ДЖИХАД (араб. – «усилие», «рвение») – борьба за веру. Слово «джихад» означает не «священную войну», а «борьбу» или «стремление». Война в Коране обозначается словами «харб» или «киталь». Джихад же означает серьезную и искреннюю борьбу как на личном, так и на социальном уровне, которая предполагает стремление к благому, искоренение несправедливости, угнетения и зла в обществе. Эта борьба должна быть как духовной, так и социальной, как экономической, так и политической. Джихад – это, прежде всего, усердие в совершении именно праведных деяний. В Коране это слово использовано в различных формах 33 раза – часто наряду с такими понятиями, как «вера», «раскаяние», «праведные деяния».
Термин "джихад" часто переводится на иностранные языки как "священная война". Ислам не знает такого термина - "священная война". Ислам признаёт только законную или незаконную войну. Термин "джихад" часто понимают неправильно. "Джихад" означает усердие. Отсюда следует, что "джихад" имеет две стороны. С одной стороны, "джихад" - это борьба с личными низменными страстями, с другой стороны, "джихад" - это справедливая война. Общеизвестно, что в исламе первый тип называется большой джихад (усердие в вере), который предполагает борьбу человека со своими низменными страстями, инстинктами, преодоление этих страстей, очищение себя от всех недостатков и отрицательных черт, освобождение себя от зависти и ненависти к другим. Таким образом, человек становится ближе к Аллаху. Второй вид называется малым джихадом, т.е. справедливой борьбой за веру.
Справедливое сражение в исламе или джихад (борьба за веру) предполагает лишь отражение нападения. Аяты Корана по этому вопросу ясны и понятны. Аллах разрешил мусульманам воевать с врагами, которые нападают на них. "Тем, которые подвергаются нападению, дозволено сражаться" (Сура "аль-Хадж", аят 39). "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (дозволенных границ). Поистине, Аллах не любит агрессивных" (Сура "аль-Бакара" (Корова), аят 190). Это указывает на то, что ислам, хотя и разрешает сражаться, чтобы защищаться, но не разрешает преступать дозволенные границы и совершать агрессию. Ведь Аллах не любит агрессивных. "Если кто преступает запреты против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступил против вас" (Там же, аят 194). Ненависть ислама к агрессии и кровопролитию является принципиальной позицией ислама. Исключение составляет отражение агрессии. Агрессия против других категорически отрицается исламом и не имеет никакой опоры в нашей религии.
Если джихад обозначает борьбу с целью защиты, то это не ограничивается сражением. Джихад может вестись при помощи денег, самопожертвованием, пропагандой или же другими средствами, которые могли бы отразить агрессию. Цель же одна - защита исламского общества и его вероучения (акиды), которое лежит в его основе. Это справедливое право каждой нации, которое признают все международные уставы в современную эпоху.
Если же мусульмане почувствуют, что у врага есть желание установить мир и прекратить агрессию, тогда ислам повелевает идти навстречу и принять мир. "Если (неверующие) склонны к миру, то и ты (Мухаммад) склоняйся к миру и уповай на Аллаха" (Сура "аль-Анфаль" (Добыча), аят 61). Кроме того, ислам призывает к мирному существованию со всеми людьми и установлению добрых отношений с ними, пока они будут поддерживать мирные отношения с мусульманами, не затрагивая их. В Коране много аятов, поощряющих мусульман строить отношения с этими людьми на основе справедливости, дружелюбия и благодеяния. "Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, - ведь Аллах любит справедливых" (Сура "аль-Мумтахана" (Испытуемая), аят 8). Это указывает на то, что целью ислама является распространение мира, (взаимного) прощения, дружелюбия среди людей и взаимного сотрудничества на благо человека, его счастья и спокойствия. Отсюда следует, что распространяемые международными средствами информации слухи о том, что ислам призывает к агрессии, экстремизму, фанатизму, убийству и терроризму являются лишь злостным и ложным наветом, не имеющим никакой основы в исповедании, учении и назиданиях ислама. Ведь ислам отрицает всё это. Ислам - религия милости, милосердия и мира. Подробнее об этом смотри ниже. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Определение понятия «джихад» с точки зрения шариата
К лучшим выражениям, приведенным о шариатском значении термина «джихад», относятся слова шейхуль-ислама Ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: “Джихадом называется приложение возможностей – усилий – с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 10/192-193.
А также его слова: “Ибо сутью джихада является усердие в стремлении добиться того, что любит Всевышний Аллах из веры и добрых деяний, а также отражения того, что ненавистно Ему из неверия, распутства и ослушания”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 10/191.
Из высказываний шейхуль-ислама становится ясным, что джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний, высказываний и убеждений, любимых и одобряемых Всевышним Аллахом, а также отражения деяний, высказываний и убеждений, порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
При использовании слова «джихад» в абсолютном значении среди большинства людей закрепилось мнение о том, что джихад на пути Аллаха – это приложение всех сил и возможностей для войны против неверных, тогда как на самом деле, упомянутое представляет собой всего лишь один вид джихада и одну из его степеней. И понятие джихада в шариате гораздо шире и объемнее этого. И у него есть разновидности и различные степени, которые ученые подробно разъяснили на основе текстов пречистого шариата.
