Адана (тур. Adana) — ил (область) на юге Турции, на северо-западной границе с Сирией. Население составляет 1.271.893 жителей (2006).
История Город в разные времена принадлежал разным цивилизациям и империям. В том числе Римской, Византийской, Османской империям, Киликийскому царству.
В 1080-е город покорён турками-сельджуками, затем город входит в состав Киликийского царства, в 1140-е возвращён Византии, спустя 4 десятилетия ею утерян; ещё более века входит в состав Киликийского царства.
Город Административный центр ила — город Адана, на реке Сейхан (древн. Sarus), в 50 м от берега моря, окружён фруктовыми садами и виноградниками. Жителей в конце XIX века насчитывалось около 24 тысяч, главным образом турки, а также греки и армяне, сам город имел стратегическое значение как ключ к проходам Тавра; находясь на пути между Сирией и Малой Азией и вёл тогда значительную торговлю, чему содействовала глубина реки, по которой нагруженные суда подходили к самому городу.
Экономика В конце XX века экономика представлена следующим образом:
железно-дорожная станция крупный автодорожный узел торгово-промышленный центр важного хлопководческого района производство сельскохозяйственных машин крупные мельницы и бойни производство цемента А таже обычные отрасли, характерные для Турции: текстильная, хлопчато-очистительная, обувная, табачная и др. промышленности.
Адана (Adana) – один из красивых городов Турции, занимает 4 место по размеру среди всех остальных и является торговым, промышленным и транспортным центром страны. Находится Адана 40 км восточнее Тарсуса. Город представляет собой хаотически разбросанные кварталы, в которых, как ни странно, заблудиться практически невозможно.
Принято считать, что основателями города были хетты, создавшие здесь укрепления в 14 веке до н. э. для охраны перевалов Тавра к северу, рудников по добыче золота на юге, а также сельхоз наделов на низовьях нынешних рек Тарсус, Сейхан и Джейхан. На протяжении веков город неоднократно переходил из рук в руки персов, греков, римлян, затем Византии и турков -сельджуков, а к 16 веку утвердился в составе Турецкой Порты. Хотя не обошлось и без египтян и французов, которые успели пограбить г. Адану.
Но не смотря на все это Адана до сих пор славится своими достопримечательностями. На сегодняшний день шоссе Е5 делит город как бы на две половины: север (с современной развитой инфраструктурой) и юг (Старый город). Но лучше всего начинать знакомство с городом с Археологического музея, который вы можете посетить с четверга по воскресенье включительно (рабочие часы с 8. 30 до 16. 30, обед с 12 до часу). Стоит билет всего 2 TRY, это около 1, 1 доллара.
Недалеко от музея находится мечеть Сабанджы-Меркез, занимающая по вместимости верующих третье место в мире.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
А если двинутся юго-восточнее мечети, можно наткнуться на еще один древний памятник – великолепный мост Таш-Копрю, построенный во II веке н. э. римлянами и состоящий из 16 арок.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Двигаясь дальше по маршруту, вы сможете увидеть мечеть Улу, выстроенную из черного и белого мрамора в начале 16 века (она расположена в центре города неподалеку от моста). Мечеть служит усыпальницей эмира Рамазаноглу Халил-бея. На юге проглядывается башня Бююк-Саат-Кулеси, на самом краю базара.
Неподалеку сохранены старые турецкие бани Чарши-Хамам, построенные также в 16 веке сыном Халил-бея.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Чуть дальше, рядом со статуей Ататюрка, расположена мечеть Яг. Раннее на ее месте была византийская церковь (некоторые утверждают что армянская), которую снесли построив в 1502 году мечеть. Немного севернее вашему вниманию предстанет еще один музей, но уже Этнографический. Часы работы такие же, как и в Археологическом музее, но вход стоит 3 TRY (около 1, 6 доллара).
Еще одно место, которое обязательно стоит посетить это озеро Сейхан. Сейхан – большой водоем, искусственно созданный. В западной части озера находится заповедник птиц.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Находясь в Адане, вы можете полюбоваться не только этим чудесным городом, но и посетить интересные места в окрестностях города. Так например в городке Миссис, его еще называют Якапынар, находящимся чуть восточнее Аданы, есть знаменитый музей мозаик (принимает посетителей с четверга по воскресенье с 9 утра до 5 вечера) и старая армянская крепость (замок) Йылан-Калеси. Еще восточнее Миссиса находится Джейхан, славящийся своими старинными зданиями.
Misis Mozaik Müzesi
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Желающим посетить знаменитый Черный замок (Топрак-Кале), построенный в IV-IX вв. н. э. , придется ехать к развилке дороги на на Газиантеп и Антакью.
