1. Турция реально очень большая страна и перемещение из одного ее конца в другой может занять некоторое время или даже несколько дней (зависит от вида транспорта и удаленности точки).
2. В Турции нет разветвленной сети железных дорог в нашем понимании. Да, основные города связывают ж/д пути (Анкара, Стамбул, Измир), но остальные города, а так же мелкие городки не имеют таких привилегий. Тем более что некоторые станции закрываются и вы, как иностранец, который сидит дома за компом и просматривает ж/д направления Турции, никогда не узнаете, куда все таки реально идут поезда и в какое время они это делают. (В 2010 я ехала на поезде из Стамбула в Эскишехир – все было отлично; в 2012 этого уже сделать было нельзя, т.к. станцию закрыли на реконструкцию, но информации об этом нигде не было, точнее в интернете до сих пор это направление указывается как действующее)
3. Поезда перемещаются значительно медленнее автобусов, поэтому такая поездка занимает много времени. *Кстати, не забывайте о том, что вы не сможете купить «никакие» билеты находясь ЗА пределами Турции. Для того что бы купить билет он-лайн у Вас должен быть турецкий номер телефона, а не карточка Visa Gold, а раз турецкого номера нет, так и билетов тоже нет – приходи и лично покупай.
4. В Стамбуле есть еще паромы, они там ходят как трамваи, четко и по расписанию, а паркуются как Сами Насери в «Taxi» - на это стоит посмотреть, там на Босфоре офигенный трафик! Есть местные паромы, которые просто ходят с европейской на азиатскую часть Стамбула, а есть и такие, которые пересекают Мраморное море и везут вас в Ялову, Бандирму и Бурсу (от парома еще 20 км. на местном автобусе до собственно Бурсы; 3,5 лиры). Компания “Burulas”: Стамбул – Бурса – 20 лир/чел, есть еще IDO, это самая большая и самая дорогая компания (до Бурсы 42 лиры/чел).
5. Основным же средством передвижения между городами являются автобусы. Комфортабельные, с встроенным монитором в переднем сидении (все фильмы на-турецком и наушники часто не работают, так что профита мало). Мальчик стюард (а там только мальчики и работают, т.к. они еще и помогают багаж грузить, а турецкие женщины «коня на скаку» останавливать не собираются, да и вообще, не пристало им работать!) один или два раза разносит напитки (чай, кофе, кола, вода) и какое-то печенье + если что, воды можно дополнительно попросить (бесплатно, конечно). В туалеты в автобусе то ли не принято ходить, то ли их вообще там нет.
6. Автобусные перевозки, в отличие от еды оказались в Турции дешевле, чем в Украине. От Бурдура до Стамбула – 640 км. обошлись нам в 60 лир, т.е. 276 грн (курс 4,6 к гривне), тогда как Одесса – Киев (460 км.) стоят почти столько же – 200 грн.
7. И при этом, бензин у них очень дорогой – почти 2 Евро. Многие ездят на газе или дизеле.
А теперь собственно замечательные детали автобусных перевозок, которые начинаешь понимать, когда с этим реально сталкиваешься:
• Интернет есть не во всех автобусах. Т.е. заявлен он у многих, но в реальности за все наше 12 дневное путешествие ни в одном автобусе мы его так и не нашли; мы находили следы интернета в виде работающего wi-fi, но самого интернета там не было. Разве что мимо проходящие автобусы нас им дразнили – у них он был перебежчик! Да, но менеджер, который продавал нам билеты, клялся и божился, что интернет будет, но сутра не его смена, водитель и стюард не при делах, поэтому и спрашивать не у кого… даже не поругаешься, они все равно не говорят на английском.
• Спать в ночном автобусе невозможно (хотя ulka_manu это сделала). Автобус останавливается каждые 2-3 часа и не для заправки: туалеты, «покурить» и поесть в 12 ночи в дорожном ресторане, это наше все. Включается свет, а иногда и радио, ВСЕ пассажиры выходят и на 20 минут остановка обеспечена.
• Кстати, у всех автобусных компаний есть особая договоренность с закусочными/придорожными столовками, поэтому все остановки не случайны, а преднамеренны! )) satinenok говорила, что от какой-то компании в такой столовке можно было бесплатно поесть (показываешь билетик и ешь), но нам так не повезло.
• Багаж, какой бы он ни был, дополнительно не оплачивается. Об этом можно даже не спрашивать менеджеров, потому что они все равно не поймут или посмотрят на вас «большими глазами», это общеизвестный факт. Но проворные стюарды неприменут наварить чуток денег и могут попросить с вас дополнительных 20 лир (это обед на 2-х) «за погрузку багажа». Отличной и проверенной тактикой тут является: а) отдать все деньги женщинам, т.к. турки изначально обращаются только к мужчинам, а у мужика, «мол, у меня и денег-то нет, а девушка ушла за печеньками, давай потом на остановке»; б) тактика «мороз меня не раз спасал» полное игнорирование проблемы, а потом на конечной станции идешь к менеджеру компании, и тот говорит «какие деньги?!»; ну или просто падаешь на мороз. Это работает!