Разъяснение видов и уровней джихада предложил выдающийся ученый и исследователь Ибн аль-Каййим аль-Джаузия в своей книге «Зад аль-Ма’ад», где он сказал: “Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя, джихад против шайтана, джихад против неверующих и лицемеров, и джихад против приверженцев несправедливости, нововведений и порицаемых действий”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.
В отношении этого вида джихада Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:
Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины, без которых человек не обретет ни успеха, ни счастья в обоих мирах. Когда его знание оставляет его, он становится несчастным в обоих мирах.
Второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, ибо простые знания без действий становятся как минимум бесполезными, если не вредными.
Третий уровень джихада представляет собой борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее. В противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом руководство и ясные знамения, и его знания не помогут ему и не спасут его от наказания Аллаха.
Четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха, и стойком перенесении всего этого ради Аллаха”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.
Вот краткое описание джихада против своей души, как об этом упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. Поэтому мусульманину следует начинать джихад на пути Аллаха с джихада против самого себя для повиновения Аллаху, Всемогущ Он и Велик, следующим образом:
Первое. Трудиться над получением знания, пониманием религии Аллаха, Слова Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, в соответствии с пониманием праведных предшественников, да смилуется над ними Аллах.
Второе. Трудиться над действием согласно знанию, ибо целью знания является действие. Знание зовет за собой действие, и если оно отвечает ему, то хорошо. В противном же случае оно уходит, как сказал ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. аль-Хатыба аль-Багдади в “Иктида аль-’ильм аль-’амаль” (40).
Поэтому целью знания является действие. И если мусульманин борется с собой для получения знания, то пусть он трудится над собой и для действия на основании этих знаний. Иногда мусульманин слышит хадис от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, его поражает действие и он удивляется поклонению, а затем он ленится выполнять его, и такое бывает часто. Поэтому это положение требует борьбы с душой и ее контролирование, чтобы надлежащим образом исполнять поклонение Всевышнему и Всеблагому Аллаху.
Затем, когда мусульманин борется с собой для получения знания и действия, он трудится для призыва к этому знанию, которым его облагодетельствовал Всевышний Аллах. И он передает достигшее его благо другим своим братьям, обучает их из того, чему его научил Аллах, и разъясняет им религию Аллаха. Потом он терпит то, что постигает его из неприятностей. И терпение при получении знания, терпение при действии, терпение при призыве и терпение постигающих его неприятностей – это джихад души, и это один из самых великих джихадов на пути Аллаха. Скорее это самое великое и самое основное из него. А остальные виды джихада являются ответвлениями от него. И пока раб не борется, во-первых, с собой ради Всевышнего Аллаха, чтобы совершать повеления и оставлять запреты, он не сможет бороться со своими врагами и врагами Всевышнего Аллаха извне. И как же он может сражаться со своим врагом и требовать от него справедливости, если его внутренний враг принуждает и одолевает его, и он не борется с ним ради Всевышнего Аллаха?! Скорее, он не сможет выступить против своего врага, пока не будет бороться против выступления своей души. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.
Поэтому, если мусульмане допускают упущение в борьбе с собою, они становятся слабыми в джихаде со своими противниками, и в результате их враги одерживают над ними верх.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Превосходство неверных над мусульманами явилось следствием лишь грехов мусульман, что обязательно привело к уменьшению их веры. Затем, если они раскаются вместе с доведением своей веры до совершенства, Всевышний Аллах поможет им, как Он сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Семейство Имрана, 139). Он также сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: “Откуда все это?” Скажи: “От вас самих”» (Семейство Имрана, 165)“. См. “аль-Джауаб ас-сахих лиман баддаля дийн аль-масих” 6/450.
Таким образом, джихад против души является основой джихада, при помощи которого раб Аллаха достигает верного руководства и помощи против врагов. Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Паук, 69).
Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Пречистый Аллах связал верное руководство с джихадом. И наиболее совершенное руководство у тех людей, которые больше всего совершают джихад. И самым обязательным джихадом является джихад с собой, джихад с желаниями, джихад с шайтаном и джихад с миром этим. И совершающего эти четыре вида джихада ради Аллаха Он поведет путями Его довольства, которые ведут к Его Раю. Кто же оставил этот джихад, тот упустил из руководства настолько, насколько он упустил из джихада. Аль-Джунайд сказал (о значении этого аята): «Тех, кто борется со своими желаниями, обращаясь к Нам с покаянием, Мы поведем по пути искренности». Невозможно сражаться с внешним врагом, не борясь с этими внутренними врагами. Тот, кому будет оказана помощь против этих (внутренних врагов), ему будет оказана помощь против его врага. Тот, против кого будет оказана помощь (в пользу этих внутренних врагов), против него же будет оказана помощь его врагу”. См. “аль-Фауаид” 109.
О джихаде с самим собой приведено много хадисов от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и все они свидетельствуют о его важности. Например, хадис Абу Зарра, передавшего: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Наилучший джихад – это джихад мужчины со своей душой и страстью!» Ибн ан-Наджар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1099.
