Турки-месхетинцы (само название тюрк, тур. Ahıska Türkleri) — тюркоязычный народ, происходящий из грузинской области Месхетия и в настоящее время рассеянный по территории бывшего СССР и, отчасти, Турции. Верующие — мусульмане-сунниты.
Турки-месхетинцы проживают в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 65 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), на Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР — 260—280 тыс. человек (оценка), хотя существуют и более высокие оценки (до 300.000 и даже 400.000-450.000 по всему миру). На данный момент небольшое количество турок-месхетинцев также проживает в Турции (численность на данный момент не известна) и США (около 5-6 тыс. человек).
Территория исторической Месхетии соответствует трём нынешним административным районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии (которые во многом ближе к азербайджанскому языку, нежели к турецкому), диалект турок-месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского, а также некоторое влияние армянского, в XX веке — также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого месхетинского языка, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов-языковедов-тюркологов. Согласно такой теории считается, что месхетинский язык является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века. До 80-85 процентов турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.
Происхождение турок-месхетинцев крайне запутано и существуют две основные его версии:
*Протурецкая: большинство (более 80 процентов) турок-месхетинцев — потомки этнических турок — ерли (турецко-говорящие земледельцы) и терекялы (азербайджано-говорящие пастухи) . Имеется версия о том, что месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, с грузинским племенем месхов.
*Прогрузинская: большинство турок-месхетинцев — потомки отуреченных в XVII—XVIII веках грузин-месхетинцев, с небольшой примесью этнических турок и азербайджанцев, а также, возможно, армяноязычных хемшилов.
В этногенезе турок-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI веке. Район Месхетского хребта под управлением феодального рода Джакели сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в XIII веке и походом Тимура в 1395 году, увеличили численность тюркских элементов в юго-западных пограничных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. После вхождением в 1576 году в состав Османской империи, территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Переход в ислам коренного населения турками всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии — турки-месхетинцы). Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении XIX — 1-й трети XX веков их доля постепенно возросла от 1/3 до 2/5 населения. Ко 2-й половине XIX века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним «турки-месхетинцы»; местные месхи (православные с XIX века) называли их «турками».
Бесспорно, что в этногенезе турок-месхетинцев принимали участие многие народы, но точное соотношение их долей остаётся вопросом дискуссий. Сами турки-месхетинцы придерживаются протурецкой версии своего происхождения.
С 1928 по 1937 годы турков-месхетинцев принуждали указывать себя грузинами и брать грузинские фамилии. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс., 26 тыс. из них погибло).
В 1944 году турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами), «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп», по постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 г. были принудительно выселены со своих территорий в Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан.
Всего было выселено более 90 тыс.чел. В новых местах проживания с ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах. Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства).
В 1956 году с турок-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в Кабардино-Балкарию и Северный Кавказ. Но большинство турок-месхетинцев осталось в насиженных местах Средней Азии и Казахстана.
В результате роста этнического напряжения в перенаселенной и обедневшей части Ферганы в июне 1989 года произошел погром турок-месхетинцев в Ферганской долине Узбекистана. Это вызвало массовую эвакуацию турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Казахстан и Азербайджан. В 1990-х годах Грузия начала принимать месхетинских переселенцев, при условии, что те объявляли о своей грузинской этнической принадлежности. Это вызвало протесты среди армянского населения провинции Самцхе-Джавахети, и приём был остановлен. Азербайджан принял несколько тысяч месхетинцев, однако, ввиду проблемы с беженцами из Нагорного Карабаха, дальнейшее переселение было приостановлено. Турция, которую многие турки-месхетинцы рассматривают в качестве настоящей родины, начала программу по приему месхетинских иммигрантов, с заселением их в бедные восточные районы страны с преобладающим курдским населением. Это не соответствовало ожиданиям месхетинцев, которые не стали заселяться на отведенные им территории и расселились, в большинстве своём, в городах Бурса, Игдыр и др. Сейчас в Турции действует специальный закон, облегчающий получение турками-месхетинцами турецкого гражданства.
Значительная группа месхетинцев компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края России. Однако, как в силу общей политики местных властей по противодействию иммиграции в этот край, так и в особенности из-за возникшей неприязни именно к месхетинцам, последние испытывают притеснения со стороны районных администраций и негативное отношение местного казацкого населения. В Краснодарском крае налицо социальная проблема на национальной почве.
Месхетинцы в Краснодарском крае обращались к местным властям (на уровне сельского или поселкового советов и района) за пропиской в основном в 1989—1992 гг. Практически все получили отрицательные ответы (в устной форме). Из-за отсутсвия прописки (регистрации) месхетинцы не могли получить российские паспорта.