Туристам советуют побывать еще и в национальном парке Каратепе-Арсланташ, который находится севернее Османие и славится своими руинами города Иераполис-Кастабала античного периода и каменными барельефами, построенными хеттами.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Хочу поделиться с вами фотографиями февральской Аданы. Это сумасшедший, уже дейсвительно восточный город.
Яркие шарики, они повсюду. Это так называемые "дикие" апельсины, которые растут на улицах города и к которым местные жители абсолютно равнодушны.
Симит в Адане белый, сладкий, мягкий, с ярко выраженным кунжутным вкусом.
Февральское мягкое солнце и нетающие под ним медовые сладости.
На каждом шагу еда. Много еды! Этот город пахнет дымом углей, на которых жарятся кебабы, свежевыпеченным хлебом, апельсиновой коркой из-под литров выжимаемого сока.
Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
источник: www.yerevan-city.com / автор статьи Арман Акопян
Современная Адана является одним из интенсивно развивающихся городов Турции. Вряд ли его нынешние жители знают истинную историю города, который был одним из главных населенных пунктов Киликии и до 1930-х годов играл исключительную роль в жизни армян Киликии. Даже после резни, погромов, депортаций и попыток окончательно избавиться от армянского наследия в Адане и почти во всех регионах некогда могущественной Армянской Киликии чувствуется армянский след.
Rак и в других крупных городах, в Адане также действовали армянские учебные и религиозные заведения. Вместе с Мерсином и Тарсоном Адана была одним из ключевых городов региона, поэтому в городе было сосредоточено множество образовательных учреждений. В Адане издавались армянские газеты. При Армянской Апостольской Церкви действовали три гимназии. Было два высших учебных армянских заведения. Функционировали также католические и протестантские армянские заведения, которые считались лучшими не только в Киликии, но и в регионе Алеппо. Западные миссионеры особо активно распространяли свою деятельность в Адане, поэтому в городе было несколько армяно-французских и армяно-английских учебных заведений. Местная армянская молодежь, кроме турецкого, свободно владела также французским и английским языками. Гостиницы и банки, а также множество предприятий принадлежали местным армянам. В городе печатались армянские газеты «Адана», «Киликия», «Айи дзайн», «Таврос» и другие, которые финансировались местными меценатами и армянскими благотворительными организациями.
До чудовищной резни армян в Адане 1909 г. в городе проживало 45.000 человек, из которых 13.500 были армяне, остальные турки, арабы (мусульмане и христиане), греки, ассирийцы, евреи, черкесы, курды, а также левантинцы. Армяне проживали в центральных кварталах города, на юге и западе Аданы. Местное армянское население делилось на последователей Армянской Апостольской Церкви, а также на католиков и протестантов. Армяне – католики и протестанты имели по одной церкви и были в тесных отношениях с местным левантинским населением, особенно с французами и генуэзцами. Армянская Апостольская Церковь имела 4 церкви: Минаса, Амберда, Святой Богородицы и Степаноса. Во времена правления Абдула Гамида, как и во времена республиканской Турции, на государственном уровне делалось все, чтобы изменить этнодемографическую картину Киликии и, в частности, Аданы.
Основным мусульманским элементом в городе были туркмены и юрюки, которые вели полукочевой образ жизни, а также османский клан Рамазан оглу, представители которого занимали высокие должности в городе. Однако для того, чтобы изменить этнический и религиозный облик Аданы, из различных регионов Османской империи были переселены балканские турки, а также кретанские исламизированные греки, число которых преобладало в некоторых кварталах города. Кроме того, османское правительство в Адану переселяло черкесов, чеченцев, дагестанцев и абхазов, которые селились на окраинах города, в районах, где основным населением были армяне.
В результате государственной политики часть местного армянского населения, подвергаясь гонениям со стороны пришлых турецкоподданных, была вынуждена переселяться вглубь страны и даже мигрировать в США и Западную Европу. Но даже после продолжительного оттока армян из города Адана все еще была армянской, до кровавой резни 1909 г, когда было убито свыше 10.000 армян. В городе было сожжено 1200 армянских домов (из 2000), 6 церквей, 16 школ и образовательных учреждений. До сих пор эксперты не могут оценить реальную потерю армянского капитала города.
Сотни бездомных армян искали убежище в окрестностях города. Местным армянам лишь в трех кварталах удалось организовать самооборону. О том, что резня армян и погромы носили организованный характер, свидетельствуют сотни архивных документов того времени. Западные миссионеры, дипломаты и журналисты стали свидетелями чудовищной резни армян в Адане.