В хадисе от Ибн ‘Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Наилучшим джихадом является джихад того, кто борется с собой ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 1129.
В хадисе Фадали ибн ‘Убайда, да будет доволен им Аллах, сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал во время прощального паломничества: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют свое имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своей душой ради поклонения Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет ошибки и грехи»”. Ахмад (6/21), аль-Хаким (1/10-11), Ибн Хиббан (№ 4862). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 549.
Эти хадисы явно указывают на чрезвычайное значение джихада со своей душой. Поэтому рабу Аллаха следует уделять внимание джихаду с самим собой и совершенствованию его вышеуказанных степеней.
Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “И если раб Аллаха доведет до совершенства эти четыре уровня, он станет “раббани” (ученым и духовным наставником). Ибо предшественники единодушны в том, что ученый не заслуживает того, чтобы называться “раббани”, пока он не узнает истину, будет действовать согласно ей и обучать ей. И тот, кто узнал, действовал и обучал, за того обитатели небес будут совершать много мольбы”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.
Что касается тех, кто сошел с пути в джихаде против своей души, то они представлены различными дорогами и разными группами. Среди них есть те, кто борется с собой для одного лишь теоретического знания, которое заботит его, но он не обращает никакого внимания на действие. Это состояние приверженцев ложного каляма (философское течение в Исламе). Они много заняты знанием, исследованием и размышлением без обращения внимания на явное нечестие, которое охватывает их знание. Среди них есть те, кто борется с собой для совершения действия, однако без знания и без понимания религии Аллаха. Это состояние суфиев, которые отбивают у людей охоту к знанию, удаляют их от его поиска и предостерегают от него. Такие люди часто попадают в заблуждение действия, а те (первые) часто попадают заблуждение знания.
Еще одни борются с собой в призыве без знания и без понимания религии Аллаха, и от их рук в общине распространяется много нечестия, зла и многочисленная ересь.
Что касается борьбы с собой на правильном пути и следовании посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, то она осуществляется исполнением четырех уровней, о которых упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, продолжил: “Что касается джихада с шайтаном, то у него имеется два уровня: 1. Борьба с ним для отражения тех порочных подозрений и сомнений о вере, которыми он наущает раба. 2. Борьба с ним для отражения тех порочных желаний и страстей, которыми он наущает (раба Аллаха). Поэтому после первого джихада появляется твердая убежденность. После же второго джихада появляется терпение. Вместе с обоими джихадами раб становится предводителем и наставником в религии Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Земной поклон, 24). И Пречистый Аллах сообщил, что предводительство в религии достигается лишь терпением и убеждением. Терпение отражает страсти и дурные намерения, а убеждение отражает сомнения и подозрения”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.
Эти слова достаточны каждому мусульманину для понимания, разъяснения и исправления этого положения. Таким образом, джихад против шайтана бывает двух уровней: – борьба раба Аллаха с шайтаном против дурных намерений и запретных страстей, которыми тот наущает его. – его борьба с шайтаном против подозрений и сомнений, которыми тот наущает его.
Обладатели знания сказали, что шайтан имеет два пути воздействия на человека. Первый путь – страсти, второй – сомнения.
Он приходит к человеку и смотрит на его наклонности. И если он обнаруживает слабость веры и повиновения, недостаток поклонения, то он влечет его к страстям и порицаемым деяниям и направляет его на этот путь. Если же он обнаруживает человека твердо придерживающимся повиновения и сильным в вере, то он не приходит к нему по этой дороге. Он приходит к нему со стороны подозрений, сомнений и дурных предположений и вводит его в еретические нововведения.
Это два пути шайтана против человека. И шайтан является его врагом, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу» (Творец, 6).
Таким образом, он является врагом, скорее даже самым большим врагом человека. Поэтому каждый мусульманин обязан относиться к нему как к врагу, совершать против него полный джихад и просить у Всевышнего Аллаха помощи против его наущений, как сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Скажи: “Господь мой! Я прибегаю к Тебе от наваждений шайтанов. Я прибегаю к Тебе, Господь мой, дабы они не являлись ко мне”» (Верующие, 97-98).
И пусть раб Аллаха прибегает к Всевышнему Аллаху и просит защиты у Всеблагого и Всевышнего Аллаха от зла шайтана, его многобожия, его сомнений, страстей и его призывов, и пусть он борется с ним совершенным образом для защиты и спасения от этого заклятого врага. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре уровня: сердцем, языком, имуществом и жизнью. И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью)”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/11.
В хадисе от Анаса сказано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Сражайтесь с многобожниками вашим имуществом, жизнями и своими языками». Абу Дауд № 2504.
Джихад с неверными и лицемерами сердцем – это ненависть и неприятие к ним, отсутствие любви к ним, радость их поражениям, стремление помочь мусульманам против них и другое, связанное с сердцем, что указано в Писании Всевышнего Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит и приветствует его Аллах.