С февраля 2004 года, при содействии правительств России и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 года около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе и 5000 переехали в города Портленд, Филадельфия, Атланта, Ноксвилль, Вокеша, Кент: всего более чем в 60 городов Америки. На данный момент программа приостановлена.
22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации турок-месхетинцев, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века». В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны были до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания, но количество заявлений было невелико.
________________________________________ использован материал с wikipedia.ru ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
Сообщение отредактировал Angel-A - Пятница/ Cuma, 16.01.2009, 22:14
В настоящее время Турция продолжает оставаться страной, активно принимающей мигрантов, в том числе болгарских турок, иранцев, боснийских мусульман и иракских курдов. После распада СССР в поисках убежища от растущей на постсоветском пространстве этнической напряженности, экономических проблем и дискриминации по национальному признаку началась третья волна переселения турок-месхетинцев в Турцию, где их называют «ахыска тюрклери».
2 июля 1992 года Великим Национальным Собранием Турции (ВНСТ) был принят Закон № 3835 «Об иммиграции и расселении турок-месхетинцев в Турцию», который гарантировал их переезд в Турцию как самостоятельно, так и по переселенческим программам при условии, что их численность не превышает ежегодного лимита. Закон также предусматривает создание комиссий, принимающих меры по обеспечению занятости и предоставлению временных мест для расселения иммигрантов, а также их освобождение от всех видов налогов, пошлин и сборов.
Турецкое руководство, проанализировав ситуацию в месхетинской диаспоре, приняло решение о целесообразности более активной натурализации ее членов в Турции. Сегодня проживающим в Турции туркам-месхетинцам предоставлено временное право получить турецкое гражданство в упрощенном порядке. Эксперты полагают, что данная законодательная инициатива турецкого руководства связана с отсутствием оптимизма в отношении их скорого возвращения на историческую родину в Грузию из-за политической, экономической и социальной нестабильности в этой стране и приведет к дальнейшей натурализации турок-месхетинцев в Турции.
Глава турецкого государства А.Гюль одобрил внесение в упомянутый закон дополнительной временной статьи, упрощающей процедуру получения турками-месхетинцами турецкого гражданства. 28 февраля 2009 года поправка была опубликована в «Официальной газете». Это, в соответствии с Конституцией Турецкой Республики, означает, что данная поправка приобрела силу закона. Отныне порядка 60 тысяч проживающих в Турции турок-месхетинцев имеют возможность, обратившись в течение трех месяцев (март-апрель-май с.г.) с соответствующим заявлением, в облегченном порядке оформить турецкое гражданство.
Необходимые для этого условия включают лишь наличие полученного до 1 января 2009 года вида на жительство и «отсутствие угрозы национальной безопасности Турции со стороны заявителя». Срок оформления гражданства по упрощенной схеме не будет превышать шести месяцев.
Новая статья была подготовлена правящей Партией справедливости и развития (ПСР). Данную инициативу можно вполне рассматривать в контексте активизировавшихся в последнее время действий ПСР по сближению с населяющими Турцию этническими диаспорами, а также религиозными меньшинствами, что объясняется реализацией Анкарой требований Европейского Союза, регламентируемых процессом вступления страны в эту организацию в качестве полноправного члена. Некоторые обозреватели связывают это, в том числе, с намеченными на 29 марта муниципальными выборами.
В то же время ряд местных экспертов расценивают этот новый шаг турецкого руководства и как в определенной степени окончательную потерю надежд на благоприятное решение вопроса о возвращении турок-месхетинцев на историческую родину – в Грузию. Ведь неоднократные турецко-грузинские переговоры по этому вопросу завершались пустыми обещаниями Тбилиси, которые не подкреплялись конкретными действиями. Так, МИД Турции неоднократно в ходе двусторонних контактов с грузинской стороной поднимал вопрос о необходимости продления срока действия соответствующего закона, а также создания четкого механизма репатриации и предоставления мест для компактного проживания соискателям на возвращение на историческую родину. Кроме этого, с точки зрения турецких экспертов, перспективы способствующей переселению нормализации сложной ситуации в Грузии выглядят сегодня как малореальные.
Наряду с этим, ряд опросов и исследований подтверждают, что в общей массе турки-месхетинцы не собираются возвращаться в Грузию из-за нестабильной обстановки в регионе и отсутствия гарантий правительства Грузии по обеспечению их достойного возвращения и поэтапной репатриации. Принятый в Грузии Закон № 5261–РС «О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР в 40-х годах XX века» от 11 июля 2007 года до сих пор практически не действует. По данным турецких властей в 2008 году в Грузию за свой счет вернулось не более 50 семей. Возвращение турок-месхетинцев в эту страну осложняется длительной бюрократической процедурой, связанной со сбором многочисленных документов на грузинском или английском языке, а также ограничением срока действия этого закона 31 декабря 2008 года.
