asl17 |
Дата: Четверг/ Perşembe, 26.05.2011, 13:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Заядлый турист
Сообщений: 79
Репутация: off
| |
ВНИМАНИЕ!!! Данная тема закрытая. Комментарии не требуются. Текст сложный глубокого научного плана. Работа построена с использованием работ известного советского историка-тюрколога Л. Гумилёва и двух диссертационных работ по теме. Создаётся, исключительно, в силу своего интереса и тех немногих, кому интересен сложных ход истории в становлении тюркского этноса. Работа не является пособием для развития кругозора у русских подруг турецких мужчин...
АБДАЛЫ
ABDAL 1) ист. абдал, бродячий дервиш 2)название тюрской народности, проживающей в Афганистане 3) название кочевого племени, проживающего в Анатолии (из словаря)
Абдал, абтал, каркар, тебер, тенчили, факшилар, бегдили, народ в Турции. Относятся к большой европеоидной расе. Числ. 1,2 тыс. чел. По данным независимых источников, числ. А. гораздо больше и составляет неск. десятков тыс. чел. Дисперсно расселены в Западной и Центральной Анатолии: от илей (провинций) Болу, Эскишехир и Денизли на западе, через Анкару и Конью до Антальи, Аданы и Газиантепа на юге. Незначительное кол-во живёт также в илях Невшехир, Кайсери, Сивас, Токат, Йозгат, Синоп и Чорум. Говорят на анатолийских диалектах турецкого языка огузской группы тюркской семьи. Особенностью А. является "секретный язык" на турецкой грамматической основе с влиянием персидского и курдского языков. Распространён курдский язык. Верующие — мусульмане-шииты (приверженцвы секты алавитов). А. имеют туркменское происхождение. Основное занятие — скотоводство (козы, овцы). Жилище — переносные шатры из козьей ткани. Сохраняется родо-племенное деление.
МАНГЫШЛАКСКИЕ И СТАВРОПОЛЬСКИЕ ТУРКМЕНЫ К группе туркменских племен, размещенных в северной части Туркменистана (Хорезм, Мангышлак) и на Северном Кавказе относятся племена: Чаудор, Абдал, Игдыр, Арабачи, Соинджаджи, Машрык. Чаудоры и Игдыры относятся к группе туркмен-огузов (XI век), Абдалы, Арабачи и Соиджаджи считают себя близкими к Чаудорам. Род Машрык, видимо, возник на Мангышлыке из частей Абдалов, Ходжа и Калмыков (XVII-XVIII вв.).
Последние три-четыре столетия перечисленные шесть племен составляли территориально одну группу и назывались мангышлыкскими туркменами (минаги, мангыты) во главе с племенем чаудор, как старшим родом.
ЧАУДОРЫ (чавдуры, джаулдоры). Часть их, проживавшая в пределах Ташаузской области Калининского райнона ТССР, по нашим записям, сделанным со слов жителя этого района Юллы Джума оглы (1926 г.), состоит из следующих родов (далее Г.И.Карпов описывает структуру племени чаудов - Ред.).
Чаудоры Северного Кавказа (ставропольские) по данным А.И. Ярхо ("Советская Азия", кн.1,2, 1931) подразделяются на колена: Абдул-Джабаш (Туаыр), Чак-чак, Кылым, Соки, Севи.
СОИНДЖАДЖИК находящийся в составе туркмен Северного Кавказа делятся на колена: Абдул-Гапар, Ак-Берды, Сеюндык, Абдул-Эмин, Инвары, Дурдак, Бозаджи. Последние являлись самостоятельным родом в мангышлакской группе туркмен (Бозходжи, Богаджи, Бузачи).
АБДАЛ. Среди туркменских племен, проживающих в районах Ташаузской области (северная, Хорезмская часть Туркмении) встречаются представители племени Абдал. Историческое прошлое этого племени связано с политическими событиями, имевшими место в северной части Хорасана (Иран) в первых веках нашей эры (эфталиты)
Так у В.В.Бартольда, в его "Истории культурной жизни Туркестана" об абдалах (с.3) сказано: "...под давлением жужаньцев произошло так же в том же V веке движение на юг народа, известного у греков под названием «Е-да», в последствии у арабов под названием хайдат или белые хунды, или белые хунны. Классическими авторами было распространенно на эфталитов название кушаны. Эфталиты между 563-567 гг. подчинялись победителям туркам...".
В приведенной справке В.В.Бартольда нет географических данных о местонахождении эфталитов-абдалов. Во всяком случае, месторасположение белых гуннов в V веке отмечается в районах северо-восточного Хорасана.
В энциклопедии тюркского народа М.Фиад Копрюлю дает сведение о расселении абдалов. В настоящее время (1935 г.) по его данным анатолийские абдалы проживают в следующих 10 велайятах (Турции ): Ак-Сарай, Анкара, Токат, Чорум, Денезли, Диарбекир, Синоп, Сивас, Самсун, Трапзон, Газиантен, Кастамону, Каусеви, Гиресон, Мерсин, Магниса, Малатуа, Ван, Воззан.