Некоторые из них были настолько шокированы происходящим, что покинули город в надежде донести до мировой общественности информацию о событиях в Адане. Российский посол в Константинополе Зиновьев писал о том, что мирное армянское население было истреблено зверским образом. Французский католический миссионер отец Бенуа с ужасом вспоминал резню и погромы армян, составляя хронологию событий.
Корреспондент «Нью-Йорк Геральд» Г. Гиббонс писал о главном лозунге убийц, которые кричали: «Режьте, режьте этих гяуров».
Кроме армян, была убита часть местных христиан – арабов, ассирийцев и греков. Полностью были уничтожены христианские кварталы Аданы - Эрсел, Джамуз, Мемерли, Идадие, Шабание, район католической церкви латинского обряда. Удивительно, но на глазах мировой общественности того времени младотурки в течение целого месяца безнаказанно уничтожали армянское население, и ни одна страна не осудила эти события. Английский журналист Бенсон находил прямую связь между событиями в Адане и геноцидом 1915 г., отмечая, что события в Адане были вестником будущего геноцида и что младотурки в вопросе уничтожения армян вели «экспериментальную политику». Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Так или иначе, турецкое правительство добилось ожидаемого результата. Обессиленное армянское население пыталось либо покинуть регион, либо, оставаясь на родине, чувствовало себя полностью чужим. Турки после этих событий стали особо агрессивно относиться к христианам в целом. Руководителями городского совета были назначены представители османских турок, которые стали этническим большинством после истребления армян 1909 г. Армяне Аданы пытались восстановить армянские кварталы города, но геноцид 1915 г. окончательно разрушил их надежды.
После геноцида армян 1915 г. от рук младотурок погибло большинство армянского населения города. Как и во всех регионах Анатолии и Западной Армении, параллельно с убийствами и депортациями были исламизированы значительные группы армянского населения. В Киликии исламизированные группы армян сохранились в Зейтуне, Мараше, Тарсоне и Адане. После провозглашения Турецкой Республики и во времена правления Ататюрка положение выживших армян Турции оставалось сложным. Ататюрк и его предшественники пытались окончательно вытеснить армянский элемент из Турции.
Примечательно, но турецкая разведка того времени (19371959) имела сведения о том, что во всех провинциях Турецкой Республики сохранились этнические армяне, в том числе последователи Армянской Апостольской Церкви, скрытые армяне (криптоармяне), исламизированные армяне (курдизированные, арабизированные, тюркизированные), а также армяне, выжившие с народом заза в районе Дерсима. В последующие годы турецкая внешняя разведка продолжила выявлять места проживания вышеназванных армянских групп. В 1970-х гг. правительство Турции переселяет сюда тюркские группы из Афганистана, Китая и Индии.
Ныне Адана – один из самых густонаселенных городов Турции. В городе проживает 1.572.000 человек. Город разделен на 5 крупных районов, где живут представители нескольких этнических групп. Исламизированные греки острова Крит, туркмены и собственно турки составляют большинство населения двух районов города. Восточная часть заселена арабами (район Юрегир). В городе появилась крупная курдская община.
В Адане поселились так называемые цыгане - сонос, остальные этнические группы живут разбросанно. Что касается армян Аданы, то последователей Армянской Апостольской Церкви в городе нет. Многочисленные источники сообщают о том, что среди арабов-алевитов и курдов Аданы имеются армянские семьи, которые тайно исповедуют христианство.
По данным протестантских организаций Турции, многие из протестантов города также имеют армянское происхождение. Две армянские старые церкви превращены в мечети. В армянской церкви расположен также Центральный банк Аданы. Другая армянская церковь обслуживает членов католической общины города. Часть города сохранила старые армянские постройки, и время здесь словно замерло в ожидании правосудия. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
мой жених из Аданы, прочитав историю этого города я не могу понять кто были его предки, то что там цыгане или армяне мне не нравиться, как это понять, гены очень важны, ведь речь идет потомстве FEEL
А чем армяне не нравятся? Адана большой город, много национальный можно сказать, курдов много, самое популярное аданийское имя - Али Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны. _____________________________ Администратор в ЛС отвечает только на административные вопросы. По другим вопросам пишите на форум
Мы на днях с мужем ездили в Адану. Хочу поделиться впечатлениями)
Здравствуй, Адана!
Первая из достопримечательностей, которая бросается в глаза и её невозможно не заметить, - это центральная мечеть Сабанджи. Мечеть действительно огромна и великолепна.
Мечеть окружена прекрасным парком, разбитым по оба берега реки Сейхан.
