимо иметь всем женщинам, спешащим выполнять обязательные и желательные предписания Всевышнего Аллаха и Его Посланника и, конечно же, желающим войти в Рай:
- Она послушна Аллаху и Его Посланнику. Ибн Хиббан передал, что Пророк сказал: «Если женщина молилась пять положенных раз в день, постилась в месяце Рамадан, оберегала свою честь и слушалась своего мужа, тогда на Судном Дне ей будет сказано: «Войди в Рай через любые ворота»
. - Она послушна своему мужу, если только он не просит сделать что-то против закона Аллаха. Ан-Насаи передал, что когда у Пророка спросили, какие женщины самые лучшие, он ответил: «Те, которыми довольны мужья, которые послушны, и те, которые не выставляют себя и свое богатство на всеобщее обозрение, что может не понравиться мужу».
- Она оберегает честь и имущество мужа в его отсутствие. - Она нежна с мужем и удовлетворяет его желания. Пророк сказал: «Если муж зовет жену в постель, а она отказывается и он засыпает рассерженным, то ангелы проклинают ее до утра» (Муслим)
- Она рожает и воспитывает детей. Пророк сказал: «Те ваши жены войдут в рай, которые хорошо относились к своим мужьям, рожали, если могли детей и всегда выполняли нужды своего мужа. Если муж у этой женщины сердился на нее, она брала его за руку и говорила: «Клянусь Аллахом, я не лягу спать, пока ты не простишь меня».
- Она не просит развода без причины. Пророк предупредил женщин, сказав: «Любая женщина, которая спросит развода без причин, даже не учует запаха Рая» (Са-хих аль-Джамии)- Она избегает причинить ему любой вред. «Если женщина причинит вред своему мужу, тогда его жена в Раю говорит ей: «Не причиняй ему вреда, он с тобой ненадолго и скоро будет у нас» (Ахмад, Тирмизи)
- Она не постится дополнительно без разрешения мужа. «Женщина не должна поститься в присутствии мужа без его разрешения, за исключением месяца Рамадан» (Бухари, Муслим)
- Она всегда спрашивает разрешения мужа на выход из дому, прием гостей и по другим важным вопросам. -Она не рассказывает другим об интимной семейной жизни.
Всевышний возложил на мужчину большую ответственность за жену, семью, родителей и дал ему соответствующие полномочия. Однако главенство мужа не означает, что он лучше или что женщина ниже мужчины. Здесь скрывается мысль, что мужчина и женщина дополняют друг друга, и преимущество одного не является недостатком другого. Аллах создал мужчину и женщину как партнеров и как прочные опоры для строительства настоящей жизни. В задачу женщины входит выносить ребенка, заботиться и растить его. Эта задача не только велика, но и исключительно важна. Она ни в коем случае не является менее ценной. Именно поэтому справедливо возложить вторую половину ответственности на мужа, то есть заботы о затратах на содержание, благополучии жены, чтобы она имела время и возможность заниматься своей важной задачей. Справедливость состоит и в том, что мужчине даны особые физические, психические и духовные способности для выполнения своей задачи, так же как и женщине даны соответствующие способности для ее миссии.
Например, если женщина высказала свое мнение, и ее мнение оказалось правильным, то мужу лучше принять позицию второго праведного халифа Умара, который в конкретной ситуации признал: «Правильно сказала женщина, и ошибся Умар».Алим Сижажев. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.