Эдирне - город на северо-западе Турции, административный центр одноимённого ила с населением около 130 тысяч человек. Город расположен вблизи сразу двух границ: с Грецией и Болгарией. Город связан со Стамбулом отличным скоростным шоссе.
Эдирне - фактическая столица Восточной Фракии, маленького участка суши, дающего право Турции называться европейской страной.
Первое поселение здесь было основано еще дикими фракийцами и звалось Ускудам. Позднее император Адриан повелел основать город, который по заведённой тогда традиции назвали в его честь Адрианополь. Это название турки успешно сковеркали на свой лад, и в итоге получилось то, что имеем сейчас - Эдирне.
И понеслось колесо истории. В 378 году во время очередной стычки с готами при Эдирне погиб римский император Валент. В VII веке на город обрушились полчища аваров, в IX веке мимо проскакал вещий Олег направляясь в Царьград, в XI веке — припёрлись крестоносцы, в 1361 году Адрианополь стал турецко-османским и даже успел побывать турецкой столицей в период между 1416 и 1453 годами, аккурат до взятия османами Константинополя.
Позднее, когда двор переехал в Стамбул, здешние леса использовались султанами для охоты.
Кстати, что касается охоты. В XIX-XX веках Эдирне становился ареной военных действий аж три раза - в 1829-м и 1878-м годах во время русско-турецких войн занимался нашими соотечественниками, а в 1913 году, во время Первой Балканской войны и вовсе отошёл Болгарии в соотвествии с Лондонским договором. Правда по итогом Второй Балканской заварушки был возвращён на родину. Потом его чуток поконтролировали греки и, в конце концов с 1923 года он окончаительно влился в состав Турецкой Республики.
Эдирне считается родиной сразу трех древнегреческих мифических персонажей: певца Орфея, бога войны Ареса и бога вина Диониса.
Главной достопримечательностью Эдирне по праву считается мечеть Селимис, построенная в период между 1568 и 1574 годами и которая составляет серьёзную конкуренцию по красоте и величию даже стамбульским красавицам.
Сам ее архитектор, Мимар Синан признал, что лучшего он построить не в силах. Посудите сами: высота купола 45 метров, ровно 999 витражей, отличная вентиляция, все арки внутри и во дворе полосатые, серо-красные, 16 куполов и четыре стройных семидесятиметровых минарета (одни из самых высоких в мире).
Построена она была по велению сына Сулеймана и Роксоланы и стоит на самом высоком месте города, на небольшом холмике. Перед храмом разбит огромный сквер. Именно здесь когда-то находился первый дворец Мехмета Завоевателя, в котором он жил до торжественного входа в поверженный Константинополь. Собственно, он и после того, как захватил столицу Византии, предпочитал больше по привычке жить здесь.
Чуть подальше, в самом центре города находится другая мечеть Эскиджами, которая строилась в 1403-1414 годах архитектором из Коньи хаджи Алаэддином. Она, разумеется, поскромнее синановской, но тоже квадрат со стороной 50 м.
Еще чуть поодаль — мечеть Уч Шерефели, 1447 года, названная так по трем балконам, опоясывающим минареты, с которых муэдзины созывают народ на молитву.
В целом Эдирне город очень приятный, балканский, с красными крышами, отличающийся от соседних Болгарии и Югославии разве что мечетями.
Всемирно известно Эдирне и еще одной штукой. Здесь проводится самое старое соревнование в мире из всех известных (исключая Олимпийские игры, но там, как известно, был очень большой перерыв). А тут традиция непрерывная. Речь идет о фестивале национальной турецкой борьбы «гюреш». Он проводится аж с 1460 года, и турки утверждают, что ни один год за это время пропущен не был.
Вообще река Марица служит границей между Грецией и Турцией на всем ее протяжении. Но в Эдирне туркам принадлежит и маленький заречный клочок земли. Туда ведет классический оттоманский мост с арочками и беседкой на берегу. Там, за рекой, посреди чистого поля стоит мечеть Баязида II 1488 года выпуска.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Сообщение отредактировал Kalifa - Среда/ Çarşamba, 08.06.2011, 16:33
Традиционные турецкие соревнования по «масляной борьбе», проводятся ежегодно в Эдирне в последних числах июня-первых числах июля. Эти борцовские состязания считаются самыми древними в мире, и если верить их нынешним организаторам, они продолжаются непрерывно с середины XIV века, когда Эдирне был столицей Османской Империи.
