Наступила Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой. И посвящена она воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданиям, Крестной смерти и погребению (в церковнославянском языке слово "страсть" означает "страдание"). Все дни Страстной седмицы называются великими.
Страстная седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост – это отдельное время. По словам священников: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда человек идет навстречу Богу. Страстная седмица – это время, когда Господь идет навстречу человеку. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога (диакон Андрей Кураев).
Богослужения Страстной недели отличаются целым рядом знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Церковь призывает в эту неделю оставить все суетное и мирское — и последовать за Спасителем.
Первое – по мере веры и здоровья (и если работа не связана с серьезными физическими нагрузками) усугубить пост в эти страстные дни. По Уставу: в первые четыре дня Страстной недели — сухоядение (не вареная пища без масла). В приходской практике на Страстной седмице — питание без рыбы, мяса и молочных продуктов. Многие стараются вкушать пищу и без растительного масла. Несколько полезных советов от протоиерея Александра Рябкова: "Пост в эту неделю должен становиться строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане.
Время поста – это время научения истинам Божиим. Им научаются, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу еще усерднее надо читать Библию.
Желательно полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в интернете.
Святые отцы призывают помнить – когда мы пост превращаем просто в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: "Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку". Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, и то слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом". Ведь пост – не цель, а средство. Средство для достижения главной цели жизни христианина – стать наиболее похожим по характеру на Христа. И в этом еще может помочь непрестанная молитва. Например, молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". "Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием..." (преподобный Амвросий Оптинский).
Также святые отцы советую читать Священное Писание (по возможности — всего Нового завета, а как минимум — Евангелия от Иоанна) И еще — полезно после работы упражняться в доброделании – помощи больным, сиротам, старикам… Можно посетить кого-нибудь в больнице или на дому. Помочь убраться, или, может, просто терпеливо выслушать.
Встретив праздник Входа Господня в Иерусалим с освященной вербой в руках, православные на следующий же день начинают готовиться к встрече Пасхи. Страстная, в народе СтрашнАя, неделя - время наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение.
«Страшной» понедельник
На протяжении всей недели, с самого понедельника, вся Русь крещёная мылась-чистилась: приводили в порядок избы, дворы, огороды, чтобы в чистоте и порядке величать день Светлого Христова Воскресенья. «С Великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горла бабам дела».
Великий вторник
В Великий вторник, как и во все дни Страстной седмицы, Православная церковь вспоминает события последних дней жизни Иисуса на земле, совершает торжественные и продолжительные богослужения. В народной же традиции каждый день Страшной недели отмечен особыми поверьями и обычаями, зачастую обусловленными хозяйственными, бытовыми нуждами. Во вторник было положено делать «сочёное молоко». Рано утром, до рассвета сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой - «молоко» готово! Этим зельем поили домашний скот, чтобы уберечь от болезней, поили опять же до восхода солнца. Любопытно, что женщины ни в коем случае не показывали «соченого молока» мужчинам, иначе «никакого толку не от лечения не будет».
Великая среда
В этот день Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 серебряников, в чём раскаялся после распятия и удавился. А русскому крестьянину всё хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, нужно было вывести животных на двор, облить во талой водой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней целебной «четверговой» солью. Так отвращали всякую напасть от двора, оберегали «своё» от нечистого, неведомого «чужого», таившегося повсюду в Страшные дни, пока жизнь не восторжествует над тьмою.
Чистый четверг
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Спаситель принёс себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг. В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь – нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг – на то он и чистый - топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение. Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот. Изгоняли из дома тараканов и клопов. Очерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углём или копотью от четверговой среды кресты на дверях, окнах, заслонке печи, матице – всё, чтобы уберечь от дурного влияния. В Великий четверг пережигали в печи соль, которая по народному поверью сама по себе целебна, а «четверговая» - особенно. С этого дня начинали стряпать пасхальное праздничное угощение: пекли куличи, делали творожную пасху, красили яйца, варили пиво, готовили мясные яства.
Великая пятница
День распятия и крестных мук Спасителя, день строжайшего поста, день, когда выносят из алтаря плащаницу, покрывало с изображением снятого с креста Иисуса, и кладут в центре храма.Священник кадит плащаницу, произносит молитвы, затем её украшают цветами, зажигают свечи, после чего прихожане подходят «прощаться со Спасителем», целуют образ Христа. В Страстную пятницу русский человек не работал – грешно.
Великая суббота
В Великую субботу, предшествующую Светлому Воскресению Господню, крестьяне на Руси перед сумерками заклинали утренники-морозы, просили их не губить яровые хлеба, лен и коноплю. В этот день начинали святить пасхальные угощения, памятуя о пребывании Иисуса Христа во гробе.
Светлое Христово Воскресенье
«Христос воскресе! Воистину воскресе!» - слова ликования, очищения, просветления, которыми мы приветствуем друг друга, поздравляем в Праздник праздников - в светлый день Пасхи. Приступая к утренней освященной пасхальной трапезе, разговляясь после самого долгого и строгого поста, русский крестьянин, преисполненный неизъяснимой радости, отождествлял воскресение Спасителя с возрождением природы. Матушка-природа вместе с человеком торжествовала, праздновала великое евангельское событие - светлую победу над тьмою смерти. Повсеместно ходила слава-молва о «солнечных заигрышах»: будто солнце красное, поднимаясь над землей, очищенной воскресением Христа, радостно играет-пляшет своими лучами. «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, красное, снарядись!» - так детвора и молодежь встречала первые солнечные лучи, а за песней и пляс, и хоровод, и еще хоровод. Хороводами и веселыми гуляньями славилась Светлая Пасхальная неделя, приходившая на смену Страстной.