Джихад с ними словом – это прерогатива обладателей знания. Он заключается в разъяснении для них истины, опровержении их заблуждений и лжи, при помощи доказательств и доводов. Всевышний Аллах сказал: «Посему не повинуйся неверным и веди с ними посредством него великий джихад» (Различение, 52). То есть, веди с ними посредством Корана великую борьбу. Это – для обладателей знания, понимающих Коран и разъяснение (Сунну).
К джихаду с неверующими и лицемерами речью также относится то, что относится ко всем мусульманам: мольба к Всевышнему Аллаху о помощи верующим и поражении неверующих и лицемеров.
Джихад с ними при помощи имущества относится к его обладателю и совершается расходами на пути Аллаха для деяний джихада, призыва к Аллаху, помощи и поддержки своим братьям мусульманам.
Джихад с ними жизнью – это сражение с ними руками и оружием, пока они не примут Ислам или будет повержены, как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (Корова, 193).
Также Пречистый Аллах сказал: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (Покаяние, 29). А под словами Ибн аль-Каййима: “И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью)”, имеется в виду, что со всеми ведется борьба четырьмя способами (сердцем, языком, имуществом и жизнью), однако борьба с неверными в большей мере совершается рукою, ибо их враждебность явна. А борьба с лицемерами больше совершается речью, ибо их враждебность – внутренняя и скрытая, и они находятся под подавляющей силой приверженцев ислама. Поэтому с ними ведется борьба при помощи довода и разъяснения, положение их раскрывается, и упоминаются их качества, чтобы люди знали это, остерегались их и оберегались попадания во что-либо из этого. Это подробно разъяснено в Писании Всевышнего Аллаха во многих местах и в сунне посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых качеств
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Что касается джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, то он имеет три степени. Первая: рукою, при наличии силы (къудра). Если же сил нет, то переходится к языку. Если и это невозможно, то – сердцем”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/11.
На эти уровни джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, о которых упомянул Ибн аль-Каййим, указывает хадис Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах. Он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры»”. Муслим № 49. Также и хадис Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из его народа, следовавшие его сунне (пути) и выполнявшие его веления. А на смену им пришли говорящие то, чего они не делают, и делающие то, чего им не велели. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» Муслим № 50.
Поэтому джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел требуется от мусульманина либо рукою, либо языком, либо сердцем. И все это связано со способностью (къудра).
Бороться сердцем может всякий мусульманин. Эта борьба заключается в отвержении сердцем ереси, порицаемых дел и грехов, неприятии и ненависти к ним, желании их уничтожения и гибели.
Что касается борьбы языком, то не каждый может это сделать. Это в состоянии сделать лишь тот, кому даровано знание и разъяснение, кто наделен пониманием религии Аллаха, либо пониманием конкретного вопроса, который он желает отвергнуть.
Что касается борьбы рукою, то это – не для всякого, а лишь для обладателей силы и власти, и тех, кто имеет ответственность. Вот эти люди и изменяют порицаемое рукой.
Из вышеуказанного становится ясно, что у джихада на пути Аллаха имеются виды и степени, и что каждый мусульманин способен совершать джихад на пути Аллаха каким-либо из этих видов, или какой-либо из этих степеней. Поэтому выдающийся ученый Ибн аль-Каййим сказал после того, как упомянул об этих видах джихада: “Это – тринадцать уровней джихада. «А кто умрет, не приняв участия в священной войне, и даже не помышляя об этом, то он до самой смерти страдал одним из проявлений лицемерия» Муслим 1910”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Правила и условия джихада 1. Чтобы джихад основывался на двух условиях, являющихся основами всякого приемлемого праведного деяния: искренности и соответствия шариату.
И Аллах, Всемогущ Он и Велик примет джихад того, кто совершает его, лишь если, тот сделает свое намерение в нем искренним ради Всевышнего Аллаха, желая довольствия Пречистого Аллаха. Если же он желает своим джихадом свою пользу, либо руководство, или тому подобное, что появляется в мыслях и намерениях некоторых людей, то Аллах, Всемогущ Он и Велик, не примет его.
2. Чтобы джихад соответствовал цели джихада и цели, ради которой он был предписан.
Эта цель – совершение джихада, для того чтобы религия была посвящена Аллаху, и чтобы слово Аллаха было превыше всего, как это приведено в хадисе. Пророку, да благословит и приветствует его Аллах, сказали: «О, посланник Аллаха! Один сражается ради трофеев, другой ради славы, третий ради показухи. Что же из этого является борьбой на пути Аллаха?» Он сказал: «Кто сражался ради возвышения слова Аллаха, тот и на пути Аллаха». аль-Бухари № 7458, Муслим № 1904.
3. Чтобы джихад был со знанием и пониманием религии, поскольку он является одним из самых великих и важных поклонений, как было упомянуто выше.
И поклонение не будет правильным, если не будет совершено со знанием и пониманием религии. Поэтому ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”. Ахмад в “аз-Зухд” 365
4. Чтобы джихад сопровождался милосердием и добротой к творениям, ибо джихад не предписан в Исламе для устрашения душ, либо для нанесения обиды другим, поэтому не следует понимать, что это относится к джихаду на пути Аллаха.