• Каждый конкретный автобус это все время какое-то приключение: в одном были розетки для подзарядки телефона под сидением (больше этого нигде не было), а на пароме розетки вообще были в потолке; в другом, один из каналов монитора выводил на фронтальную камеру, что было очень прикольно; где-то после каждой остановки всем раздавали стакан воды, а где-то и чая не было. Интернета не было нигде – это константа
• Да, у каждой автобусной компании есть свои персональные остановки со всей инфраструктурой. Т.е. на этот мини автовокзал заезжают автобусы только этой компании, здесь сидит один менеджер, есть туалет, кафе и кресла для сиденья. Но это совершенно не означает что вам отсюда будет легко выбраться! )) Такие станции строятся обычно в пригороде или на подъезде в город, возле аэропорта или еще в каком-нибудь труднодоступном месте. Уехать оттуда сложно по ряду причин, таких как непрерывный трафик впереди-пролегающего автобана (дорога на аэропорт) или сложной многоуровневой развязки в пригороде. Поэтому, как правило, компания предоставляется бесплатные сервисы: мини-автобус довозит пассажиров до ближайшей станции метро, в аэропорт + всегда стоят желтые такси, готовые вас отвезти куда угодно, но уйти на своих двух оттуда зачастую некуда.
• У каждой компании свой набор городов, куда она ходит, что естественно. Поэтому стоит все два раза проверять, ведь понравившаяся компания может просто не идти в нужном направлении, а время на поиски уже потрачено.
• Автобусы могу опаздывать и вам никто об этом не скажет и не объявит (ни менеджер, ни вокзал) и даже, когда автобус придет на нем, вполне возможно, не будет написано что он идет в ваш город (он может идти транзитом), так что все нужно уточнять у водителя или «мальчика» с багажом.
• Турки обычно выписывают необходимое вам количество билетов на одно имя и то, его пишут неправильно или вообще вписывают левое имя, но зато все должны четко сидеть на своих местах. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Итак, собственно, привожу названия автобусных компаний, чтобы вам было легче гуглить наличие мест и расписание автобусов.
Ulusoy (ulusoy.com.tr) – там не было интернета, с нас пытались собрать доп. деньги за багаж, все время носили воду, дорожки в автобусе брызгали освежителем воздуха, показывали «Назад в будущее 2» на турецком – это было оооочень странно. А еще в Стамбуле у них калечный мини вокзал возле аэропорта Ататюрка и они не останавливаются на главном автовокзале (otogar).
Nilüfer (https://www.nilufer.com.tr) – удобные кресла и единственный автобус, где все таки был интернет, но в 5 утра, мы в нем как-то не очень нуждались.
Pamukkale – она чуть дороже других контор, но есть подозрение что там есть за что доплачивать.
Metro (https://www.metroturizm.com.tr) – с виду вроде бы нормальная контора, но мы так и «не попробовали» ее. Хотя по последним данным с наших друзей там тоже пытались взять доп. деньги за багаж.
Kamil Koc (https://www.kamilkoc.com.tr/) – тут был вид с фронтальной камеры, не было чая, розетки под сиденьем, есть wi-fi, но интернет не проплатили.
Varan (https://www.varan.com.tr/) – та же контора что и Ulusoy, у них одни вокзалы и остановки, но у Varan по больше автобусы.
Ismail Ayaz (https://www.ismailayaz.com.tr/) – ходит в глубину страны, классическая автобусная компания.
Это основные компании, есть так же много локальных или просто не таких известных, но в целом, стоит рассчитывать именно на этих перевозчиков.
Я буду только рада, если у вас будет более радостный опыт автобусных перевозок (мы были с велосипедами, так что может чуть больше нервничали). Надеюсь вы откроете еще какие-то интересные моменты относительно перевозчиков или поездки в целом. Новый опыт это всегда хорошо!
Удачи в путешествиях и не забывайте, что иногда хорошо быть глупым туристом, а иногда проверенным путешественником! Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Еще хотела добавить незначительную, но интересную для русского человека деталь. В междугородних автобусах рассаживают по гендерному признаку, т.е. мужчин с мужчинами, женщин с женщинами (искл женатые и родственники, в общем те, у кого фамилии одинаковые).
Еще хотела добавить незначительную, но интересную для русского человека деталь. В междугородних автобусах рассаживают по гендерному признаку, т.е. мужчин с мужчинами, женщин с женщинами (искл женатые и родственники, в общем те, у кого фамилии одинаковые).
даже представить трудно - купе в поезде как заполняется.... Если ты для мужчины нолик, поставь на нем крестик...