Так или иначе, очевидно, что новая законодательная мера Анкары приведет к дальнейшей натурализации турок-месхетинцев в Турции. Надо отметить, что значительное их число имеет на данный момент российское гражданство. С учетом быстрой адаптации турок-месхетинцев к турецкой среде, нельзя исключать, что, полностью легализовавшись в Турции, они в будущем не будут видеть необходимости в переоформлении российских общегражданских загранпаспортов в российских консульских загранучреждениях. Таким образом, они постепенно утратят российское гражданство. Необходимо отметить, что турки-месхетинцы в Турции хорошо организованы. Они принимают активное участие в поддерживаемых Анкарой всемирных Курултаях тюркоязычных государств и общин. Их турецкая диаспора обоснованно претендует на своеобразный центр турок-месхетинцев, разбросанных по ряду стран. Так, в начале декабря 2008 года в Турции прошел съезд 42 представителей федераций, обществ, культурных центров турок-месхетинцев из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Грузии, России, Украины, Турции и других стран. Всего во встрече приняли участие около 40 организаций из 11 стран.
Одним из основных вопросов, обсуждаемых в Анкаре, стало предложение об объединении всех организаций турок-месхетинцев в единую конфедерацию, которая смогла бы более эффективно координировать процесс их репатриации на историческую родину, оказание им финансовой и правовой помощи. В ходе длительных дискуссий председателем Всемирного совета конфедерации турок-месхетинцев стал руководитель Казахского национального центра З.Исмиханоглу. Для оптимизации взаимодействия между турками-месхетинцами, проживающими в различных странах мира, будут также избраны региональные представители по Центральной Азии, Кавказу, Турции, ЕС и США, которые будут осуществлять координацию своих действий с центром. По замыслу организаторов, именно Всемирный совет конфедерации турок-месхетинцев будет представлять их интересы на переговорах по возвращению в Грузию.
Помимо этого, было принято также решение об открытии центральной штаб-квартиры Совета конфедерации в Анкаре (ранее он только существовал на бумаге), в качестве координатора к обязанностям приступил А.Аксу, турецкий представитель вновь созданного ежеквартального журнала «Алтын кёпрю», что в переводе означает «Золотой мост». В качестве первого шага по активизации работы в среде турок-месхетинцев в январе 2009 года вышел первый номер этого журнала на 120 страницах. Журнал был издан на азербайджанском, казахском, узбекском, турецком, английском и русском языках. В дальнейшем планируется выпускать журнал раз в полтора месяца. Это, по сути, стало первым шагом к принятию нового закона, регламентирующего упрощенную процедуру получения ими гражданства и разрешений на работу для тех, кто проживает в Турции по виду на жительство.
Следует отметить, что первым шагом в рамках переселенческих программ было согласие в начале 1990-х годов турецких властей на иммиграцию семей турок-месхетинцев в провинцию Карс, расположенную неподалеку от их родных деревень, где с 30-х годов прошлого века уже проживала часть их соплеменников. Переселившиеся в этот период турки-месхетинцы получили гражданские права, большинство из них устроилось на работу в госучреждения в соответствии с их профессиональным профилем и уровнем квалификации. Однако законодательные меры действовали ограниченное время, и процесс интеграции этих семей до сих пор не завершен. Помимо инициированного государственного переселения, значительная часть турок иммигрировала в Турцию самостоятельно. Указанная численность турок-месхетинцев в Турции – порядка 60 тысяч человек – это неофициальные данные. Турецкие власти не располагают точными сведениями об их численности в связи с тем, что со сменой политического руководства страны изменилась и миграционная политика в целом, и в частности в отношении турок-месхетинцев. До 2002 года министерство внутренних дел Турции выдавало туркам-месхетинцам вместе с видом на жительство и разрешение на работу. К настоящему моменту более 32 тысяч человек получили все необходимые документы и смогли легализоваться в стране.
После прихода к власти ПСР общая политика в отношении турок-месхетинцев претерпела определенные изменения, правительство начало предпринимать шаги по снятию с себя ответственности за адаптацию вынужденных иммигрантов в Турцию. 5 августа 2004 года вышло новое постановление правительства, по сути отменяющее льготный режим для турок-месхетинцев, согласно которому заявления от соискателей на предоставление вида на жительства рассматриваются только в индивидуальном порядке, а также увеличилось число обязательных для легализации в Турции документов. На сегодняшний день армия нелегальных иммигрантов из числа турок-месхетинцев по приблизительным подсчетам составляет около 20 тысяч человек.