Всевышний Аллах описал эту сражающуюся общину, сказав: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Семейство Имрана, 110). Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Лучшими из людей для людей являются те, кто приведет их окованными в цепи, пока те не вступят в Ислам”. аль-Бухари 4557.
5. Чтобы джихад был справедливым и далеким от вражды и притеснения.
Это правило важно, и о нем было приведено повеление и подчеркивание в джихаде на пути Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (Корова, 190). Всевышний также сказал: «И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (Трапеза, 8).
6. Чтобы джихад совершался с правителем мусульман, либо с его согласия, будет он праведным или нечестивым.
Это относится к самым важным правилам, без которых нельзя обойтись в джихаде на пути Аллаха, ибо джихад, особенно джихад с врагами жизнями, будет совершенным лишь при наличии силы. Силы можно добиться лишь объединением, а объединение осуществляется лишь правлением и властью. Правление же будет налажено лишь слушанием и повиновением правителю. И упомянутые вещи являются тесно связанными друг с другом, и одни из них не могут быть совершенными и правильными без других. Более того, ни религия, ни мирская жизнь, не могут быть приведены в порядок без этого. См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/390, “ад-Дурар ас-сания” 7/328.
7. Чтобы джихад на пути Аллаха совершался в зависимости от силы или слабости мусульман.
Поистине, состояние общины бывает различным в зависимости от времени и местности, и джихад на пути Аллаха был предписан в Исламе в несколько стадий. В мекканское время джихад рукой и мечом не был предписан, поскольку мусульмане были немногочисленны и слабы. Однако был предписан джихад сердцем и языком. Всевышний Аллах сказал: «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него великий джихад» (Различение, 52). Это мекканский аят, и о словах: «Веди с ними посредством него», Ибн ‘Аббас сказал: “Посредством Корана”, как это передал от него ат-Табари в своем «Тафсире».
8. Чтобы джихад вел к преобладающей пользе и не приводил к большему вреду
Это потому что джихад во всех его видах был предписан лишь для установления пользы и отражения вреда от Ислама и мусульман, как личности, так и всего общества. И он будет оставаться предписанным, пока будет точно или согласно большему предположению известно его соответствие этим шариатским целям. Если же будет точно или согласно большему предположению известно, что осуществление джихада приведет к вреду, большему, чем польза, тогда он не будет предписанным, и не будет джихадом, который приказано осуществлять. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Самым наилучшим джихадом и благодеянием является то, в котором больше всего подчинения Господу и больше пользы для раба Аллаха. А если оно вредит ему и препятствует тому, что более полезно для него, то оно не будет праведным деянием”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 22/300.
Вывод:
В общем, основой этих правил и их выводом является: суждение согласно Корану и Сунне во всех больших и малых делах, и наиболее важными из того, что охватывается этим правилом, являются четыре вещи: верность убеждения, искренность намерения, истинность упования и прекрасное следование.
Ведь слово и дело муджахида, не придерживающегося правильного убеждения, не будет сохранено от вреда и отклонения от истины, поскольку правильность убеждения является основой здравости слов и дел.
Джихад муджахида, который не придерживается искренности намерения в словах и делах, не будет ни ради Лика Всевышнего Аллаха, ни ради возвышения слова Аллаха, а будет ради себя самого и своих желаний.
Муджахид же, который не соблюдает истинность упования на Всевышнего Аллаха, не может быть твердым в джихаде на пути Аллаха и выносить его трудности. Напротив, его решимость ослабляется, а надежда на помощь Всевышнего Аллаха уменьшается.
Джихад же муджахида, который не соблюдает прекрасное следование посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, не будет ни правильным, ни далеким от новшеств и отклонений от истины. Напротив, его джихад будет ближе к разрушению себя самого и других, чем к исправлению и призыву к прямому пути. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Всевышний Аллах предписал джихад в Исламе и вменил его в обязанность мусульманам во имя высших и похвальных целей. Часть из них раскрывается в следующих словах ученых.
1. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Целью джихада является достижение такого положения, при котором Слово Аллаха – превыше всего, а религия целиком принадлежит Всевышнему. Другими словами, цель его – установление религии Аллаха”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 15/170, 28/23.
2. Он также сказал: “И цель джихада состоит в том, чтобы люди поклонялись Одному лишь Аллаху, взывали только к Нему, и молились только Ему, и совершали земные поклоны только для Него, постились только ради Него, совершали паломничества исключительно к Его Дому, и приносили жертвы только ради Него, и совершали обеты только ради Него, и клялись только Им, и уповали только на Него, и страшились только Его. Ибо Он – Единственный, кто дарует блага и удаляет зло. Он – Единственный, кто ведет создания по прямому пути. И помогает им только лишь Он. И дарует им удел и обогащает их только лишь Он. И никто не прощает их грехов, кроме Него!” См. “Маджму’ аль-фатауа” 35/368.