Перед началом турнира борцы надевают кожаные штаны и обильно поливают друг друга маслом.
В отличие от других видов борьбы, в Киркпинаре не существует деления на весовые категории. Борцы распределяются по группам в зависимости от степени своего мастерства. Под барабанный бой они парами выходят на поле и вступают в поединок. Проигравшие выбывают, а победители встречаются с победителями, и так до тех пор, пока не определится чемпион, одолевший всех своих соперников. До 1975 года временных ограничений не существовало, поэтому иногда турнир затягивался на несколько дней.
Справедливости ради нужно заметить, что борцы умащивали свое тело перед соревнованиями не только в Турции, но именно в этой стране «масляная борьба» стала национальным видом спорта.
Трехдневные состязания пехлеванов (так называются борцы) являются главным событием народного фестиваля, который продолжается в Эдирне несколько дней. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Сообщение отредактировал Kalifa - Среда/ Çarşamba, 08.06.2011, 16:17
В Эдирне все производство и жизнь местных жителей с 19 века связанна с мылом. Этим мылом пользовались в Topkapı Saray, а так же падишахами отправлялось иностранным государям в виде подарка. 400 лет тому назад впервые начали делать это мыло в Османском дворце. Потом формула приготовления мыла была потеряна. С годами формулу восстановили.
Сейчас в Edirne местные власти дают бесплатные курсы, что бы данное искусство не было забыто. Полный курс продолжается год, ускоренный 3 мес. В Edirne каждая десятая женщина может делать мыло. При процессе производства, каждая женщина делает определенные 1-2 вида фруктов. Мыло бывает в форме, яблок, груши, персика, винограда, черешни, клубники, бананов, арбуза, дыни, лимона, абрикоса и.т.д, всего 47 видов.
В фруктах косточки и хвостики настоящие. Каждое мыло имеет свой фруктовый запах. Используются только натуральные красители. Мыло делается в ручную. Это мыло можно использовать не только в прямом назначении, но и в декоративных средствах.
https://www.starmissabunlari.com/ сайт на турецком языке Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Сейчас мы смотрим на это мыло как на сувенир, но раньше оно было неотъемлемой частью ритуала купания. В начале 20 века в Эдирне было более 40 магазинчиков, продающих фруктовое мыло, и это не считая торговцев на городских базарах. В Эдирне даже существует район, который называется Сабуни, от турецкого слова Сабун, которое означает «мыло». Возможно, именно там располагались основные мыловаренные мануфактуры.
Но фруктовым мылом пользовались только богатые горожане города, это до сих пор недешевый продукт, изготовленный полностью вручную. Сделанное в Эдирне мыло отправляли в Стамбул во дворец султана, им пользовались его жены и дочери. Такое мыло было обязательной частью приданого, его дарили в качестве дипломатических подарков другим правителям. Женщины во дворце раскладывали фруктовое мыло в углах комнат, для ароматизации воздуха.
Среди мастеров, которые хранят секреты производства этого мыла, в середине 50-тых годов этого времени были Мехмет и Басри Эргозел. Но время проходит, и сейчас остался только один единственный производитель мыла, который придерживается традиционной технологии изготовления. Это Селахаттин Уста, ему сейчас 80 лет, и власти города боятся, что после него традиционное производство мыла исчезнет совсем. Единственный утешением остается то, что студенты Колледжа Истории Эдирне начали производить ограниченное количество фруктового мыла, в память о мощи и величии города Эдирне.
По традиционной технологии, фруктовое мыло делают из натурального мыла, которое переплавляют и смешивают с розовым маслом и фруктовыми ароматными эссенциями. Во время охлаждения мыльная масса формируется в соответствующую форму, затем полностью охлаждается и окрашивается. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В своё время веники играли очень важную роль в нашей жизни. Они находились сразу за входной дверью. Они были словно частью дома, частью порога… Ими делали уборку, ими мели комнаты и пространство перед дверью…
Сначала их место заняли роликовые щётки, им на смену пришли другие приспособления… Веники – неизменные верные спутники наших бабушек и мам – уступили место «супермощным» соперникам с электронапряжением в сотню-другую вольт. Эти пылесосы не только «сметают» веники, но и всасывают пыль, делают влажную уборку и высушивают поверхности. Гул электропылесоса стал неизменной симфонией наших домов.