В основном турки-месхетинцы приехали в Турцию из Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Иммигранты из Узбекистана обычно стремились в большие промышленные центры, такие как Бурса (20 тыс. чел), приехавшие из Казахстана и Киргизии селились на юге Турции, в частности, в Анталье (4 тыс. человек), а также в Стамбуле и Анкаре. Вместе с тем, проблемы, с которыми они сталкиваются, общие для всех мигрантов, проживающих в Турции. Прежде всего, это легализация дипломов о среднем и высшем образовании, вопросы трудоустройства, жилья, отсутствие медицинского страхования. Проживающие в Бурсе турки-месхетинцы заняты в основном на неквалифицированных работах в текстильном и машиностроительном секторе. Два экономических кризиса, которые пережила Турция в 1994 и 2001 годах, обернувшихся банкротством небольших текстильных и строительных производств, привели к росту безработицы среди, как правило, работавших на них турок-месхетинцев. Анталийское побережье стало привлекательным для иммигрантов за счет развивающегося туристического сектора и растущего числа русскоговорящих туристов. Немало семей турок-месхетинцев, поселившихся сначала в Бурсе, переехало затем в Анталью, где благодаря знанию русского языка смогли найти работу в многочисленных туристических компаниях. Турки-месхетинцы, проживающие в г.Игдыре (вилайет Карс), получили от правительства льготные кредиты на жилье, работают в основном в сельскохозяйственном секторе, а также уезжают на сезонные работы в Анталью и другие крупные города.
Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются турки-месхетинцы в Турции, является устройство детей в школу. Дети без турецкого гражданства принимаются в учебные заведения после получения годового вида на жительство. Устройство тех, кто до сих пор проживает нелегально, весьма проблематично, и они не могут быть аттестованы. В этих случаях детям не выдаются документы о получении начального или среднего образования. Таким образом, они не могут продолжить обучение и поступить в университет. В то же время Турция ежегодно принимает некоторое количество студентов из зарубежных турецких общин, и часть из них получает стипендии турецкого правительства. Для студентов из числа турок-месхетинцев предусмотрена специальная квота на прием в университеты.
Участие турок-месхетинцев в политической жизни Турции ограничено избирательной активностью тех из них, кому удалось получить турецкое гражданство. Если говорить о политических партиях, которым симпатизируют турки-месхетинцы, то большинство голосует за правую Партию националистического движения (ПНД) и правящую ПСР. Ранее они отдавали свои голоса Партии отечества (ПО), основанной бывшим президентом и премьер-министром Турции Тургутом Озалом, который и стоял у истоков иммиграции турок-месхетинцев в страну.
Для обмена опытом среди членов диаспоры и оказания содействия в их адаптации в Турции созданы региональные общественные организации, которые представляют их интересы, такие как «Ассоциация солидарности и культуры турок-месхетинцев», «Ассоциация образования, культуры и социальной солидарности турок-месхетинцев». Все они объединены в «Международную федерацию ассоциаций турок-месхетинцев» со штаб-квартирой в Анкаре, которая служит мостом между общественными и официальными структурами и координирует работу по выпуску периодических журналов и новостных бюллетеней. Нельзя исключать ее превращения в хороший для Анкары рычаг целенаправленной работы с диаспорами турок-месхетинцев в других странах. Имеется в виду реализация задач, поставленных Всемирными Курултаями тюркских народов и общин.
Местные политические обозреватели исходят из того, что положение турок-месхетинцев в Турции в целом удовлетворительное и, несмотря на процессуальные сложности при получении необходимых документов на проживание, они хорошо адаптируются в турецкой среде. Неформальная поддержка и сочувствие как со стороны местного населения, так и государства (власти практически закрывают глаза на нелегальных переселенцев) укрепляют у иммигрантов чувство привязанности к турецкой земле и, таким образом, они быстро адаптируются как в социальном и общественном, так и в политическом плане.
взято тут ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
у нас под Рязанью полно этих турков-месхетинцев. странный народ Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны. _____________________________ Администратор в ЛС отвечает только на административные вопросы. По другим вопросам пишите на форум
Ece, у меня бывший - месхетинец. так у него семья просто потрясающие (на религии не заморочены и вполне адаптированные к российскому менталитету) ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
Angel-A, да, те, кто здесь живут не отличишь от наших по менталитету, но, почему-то, они всё равно держаться кланом и женятся на своих, хотя вокруг полно прекрасных девушек Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны. _____________________________ Администратор в ЛС отвечает только на административные вопросы. По другим вопросам пишите на форум
а заметь - у любой общности людей (я имею ввиду живущих как-то более обособленно каких-либо народностей) так и есть. пускай женятся... раз кровь не хотят генами обогащать - вымрут ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
Девочки, а чем они отличаются от обычных турков ? Есть у меня много знакомых месхетинцев и я думала, что они все одинаковые )))) Хотя то что они женятся только на "своих" слышала от них самих))) я туда не собираюсь и тем более замуж...просто работаю с ними и очень интересно узнать о этих людях побольше Надя со мной можно сразу на "ты" ;) помешана на орхидеях и Турции;)