На последнем фото сквозь зелень деревьев можно рассмотреть ещё одну достопримечательность Аданы – Таш Кёпрю. Арочный мост, построенный ещё римлянами. Сейчас он открыт для пешеходов, также по нему проезжают велосипеды и мотоциклы, но для автомобилей он закрыт. Приехали мы, конечно, не в самое удачное время. Дожди ещё не начались, поэтому Сейхан очень исхудал, воды в русле практически не осталось, что серьёзно портит вид и фотки)
Не повезло нам ещё много в чём) Недалеко от мечети, прямо за поворотом располагается Археологический музей. Он, конечно же, оказался закрыт. С начала этого года музей переезжает в другое здание. Ближайший музей, по словам сотрудников, находился за 40 км.
Следующая достопримечательность – центральная часовая башня Аданы – Бююксаат – самая высокая в Турции. Она тоже вся лесах.
Прямо от башни расходятся улочки знаменитого Казанджилар чаршысы – базара казанщиков. Сейчас там тоже идут реставрационные работы, но некоторая отреставрированная часть рынка уже действует. Реставрация, конечно, повергла моего мужа в ужас. После того, как я нашла старые фотки в нете, - меня тоже. Так выглядел рынок раньше (исторические постройки):
И так (как правая сторона фото) он выглядит сейчас:
Ещё в Адане имеется старая дамба.
У неё располагаются столики, где, когда мы там были, сидели в основном пожилые мужчины и играли в окей-нарды. По дамбе есть переход на другой берег реки. Ну, и Турция, как обычно:
Назад вернулись на долмуше. Проезд стоит 2.25.
Однако самое прекрасное в Адане – это ЕДА!!! Собственно, именно ради этого мы туда и ехали, если честно. По-моему, если не наесться в Адане от пуза, - это «деньги на ветер». В Адане местные блюда – это тоже достопримечательности.
Моё знакомство в кухней Аданы началось с завтрака, на котором нас подчивали шашлыком из печени. Подают его на очень длинных шампурах, за спиной ставят высокую железную «вазу» - это для складирования шампуров. Ощущаешь себя лучником, складывающим стрелы в колчан.
Поскольку погода стояла тёплая, следующим перекусом была местная сладость "Биджи биджи". Готовится она из варёного крахмала, сахарной пудры, шербета и дроблёного льда. Суть в том, что есть её нужно в очень жаркую погоду, тогда лёд тает и даёт прохладу, остужает. Нам опять не повезло Было не очень жарко, и лёд просто сбивался в один непробиваемый блок. Поэтому я сладость не оценила.
Дальше, конечно же, Адана кебаб. Он божественен. Подаётся, естественно, в паре с шалгамом – соком репы.
Кроме этого мы поели местный кюнефе. И опять, как и следовало ожидать, стамбульский вариант нервно курит в сторонке. А теперь шок-шок-шок! Венец местной кухни) Щоб стояв у кожній хаті (с)
Название этого "неприличного" блюда – ширдан. Готовится он из козьего желудка.
(на фото не муж, а просто ещё один присевший рядом с нами любитель ширдана)
По сути, это фаршированные внутренние органы. В этом казане тушатся 3 перекусона а-ля ширан: ширдан, кырккат и мумбар.
Ширдан – похож на самизнаетечто. Внешняя сторона получается слегка «резиновой». Кырккат – внешняя сторона очень мягкая, тает во рту. Мумбар – фаршированные именно кишки, скорее всего, двенадцатипёрстная. На мумбар, которые муж обожает есть в Стамбуле в заведении, готовящем блюда Сиирта, не похож вообще.
Короче говоря, Адана – очень вкусный город!))) Приятного аппетита Говорить словами через рот всегда проще, чем ждать телепатов из отпуска.
Erkeklerin odun oluşu, kadınların tutunacak bir dal aramasındandır.
Nermin, спасибо за прекрасную экскурсию! Я бы хотела побывать в Адане ради ее кухни, потому что, по рассказам мужа, там все вкусно так, что можно съесть руки по локоть. С другой стороны, летом там адски жарко (с его слов опять же), так что, может, вам и повезло, что вы туда попали осенью. Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом. М.Твен
по рассказам мужа, там все вкусно так, что можно съесть руки по локоть.
Муж абсолютно прав, именно так и есть
ЦитатаJanefin ()
С другой стороны, летом там адски жарко (с его слов опять же), так что, может, вам и повезло, что вы туда попали осенью.
Так мы так и планировали, мы билет купили тыщу лет назад, хотя я уговаривала ехать в августе, потому что я очень теплолюбивое создание, для меня 40 - температура комфорта Говорить словами через рот всегда проще, чем ждать телепатов из отпуска.
Erkeklerin odun oluşu, kadınların tutunacak bir dal aramasındandır.