3. Шейх ‘Абдуррахман ибн Насыр ас-Са’ди сказал: “Джихад бывает двух видов: джихад, который несет в себе благополучие для мусульман, исправление их вероучения, нрава и всего, что связано с их религиозными и мирскими делами. Также этот вид джихада воспитывает в мусульманах истинные знания и деяния. Этот вид и есть основа джихада и его смысл, и именно на нем основывается второй вид, а это джихад, под которым подразумевается защита Ислама и мусульман от врагов из числа неверных, лицемеров, еретиков и всех врагов религии”. См. “Уджуб та’аун байна аль-муслимин” 8.
4. Уважаемый шейх Ибн Баз сказал: “Джихад бывает двух видов: наступательный и оборонительный. И целью каждого из них является распространение религии Аллаха и призыв людей к ней, выведение их из мрака к свету, и торжество религии Аллаха на земле, и чтобы вся религия принадлежала Одному Аллаху, как сказал Всевышний Аллах в Своей Благородной Книге в суре «Корова»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». Он также сказал в суре «Трофеи»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху». И аятов с похожим смыслом много. Также посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будут выстаивать молитву и выплачивать закят. И если они сделают это, то оберегут свои жизни и имущества от меня, кроме случаев, когда ислам предоставляет на это право, а ответ они держать будут уже перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик». Хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о достоверности которого согласились аль-Бухари и Муслим”. См. “Маджму’ фатауа ва макалят мутанаууи’а” 18/70. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Отклонение от истины в понимании джихада на пути Аллаха
Всякий джихад, целью которого не является возвышение слова Всевышнего Аллаха, или в котором не соблюдены ни необходимые правила шариата, ни обязательный исламский этикет, считается отклонением от истины в джихаде и выходом из основной цели, ради которой был предписан джихад. Отклонение бывает двух видов: влияющим на основу джихада и влияющим на обязательное совершенство джихада. И по мере вступления раба Аллаха в это отклонение, он будет терять для себя обещанное достоинство джихада на пути Аллаха. Напротив, для него будет засчитан грех и наказание по мере его отклонения.
Поэтому было приведено много пророческих хадисов с разъяснением отклонений в джихаде и предостережении от них. Эти хадисы подразделяются на два типа.
Первый тип: хадисы, высказанные о различных видах отклонений и противоречий в джихаде. Например:
1. Хадис Му’аза, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: «Сражение бывает двух типов. Что касается того, кто сражался ради Лика Всевышнего Аллаха, повиновался правителю, расходовал драгоценное, мягко обращался с товарищем, оберегался нечестия на земле, то его сон и бодрствование будут наградой для него. Кто же сражался для хвастовства и показухи, ослушался правителя, распространял нечестие на земле, то поистине, он не вернется с благом» Ахмад 5/234, Абу Дауд № 2515. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
2. Хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто вышел из повиновения, отделился от общины мусульман и умер, тот умер смертью невежества. Кто сражался под неясным (слепым) знаменем и гневался за свое племя, или призывал к национализму, или помощи своему племени и был убит, тот был убит убийством времен невежества! Кто выступит против моей общины, убивая ее праведных и грешных, не заботясь о ее верующих, не соблюдая обещание с теми, кто имеет с ним договор, тот не имеет ко мне отношения, и я не имею отношения к нему» Муслим № 1848.
3. Хадис Бурайды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Выступайте в поход с именем Аллаха на пути Аллаха и боритесь против тех, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев до тех пор, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не надругайтесь над телами убитых, и не убивайте детей» Муслим № 1731.
4. Хадис Му’аза ибн Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Тот, кто стеснял дома, или совершал разбой на дорогах, или нанес обиду верующему, у того нет джихада!» Ахмад 3/440, Абу Дауд № 2629. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Второй тип отклонения: хадисы, высказанные о конкретных видах отклонений и противоречий, и предостережении от них в джихаде.
1. Предостережение от джихада для показа храбрости и чтобы было сказано о смелости совершающего его. В хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскрешения, окажется человек, павший мучеником. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и тот признает их, а потом (Аллах) спросит: “И что же ты сделал в благодарность за них?” Он ответит: “Я боролся ради Тебя, пока не погиб!” (Аллах) скажет: “Ты лжешь, ибо боролся ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: “Смельчак!” И это (слово «смельчак») уже было сказано (о тебе). После чего относительно (этого человека) будет отдано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, и он будет ввергнут в Ад» Муслим № 1905.
2. Предостережение от джихада ради мирской выгоды. В хадисе Йа’ля ибн Мунайи, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал о мужчине, который поставил условие выплатить (ему) три динара перед выступлением в джихад: «Я не вижу в военном походе этого человека никакой пользы для этой и последней жизни, кроме динаров, которые он запросил» Абу Дауд № 2527. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
3. Предостережение от сражения ради племенного национализма. Как об этом упоминалось в хадисе от Джундаба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто сражался под неясным (слепым) знаменем и гневался за свое племя, или призывал к национализму, или помощи своему племени и был убит, тот был убит убийством времен невежества!» Муслим № 1848.
4. Запрет убивать женщин и детей в джихаде. В хадисе Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, передано: “Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, запретил убивать женщин и детей” аль-Бухари № 3015, Муслим № 1744.
