Согласно легенде , после смерти Александра Македонского в 300-м году до нашей эры его военачальники разделили между собой земли империи. Селевк, один из военачальников, для определения места возведения города принес ягненка в жертву на горе Келдаг и ждал знака свыше.
Орел, спустившийся с небес, взял в когти ягненка и спустился с ним в долину. Так объясняется история возведения города Антакья. В период римской империи Антакья была одним из трех крупнейших городов Римской империи и Империи Александра Македонского, а сейчас каждая улочка этого города может поведать о тайнах и легендах древних времен.
Антакья, наряду с богатым культурным наследием прошлого, живет в современном мире. Бывают дни, когда в обеденный час в ресторанах района Харбийе Чаглаянлар негде яблоку упасть. Среди туристов популярны такие сувениры, как шелковая одежда, гранатовый соус, мыло из лаврового листа. Во внутренних двориках каменных домов растут апельсиновые деревья. В долине Амик до восхода солнца начинается сбор хлопка. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В Антакье, где в былые времена детвора на улицах говорила на множестве языков, можно явно увидеть пример мирного сосуществования различных религиозных конфессий и толерантности. Здесь бок о бок расположены католические и православные церкви, мечеть Хабиб-и-Неджар и Хавра. Церковь святого Петра в Антакье является важным местом паломничества, так как это первая христианская церковь. Каждый год 29 июня множество паломников собираются в этой церкви.
Важным местом посещения христианских паломников в Антакье является монастырь святого Симона. Монастырь, большая часть которого разрушена, был построен в честь мученика святого Симона, который, по преданию, на протяжении долгих лет жил на одной из колонн. По легенде, план здания был начерчен ангелом.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Одно из популярных туристических мест в Антакье – Самандаг, где расположен туннель Титуса и Колыбельная пещера. Постройка туннеля началась при правлении римского императора Веспасиана, он препятствовал попаданию песка и камней из селевых горных потоков в залив. 130 метров туннеля из общей длины 1380 метров были построены вручную.
Внутри туннеля можно увидеть капающую со скал воду, услышать пение птиц на деревьях. При выходе из туннеля вы попадаете в Колыбельную пещеру, расположенную среди лавровых деревьев. Сделав несколько шагов, при выходе из пещеры вы можете увидеть Средиземное море, которое предстанет перед вами во всем своем великолепии. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Саркофаг Сидемара, находящийся в Археологическом музее, был найден при строительстве жилого объекта в 1993-м году. Этот исторический артефакт привлекает внимание настолько, что вы не можете оторвать от него глаз. Так же, как и от обеденных столов города..
Кухня Антакьи, вобравшая в себя культуру цивилизаций и народов, проживавших здесь, представляет собой неповторимое разнообразие. Здесь можно отведать блюда хеттов, ашир и сунак, блюда Османской империи, Франции, Сирии и Ливана. Салат Захтер, мумбара, боранийе из шпината, орук, арабский кебаб…Что бы вы ни попробовали, вы останетесь довольны разнообразием кухни Антакьи.
Лавровые деревья, являющиеся своеобразным символом Антакьи, вошли в историю благодаря лавровым венкам, которыми украшали головы победителей. В мифе рассказывается, что дерево проросло в том месте, куда падали слезы Аполлона у водопадов Харбийе.
Исторический меджлис Хатая, ставший свидетелем последнего столетия Антакьи, является одним из самых примечательных строений города. Здание было построено в 1927-м году как первый кинотеатр, а сейчас здесь проходят концерты, театральные постановки и другие культурные мероприятия.
Город Антакья вмещает в себя богатое культурное разнообразие и мозаику религий. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Гуляя по лабиринту узких улиц, вы обязательно придете к центральному рынку (çarşı) – чего там только не продают! Запомните, нужно везти лавровое мыло (регион славится своими лавровыми рощами и интересно, что турецкое названия лавра – дафнэ (dafne) – перешло в наследство от древнегреческой нимфы Дафны, которая по одной из версий именно здесь, в Хатае, была превращена в лавровое дерево):
Кроме лаврового мыла и вообще натуральной косметики на основе лавра (шампуней и прочей ерунды) из Хатая обязательно нужно привезти приправы: красный острый перец «хлопьями» (kırmızı pul biber), пасту из этого же перца (biber salçası), концентрированный гранатовый соус – наршараб (nar ekşisi), ну и, конечно, листики лаврового дерева (defne yaprağı), потому что в других регионах найти его будет не так просто (в традиционной турецкой кухне не используется). Если будете в этих краях весной, купите свежий чабер - турки все разновидности тимьяна и чабера называют одним словом kekik, но вас поймут, если вы скажете "захтер" - zahter. Его можно высушить дома и использовать как приправу или чай целый год.
Вот мы и приблизились к десерту – в прямом и переносном смысле этого слова. Встречайте, знаменитый турецкий десерт кюнефе (ударение на последний слог) – künefe. Антакья – родина этого десерта, а это значит, что здесь он будет самым, самым, самым лучшим в Турции. Как же я люблю эту «региональность» турецкой кухни: и так невероятно вкусное становится в сто раз вкуснее, потому что тут, на родине, за каждым блюдом скрывается необыкновенная история, поколения умельцев, это блюдо готовивших и может быть, даже, разбитые сердца.
Кюнефе представляет собой эмм... «сэндвич» из «волосатого» теста кадаиф (kadayıf) и специального сыра, только ради этого десерта и созданного. «Сэндвич» (да простят меня турки) пропитывается сахарным сиропом, а перед подачей украшается «королями орехов» - свежими фисташками (лучшие в Турции фисташки растут как раз неподалёку, в городе Гизиантеп). Может подаваться с тягучим мороженым или крутыми жирными сливками – каймаком...Трепещите, стройные газели!
На рынке мы набрели на лавку «кадаифщика» - он делает то самое тесто кадаиф.
Он как раз направлялся к своему главному клиенту – повару, который готовит знаменитый десерт...на углях! Конечно, мы пошли за ним! «Кадаифщик» привёл нас к мастеру Юсуфу, что творит над кюнефе под старым платаном (Çinar Altı Yusuf Usta’nın Yeri) – именно так это место и называется. Это кафе, или просто лавка-кухня под открытым небом располагается во дворе старой мечети на территории рынка. Рабочее место «шефа» выглядит более чем скромно. Когда мы пришли отведать знаменитого кюнефе, телевизионщики с государственного канала как раз снимали о Юсуфе сюжет.
Поэтому советую вам отобедать в месте, где делают – честно! – самый лучший хумус на свете. Думаете, мы тут хумусов не видали? Он правда – самый...так и хочется сказать... хумусенный! А к хумусу возьмите другие расчудесные закуски: салат из печёных баклажанов («бабагануш» – babagannuş), мясо на «подушке» из баклажанов («хюнкяр беэнди» - hünkar beğendi), «котлеты наизнанку» - içli köfte («пирожки» из булгура с начинкой из мяса, орехов и специй) и, если будете весной, салат из свежего горного чабера (zahter salatası):
Ух ты как все интересно !!! А я вот столкнулась с этим городом только благодаря сериалу "Аси" благодаря ему я немного подсмотрела в жизнь этого города...он мне настолько понравился, что я сама ради интереса изучала карту Турции, что бы найти его на ней И каждую позднюю ночь я шепчу: «Спасибо, Всевышний, я люблю его … правда …очень сильно люблю…»