А что же веники? Они не выдержали этой конкуренции, и, обидевшись, исчезли из нашей жизни. Может быть, они всё так же находятся у нашей двери, но на них никто не смотрит… Поколение, которому сейчас 30-35 лет, ещё помнит шуршание метущего веника, но в наши дни услышать его практически невозможно.
Цель наша – не написание ностальгического эссе, конечно же
Сначала мы расскажем о том, что в своё время каждая молодая девушка готовила себе приданое, а затем – о веничке с зеркальцем, украшавшем уголок каждого дома. Мы хотим познакомить вас с этим традиционном средством уборки. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Говоря о веничке с зеркальцем, сразу вспоминается округ Эдирне.
Эдирне – родина веников. Трава для изготовления веников любит влажные места. Самая качественная трава для веников, получившая название «Адеса», произрастает на влажной почве Эдирне. В бассейне рек Мерич и Тунджа в Эдирне имеется широкое пространство с влажной почвой. Наряду с рисом здесь выращивают в большом количестве траву для веников. В особенности этой травой славятся Татаркёй, Боснакёй и деревня Менекшесофулар.
В своё время район Киришхане в Эдирне являлся центром по выращиванию материала для веников. Несмотря на то, что время сметает веничное производство, в Эдирне ещё можно встретить несколько мастеров, бросающих вызов современности. В прошлом не было фирм и марок, спрашивали определённого мастера. Поэтому нельзя было покупать веники где угодно, предпочтение отдавалось продукции зарекомендовавших себя в этом деле мастеров.
До появления электрических пылесосов «декоративный веник» обязательно присутствовал в сундуке с приданым молодой девушки на выданье, в особенности во Фракии. В чём же причина?
Потому что в тот период спрос на такие венички был огромен, и боялись не успеть к свадьбе. И чтобы не делать этого второпях при наступлении возраста, когда дочери могли стать невестами, мамы первым делом обращались к наиболее маститому изготовителю веников в городе и заказывали ему веник с зеркалом. Если в сундуке с приданым не было такого веника, приданое считалось не готовым.
А если вы спросите, почему веник был настолько важен в приданом, мы постараемся дать ответ. В былые времена, когда девушка после свадьбы подметала пол в доме, она смотрела в зеркало этого самого веника и могла определить, говорит ли свекровь что-либо о ней или нет, следила за отражением в зеркальце. Но в наши дни этой традиции пришёл конец.
Для веников было важно не только имя мастера, но и происхождение самого веника: важными факторами были то, где была собрана трава для веника, какова гибкость прутиков и прочность этого инструмента уборки. Веники с зеркальцем не ограничились лишь украшением приданого невесты.
Практически в каждом доме имелись разнообразные венички с зеркальцем – такова была традиция. Веники украшались розовыми, красными, зелёными, жёлтыми или голубыми ленточками. Кисточки, которые пришивали к лентам, были ярких цветов. Украшение веников было очень важно, можно сказать, что это было своеобразное искусство, требовавшее немало времени. Это была кропотливая работа. Вот почему в наши дни нет желающих этим заниматься.
А в прошлом все мастера делали замысловато украшенные веники. Несмотря на то, что традиционным местом декоративных веников являлась Фракия и что в основном трава для изготовления веников выращивается на влажных почвах Эдирне, в бассейне рек Мерич и Тунджа, декоративные веники были любимы и популярны во всех уголках Турции.
На родине веников – в Эдирне веник был не только приспособлением для уборки, но и важным источником дохода. Производство веников, когда-то бывшее ремеслом, а сейчас ставшее сектором экономики, в Эдирне до сих пор процветает, и значительная часть населения вовлечена в эту деятельность.
А при наличии сектора производства веников как же может не быть биржи? Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
В Эдирне имеется и биржа веничного производства, и множество профессиональных организаций, осуществляющих деятельность в этой области.
Изготовление веников требует тонкого подхода и высокого мастерства. Во время сбора урожая сельские жители серпом срезают траву для веников, отделяют семена от волокон. Затем волокна помещают на солнце для высыхания, после чего производители поставляют их в тюках на веничную биржу.
На бирже волокна приобретаются изготовителями веников. Во время процесса изготовления волокна в целях смягчения смачивают водой. Затем для повышения прочности и гибкости их помещают в серную печь, разделяют на пучки и передают формовщикам. Формовщик одновременно является первым «дизайнером» веника. Здесь веники формируются в вязанки, и на смену приходят вязальщики.
