Анатолия как известно земля не просто древняя, райская. Здесь есть и такой город как Акшехир, тот самый где материально, самым простым жизненным опытом творил суфий всемирного масштаба, известный в Азии, да и и во всем просвещенном миру более нежели чем Маркс, Ленин и Гитлер вместе взятые. Речь идет о Мулле Насреддине. Ходжа Насреддин научил своих последователей способу «деления по-Божески»: одному гору, другому - полную горсть, третьему - каплю. И сегодня во всём мире принят именно этот способ распределения благ.
Надпись на въезде в город: «Dunyanın Ortasına Hosgeldiniz» - «Добро пожаловать в Центр Вселенной!».
Насреддин жил в Акшехире в XIII веке. Земляки - по всему видно, что знают в юморе толк - не просто поставили ему памятник, но усеяли ими весь город.
Для глухомани с населением в 60 000 человек Акшехир невероятно ухожен (по турецким стандартам). Каменные набережные, изогнутые мосты – и все ради этого ручейка. На дворе май, уровень воды – максимальный за год. Рукотворное русло выглядит как еще одна шутка.
Насреддин Ходжа здесь и теперь живее всех живых. Да – если вы еще не в курсе – он был турком-сельджуком.
Таблички на постаментах пересказывают истории о Ходже. Местные мужчины, наверное, знают их наизусть.
И женщины Акшехира, судя по одеждам, все еще живут прошлым.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Однажды Ходжа попросил у богатого соседа одолжить ему большой казан. Попользовался, а потом вернул его и маленькую кастрюльку впридачу. Сосед: «Зачем даешь мне кастрюльку?». Ходжа: «Твой казан, пока был у меня, ее родил, и я как честный человек должен тебе ее отдать». Сосед обрадовался, спорить не стал, взял кастрюлю. В следующий раз Ходжа снова попросил казан, сосед с готовностью его дал. Проходит время, приходит грустный Ходжа: «Сосед, твой казан вернуть не могу, он умер». Сосед: «Ты что, меня дуришь? Как посуда может умереть?». Ходжа: «Когда она родила, ты поверил, почему теперь не веришь?»
Ну раз умер, в Акшехире и казану поставили памятник. Кстати, на заднем плане забор того самого кладбища. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
А вокруг – горы, в рощах на окраине Акшехира работают уютные ресторанчики под открытым небом. Справа на фото – местный клуб, мы все-таки в райцентре. Хорошо здесь дышится, и от ручья не дует.
В переводе на русский Акшехир - это Белгород. Расположен он в глубине Малой Азии, 130 км к западу от Коньи. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
...В пышной чалме и длинном полосатом халате Ходжа Насреддин спускается к берегу озера, достает глиняный горшочек с йогуртом и, старательно помешивая ложкой, заквашивает йогуртом озеро. Обступившие его турки с удивлением спрашивают, что это он делает? Не моргнув глазом, балагур отвечает: «Что я делаю? Вы же видите, квашу озеро». «Но у тебя ничего не получится, дорогой Ходжа. Ведь это вода», — замечает кто-то из толпы зевак. «Вода-то вода. Однако сколько вас собралось у нее, и все вы ждете чуда, а вдруг озеро заквасится, а вдруг потекут молочные реки с кисельными берегами?»
Этим ритуалом в турецком городе Акшехир, считающемся местом упокоения Ходжи Насреддина, открывается в июле международный фестиваль самого популярного на Востоке героя из народа. Почти всегда он проходит под лозунгом: «Ваши лица расцветут улыбкой». А победитель конкурса на лучший анекдот или артистический номер в духе Ходжи получает главный приз — «Золотого осла Ходжи Насреддина».
Праздник начинается с красочного шествия, во главе которого сам Ходжа. И на сей раз под улюлюканье и гомон толпы он проследовал на ишаке, сидя задом-наперед, с палкой в руках, которой указывал на центр мира.
Это тоже понятный жест. Помните, в одной из баек о Насреддине ему задают коварный вопрос, на который, казалось, невозможно ответить: «Где находится самый центр Земли?» «Здесь, — ответил Ходжа, воткнув свою палку в землю. — Если не верите, можете убедиться в моей правоте, измерив расстояние от меня во все стороны».
В Турции у въезда в город Сиврихисар (около 100 километров к югу от Анкары) на перекрестке трех дорог стоит памятник, изображающий Ходжу таким образом. На постаменте в виде земного шара написано: «Центр мира здесь». Турки и туристы со всего мира специально приезжают сюда, чтобы совершить своеобразное паломничество и поклониться Насреддину.
В этом году, когда во всем мире под патронажем ЮНЕСКО отмечались 800-летие со дня рождения Насреддина, посвященные ему празднества приняли в Турции небывало широкий характер.
Могила Насреддина находится в городе Акшехир, километрах в двухстах южнее деревушки. Дата смерти на могильной плите народного балагура указана с изрядной долей юмора — задом наперед, в манере Насреддина, который так обычно седлал своего осла: 386 вместо 683 по старому летосчислению. Вот и получается, что умер он раньше, чем родился. Вот и сейчас, в день рождения Ходжи, возникает вопрос: сколько же ему исполнилось — 800 или лишь 8? Кстати, самым популярным сувениром в Турции стали часы Ходжи, которые ходят задом наперед, против часовой стрелки на циферблате. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.