Название Невшехир (Nevşehir) означает Новый город и очень даже себя оправдывает. Мало того, что это название город получил всего-то в 14 веке, он еще и областным центром стал всего лишь в 1954 году.
Город занимает всего лишь пять кв.км. И в нем живут по последним переписям около 300 тысяч невшехирцев.
Центральная точка города – гора, на которой находится древняя крепость, построенная византийцами, и потом доведенная до ума османами. Сейчас она доводится до ума самим временем, поэтому выглядит весьма ветхо, хотя с нее открывается красивый вид на город.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В Невшехире стены старых домов, выходящие на солнечную сторону, выкрашены в черный цвет. Там всегда прохладно, а черная стена нагревается быстрее. Поэтому, если посмотреть на эту часть города с солнечной стороны, получится наверно весьма готичная картинка.
Каждый городок Невшехирской области по-своему очень известен и посещаем. Виной всему знаменитая Каппадокия – когда-то извергнувшийся вулкан покрыл всю местность лавой, а сухой ветер и эрозия почв из этой лавы соорудили космические пейзажи, одно из самых знаменитых мест Турции.
В Каппадокии, как известно, люди рыли себе дома в мягком и податливом туфе, образовавшемся благодаря вышеупомянутым природным явлениям. Такие холмы приступают и к старой части города, и там до сих пор живут люди, пристраивая к пещерам частично дома, в пещерах хранят продукты, а часто и оборудуют их под обыкновенные комнаты. Это опасно, конечно, - периодически случаются обвалы. Поэтому в новой части города строятся многоэтажки, и мэр города проводит повальное переселение.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Это по сути кладбище погибших воинов, но по религии считается, что погибший на войне солдат не умирает, а попадает сразу в рай. Поэтому их даже хоронят в обмундировании, в отличие от обыкновенных покойников, которых заворачивают в ткань. Человек предстанет перед Аллахом после смерти для определения его дальнейшего местопребывания, а солдаты, защищавшие Родину, в этом не нуждаются. Большинство мемориальных плит посвящено битве при Чанаккале, освободительной войне Турции начала 20 века. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Несколько лет назад в Невшехире устроили конкурс на новое здание автовокзала. Победил очень космический проект, под стать всему каппадокийскому пейзажу. На форумах было множество хвалебных и критичных отзывах местных жителей. Но, так или иначе, его строили, строили и, наконец, построили. Нифига себе какой.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В Невшехире есть старая церковь Девы Марии, в ней с 1950 по 1992 (в других источниках по 1983) год была тюрьма. Когда ее закрыли, хотели применить помещение для более мирных целей: музей или ресторан там устроить. Но пока думали, она так растрепалась, что теперь стоит пустует.
Местные, конечно, рассказывают о целом экшне, как будто заключенные вырыли подземный ход, разумеется, деревянными ложками и все сбежали. Но что-то не нашлось подтверждения этому детективу. Хотя пусть будет.
В центре города есть небольшой фонтан с интересной композицией из трех кувшинов, из которых течет вода. Называется он Место семьи Дойган. Большой кувшин точно из восточной сказки, а в подобных среднему кувшину посудинах (только без носика) невшехирские хозяйки и по сей день запекают всякие блюда из фасоли и гороха. Вероятно местная кулинарная фишка. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
А, да, еще на той самой горе есть мечеть, покрытая свинцовыми пластинами. Это мечеть Ибрагима Дамат Паши, который в 18 веке был здесь визирем. Он насмотрелся стамбульских архитектурных чудес и решил возвести и себе большой религиозный и хозяйственный комплекс. Ее так и прозвали свинцовой мечетью за покрытие, которое уберегало от всяких осадков, и вероятно было впервые применено в той местности. Иначе зачем было бы ее именно так называть.
Кстати, бывший постоялый двор того самого комплекса теперь стал археологическим и этнографическим музеем. Невшехирцы очень этим гордятся. Еще бы, город повидал всю историю от хеттов до сельджуков на пару с Кайсери и близлежащими территориями, поэтому экспозиция музея не на шутку, то есть офигительно масштабна. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.