Вязальщик раскладывает прутики в нужном направлении на деревянной доске с металлической цепью и зажимает веник, а затем скрепляет его специальным жгутом. После этого веник полностью выпрямляют и придают ему окончательный вид. Нижнюю часть веника раскрывают веером, а верхнюю часть прошивают. В былые времена эта работа выполнялась вручную, а сейчас это делают на специальном оборудовании.
Веник, занимающий особое место в культуре Эдирне, как мы уже сказали выше, был неотъемлемым элементом приданого девушки. Во многих случаях потенциальная невеста лично готовила его.
Веник с зеркальцем символизировал трудолюбие и чистоту девушки на выданье, а зеркальце – её красоту.
Зеркальце воспринималось как пожелание счастья в замужестве, и такой декоративный веник хранили на протяжении всей жизни. Рассказывая о важном месте веника в народной культуре Эдирне, нельзя не упомянуть и о различных смыслах, которые он имел в народной среде.
Если в рукоятку веника, именуемую “kabara” вбивали специальный гвоздь, это означало, что пользующаяся этим веником дама не замужем. Если веник с зеркальцем привешивали на дверь дома, это означало, что в доме есть девушка на выданье. Веники с зеркальцем в Эдирне – традиция многих веков…
И пусть не столь широко, но эта традиция продолжает жить в качестве сувенирной продукции. Приезжающие в Эдирне прежде всего покупают здесь на память декоративный веничек с зеркальцем. Эти маленькие венички традиционной окраски, в былые времена изготавливаемые на заказ, в наши дни украшают витрины сувенирных лавочек и привлекают внимание приезжающих в Эдирне туристов.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Но вообще-то, сказать по правде, мы ездили в Эдирне, чтобы поесть "джиэр" (ciğer)
Это особым образом поджаренные кусочки печени. Подаются они вместе с зажаренными до состояния чипсов жгучими перцами, которые вызывают пожар и во рту, и в желудке. Это невероятно вкусно. А отведать это блюдо можно только в Эдирне.
Абсолютно плюсану. Я, конечно, изначально ездила с культурной программой, а оказалось, что ездила всё же на печень Говорить словами через рот всегда проще, чем ждать телепатов из отпуска.
Erkeklerin odun oluşu, kadınların tutunacak bir dal aramasındandır.
Собираемся с мужем на два-три дня поехать в Эдирне из Болгарии. Большое спасибо Kalifa и Janefin за столь полезную информацию и советы. Может быть подскажете в Эдирне хороший и интересный ресторанчик, где можно отметить небольшое семейное торжество? Большое спасибо, Юлия
IuliiaV, ресторан не порекомендую, т.к. мы никогда в Эдирне в рестораны не ходили. Мы там всегда только обедаем жареной печенью, про которую я писала, причем только в одном месте - Meşhur ciğerci ilhan ve Kazım usta на улице Osmaniye (это в двух минутах от места, где стоят рыбные прилавки). Но раз вы приезжаете на несколько дней, значит, видимо, будете останавливаться в отеле, спросите там, куда можно пойти.
В центре на пешеходной улице можете посидеть в Mado - это турецкая сеть, где подают очень вкусные десерты и мороженое. Еще одно из любимых мест - это чайные сады за мостом через реку (тоже можете спросить в отеле). На пешеходной улице есть лавочки с восточными сладостями на развес (мы всегда берем гранатовый лукум, он не квадратной формы, а как маленькие колбаски размером с мизинец). На въезде в город на шоссе справа есть аутлет "Margi", там в основном вещи среднего ценового диапазона, обычно там есть, что выбрать. Не знаю даже, что еще посоветовать Центр небольшой совсем, двух-трех дней с головой хватит, чтобы все посмотреть. Болгар и греков очень много в город приезжает, особенно в выходные. Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом. М.Твен
Ко всему подлец-человек привыкает..
Сообщение отредактировал Janefin - Воскресенье/ Pazar, 21.12.2014, 21:38
в Едирне были один день, в основном в старом районе город понравился , не такой шумный как Стамбул людей немного, возможно из-за праздника .. Селимие совершенна ну а джиэр действительно очень вкусное блюдо
Учшеферели джами [/c] [img][/img] [img][/img] [img][/img] рядом Фатихмедресе и хамам [img][/img]