В хадисе от аль-Асуада ибн Сари’а, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Что заставило вас убивать детей?!» Они ответили: “О посланник Аллаха, они лишь потомки язычников”. Тогда он сказал: «Разве лучшие из вас не являются потомками язычников?! Клянусь Тем, в Чьей руке находится душа Мухаммада, каждая душа рождается в естестве (фитра), пока ее язык не выскажется о ее (принадлежности)» Ахмад 3/435, аль-Хаким 2/123.
5. Запрет убивать себя, что называют актом мученичества. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: «Кто сбросился с горы и убил себя, тот будет падать в огонь ада, оставаясь там навечно. Кто выпил яд и убил себя, тот будет медленными глотками пить его в огне ада, оставаясь там навечно. Кто убил себя железом, тот в огне ада будет этим железом в руке причинять себе мучения, оставаясь там навечно» аль-Бухари № 5778, Муслим № 109. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
6. Запрет уродовать трупы: Как в хадисе от ‘Имрана, да будет доволен им Аллах: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, запретил нам надругаться над трупами”. Абу Дауд № 2667.
7. Запрет грабежа и присвоения имущества: Как в хадисе от ‘Абдуллаха ибн Зайда, да будет доволен им Аллах: “Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, запретил грабеж и уродование трупов”. аль-Бухари № 2474.
В хадисе Зайда ибн Халида, да будет доволен им Аллах, сказано: “Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, запретил грабеж и присвоение имущества”. Ахмад 4/117.
От ‘Амра ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Нет ни захвата имущества, ни грабежа!» ат-Табарани 17/23.
От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не относится к нам тот, кто совершил грабеж». Ахмад, ат-Тирмизи № 1601. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
8. Запрет присвоения добычи в джихаде до его раздела В хадисе ‘Умар ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто незаконно присвоил верблюда или овцу, придет в День воскрешения, неся его на себе». Ахмад 3/498.
Передается от ‘Амра ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Нет ни кражи, ни незаконного присвоения добычи». ат-Табарани 17/18.
Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Верующий не присваивает незаконно добычу». ат-Табарани 11/229.
9. Запрет мусульманину предавать того, кто доверился ему, и убивать его Как в хадисе ‘Амра ибн аль-Хамика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если один человек доверился другому, а тот убил его после доверия, то в День воскресения для него будет поднят флаг предательства». аль-Хаким 4/353.
От него, да будет доволен им Аллах, также передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Я непричастен к тому, кто убьет доверившего ему свою жизнь человека, даже если убитый будет неверным». Ахмад 5/224, ат-Тахави в “Шарх аль-Мушкиль” № 203.
10. Запрет нарушать договор с теми, с кем имеется договор о перемирии или гарантия безопасности В хадисе Абу Рафи’, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Я не нарушаю договоров, и не задерживаю послов». Ахмад 6/8, Абу Дауд № 2758.
От ‘Амра ибн ‘Абасы, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «У кого имеется договор с какими-либо людьми, пусть не изменяет и не нарушает его, пока не завершится его срок, или пока он расторгнет договор». Абу Дауд № 2759, ат-Тирмизи № 1580.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто убил того, с кем имеется договор, тот не почует запаха Рая. А запах Рая, поистине, исходит из расстояния в сорок лет». аль-Бухари № 3166. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Является ли простое убийство неверного джихадом на пути Аллаха?
Поистине, непременно известным в религии является то, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, возвысил важность крови, усилил запрет ее пролития, сделал пренебрежение этим и нарушение его запрета большим грехом и великим нечестием, назначил за это страшную угрозу и мучительное наказание в День воскрешения.
Поэтому если каждое убиение души – будет она мусульманской или неверующей – не будет по праву, которое позволил Всевышний Аллах, и которое подтвердил исламский шариат, оно будет запретным согласно шариату, и это считается в Исламе одним из больших губительных грехов. Тот же, кто назвал это джихадом на пути Аллаха или сделал это дозволенным действием, тот является заблудшим и вводящим в заблуждение других, вышедшим из единогласия мусульман, и даже из того, в чем единогласны шариаты предыдущих религий. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Давайте поразмыслим над тем, что рассказал нам Всевышний Аллах о Своем пророке Мусе, мир ему, в Своих словах: «Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: “Это – одно из деяний шайтана. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение”. Он сказал: “Господь мой! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!” Он простил его, ибо Он – Прощающий, Милосердный. Он сказал: “Господь мой, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособничать грешникам”. Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: “Ты являешься явным заблудшим”. Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: “О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей”» (Рассказ, 15-19).
В этом рассказе мы видим, что тот, кто попросил у Мусы помощи, был лицом из его группы, то есть, израильтянином-мусульманином. А тот, против кого он попросил помощи, был его врагом, то есть, неверным-египтянином. См. “Тафсир ат-Табари” 18/186, “Тафсир ас-Сам’ани” 4/128. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Из этих аятов видно, что этот неверный-египтянин напал на израильтянина-мусульманина, и Муса, мир ему, захотел защитить его по праву и не намеревался убить неверного врага. Однако поскольку Мусе, мир ему, была дана физическая сила, его удар кулаком привел к смерти того египтянина. Всевышний Аллах сказал: «Муса ударил его кулаком и прикончил», то есть, ударил кулаком в грудь и убил его, хотя не желал его смерти. См. “Тафсир ат-Табари” 18/189-190, “Тафсир аль-Касими” 12/4699.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Тот египтянин был неверным, придававшим сотоварищей Великому Аллаху, а Муса вовсе не хотел убивать его, а желал лишь поругать и обуздать его. И вместе с тем Муса сказал: «Это – одно из деяний шайтана. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение». И он сказал: «Господь мой! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Аллах простил его, ибо Он – Прощающий, Милосердный. Муса сказал: «Господь мой, за то, что Ты оказал мне милость», то есть, из мощи и силы, «и я никогда не буду пособничать грешникам». См. “аль-Бидая ван-нихая” 2/42.
Цель здесь заключается в том, что Муса, мир ему, начал раскаиваться и сожалеть о той смерти, к которой привел его удар кулаком неверного-египтянина, притеснявшего израильтянина. И Муса посчитал это непреднамеренное убийство прельщением шайтана, и что он совершил этим несправедливость по отношению к себе, попросил у своего Господа прощения и покаялся Ему. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
От аль-Хасана аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, передается, что он сказал: “В то время убийство неверного не было дозволенным, поскольку это было время удерживания от сражения”. См. “Тафсир аль-Куртуби” 13/173, “Тафсир аль-Касими” 12/4699.
Этот рассказ включает в себя великие поучения и уроки, о которых следует поразмышлять и принять во внимание. Они таковы: – это убийство было ошибкой, и оно не было преднамеренным, нацеленным убийством. – убитый был неверным, придававшим Аллаху сотоварищей, и вместе с тем он был притеснителем, проявлявшим несправедливость к израильтянину. – он был из народа, чья вражда к сыновьям Исраила была очень сильной, и они убивали их сыновей, и оставляли в живых их женщин, и это было большим испытанием от них. – Муса, мир ему, посчитал в этом положении его убийство деянием шайтана, то есть, его прельщением и наущением, ибо шайтан является врагом для сына Адама, уводящим его от правильного пути в заблуждение, явным в своей вражде к человеку. – Муса, мир ему, посчитал ошибочное убийство им неверного несправедливостью по отношению к себе и сказал: «Господь мой! Я поступил несправедливо по отношению к себе». – Муса, мир ему, посчитал это грехом, за который следует попросить прощения, и ошибкой, за которую следует покаяться Всевышнему Аллаху, и он сказал: «Прости же меня». – Муса, мир ему, дал обещание Всевышнему Аллаху не помогать и не содействовать ни в грехе, ни в преступлении. И это смысл его слов: «Господь мой, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособничать грешникам». – было достоверно утверждено, что преднамеренное без права на то убийство неповинной души является распространением нечестия на земле и не относится к деяниям устанавливающих порядок. Поэтому второй египтянин сказал: «Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей» (Рассказ, 19), думая, что Муса, мир ему, намеренно делал это. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
В этих поучениях и уроках имеется ясное и убедительное разъяснение мерзости убиения неповинной души, не заслужившей смерти, даже если эта душа является неверной, и что это действие противоречит исламскому шариату и руководству посланников.
В сообщении от Салима ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, он сказал: “О жители Ирака, что заставляет вас спрашивать о малом (грехе), и совершать большое? Я слышал, как мой отец ‘Абдуллах ибн ‘Умар говорил: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: «Поистине, смута придет оттуда» и указал рукою на восток, откуда появляются оба рога шайтана. Вы рубите головы друг другу, тогда так Муса, мир ему, убил (человека) из семьи Фараона по ошибке, и Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал ему: «Ты убил человека, и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тебя тяжелому испытанию» (Та ха, 40). Муслим № 2905.
Выдающийся ученый ас-Са’ди упомянул огромную пользу, связанную с предыдущими аятами, и сказал в своем комментарии: “Сюда относится то, что недозволенно убийство неверного, с которым имеется договор либо по соглашению, либо по обычаю, ибо Муса, мир ему, счел убийство неверного египтянина грехом и попросил у Аллаха прощения за это. Сюда относится также то, убивающий живые души без права считается тираном, который распространяет нечестие на земле. К этому относится также то, что убивающий живых душ не по праву и считающий, что он желает устанавливать порядок на земле и устрашать грешников, является лжецом в этом. И он является распространяющим нечестие на земле, как рассказал об этом Аллах со слов того египтянина, подтверждая сказанное им, а не отрицая: «Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто устанавливает порядок». См. “Тайсир аль-Карим ар-Рохман” с.726. 너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
Также шейх ас-Са’ди сказал, подытоживая пользу этих аятов: “Сюда относится также то, что недозволенно убийство неверного, с которым имеется договор по соглашению, либо по обычаю, ибо Муса сожалел о своем убийстве египтянина, попросил у Аллаха за это прощения и покаялся Ему. Сюда относится также то, что убивающий живые души не по праву считается тираном, распространяющим нечестие на земле, даже если его намерением было устрашение, даже если он считает себя устанавливающим порядок, до тех пор, пока шариат не принесет дозволения убийства души”. См. “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан” с.131.