В этих велайятах из абдал известны следующие родовые подразделения: Абдаллар, Якуп-Абдал, Коса-Абдал, Чекча-Абдал, Абдал-Дами, Абдал-Коли, Абдал-Ата, Абдал-Бодур, Абдажан-Дичле, Абдал-Оглы, Кара-Абдал, Араки-Абдал, Чакали-Абдал, Абдал-Хасан, Койун-Абдал, Абдал-Рум, Абдал-Куюси, Абдал-Мехмет, Будала, Сиске-Абдал, Абдал-Месрееси, Хасан-Абдал, Хоук-Абдал.
В Туркменистане Копрюлю называет следующие подразделения абдал: Абдал-Боюндур, Дэли (теле), Курбан, Огур-ве-Огры, Менгли-Ходжа. По данным 1849 года (Небельсон) в 4-х последних родах насчитывалось 1065 человек. Кроме того, в Астрахани проживало 80 семей.
В Афганистане, в районе Кандагара, проживают абдал под общим названием Хасан-Абдал, которые, по заявлению автора, происходят от Халадж. В Восточном Туркестане абдалы известны под названием Адана-Абдалляр.
В Заключении Копрюлю, на основании литературных данных об абдалах, делает вывод, что абдал (авдал, афтал, эфтал) происходят от эфталитов (эфтали, авдали), т.е. от белых хуннов.
Б.В.Миллер в своей книге "Кочевые племена Фарсистана" (1916 г.) в числе тюркских племен, населяющих Фарсистан называет басер и ветвь его - Вейси с родом Абдал (с.8-9). Среди казахов и киргизов в числе основных племен упоминаются абдалы.
По сообщению бывшего Отдела национальных меньшинств Астраханского губисполкома от 26 апреля 1927 года, в числе "астраханских туркмен", переселившихся с Мангышлака в 1880 году, находилась группа под названием туркмены Абдал. В данное время они проживают (вместе с Игдыр и Чаудор - 1500 человек) в селениях около Астрахани: Атал, Фунтово, Зацарево и Соколовском.
По данным С.Венюкова, в Туркмении в 1870-е годы Абдалы жили вместе с Чаудорами и Игдырами. По Г.Мельгунову, абдалы-иджемек в числе 420 кибиток входили в состав племени йомуд, ответвления елкан (елган). У Д.Н.Логофета (Бухарское ханство под русским протекторатом. Спб, 1911 г.), в числе узбекских родов, населяющих бывшее Бухарское ханство, Абдалы значатся под номером 41, как основной узбекский род и (у него же) среди туркмен Средней Аму-Дарьи и Пянджа, как самостоятельный род.
Капитан Муравьев в "Обзоре туркменских племен" указывает, что в Туркмении абдалы расселяются "по соседству с караганом". Род Абдал, по Муравьеву, делится на колена: Менгли-Куджа, Огри, Дэли, Чекак-бай, Оганых, Кизлер-Генек. Это род, по словам Муравьева, входил в состав чаудорского племени.
По данным полковника Михайлова ("Туземцы Закаспийской области"), абдалы вместе с Гокленами и Игдырами и огурджали относятся к "огузхановскому поколению".
О численном составе Абдал, проживающих в Туркмении имеются различные сведения:
Муравьев - 8000, Борнс - 8000, Бларамберг - 8000, Скрябин и Рябинин - 25 000, Вамбери - 12 000. Причем, в указанное число абдал у многих авторов входит также Чаудоры, Игдыры и другие. Как писал М.Венюков, проживали Абдалы "по Устюрту до Айбугира... и городов Ильялы, Ташауз, Порсу, Казават, Ходжейли и Кипчак".
16 апреля 1883 года русский царь обратился к абдальским старшинам, живущим на Мангышлаке (к родам Огры, Менгли-Ходжа, Курбан и далее) с поздравлением и обещал покровительственную защиту торговых караванов через депутатов этих родов: Мулла-Довлет Мурад-Нияза Богадура, Бегендж Мурад-бая, Тогуль-Такира Богодурова и Ирали-Дотджа Мурадова.
Оренбургский и Самарский генерал-губернатор А.А.Катенин в своем отношении №064 от 20/VI 1859 года на имя военного министра указывает, что в форте Александровском (на Мангышлаке) живут "га-абдальцы" и "игдырцы" (ЦКИА ВУА, 41 925, с.18). В донесении от 8 октября 1856 года за №7 Катенин указывает, что "немногочисленные аулы абдальского рода кочуют между адаевцами (казахами) около залива Александр-бай..." (ЦВИА ВУА, №40591, л.15).
Во времена хивинского хана Мухаммад-Рахима, в 1810 году, при описании осады крепости Курнграт упоминается, что хан наградил "Туган-Нияз Бехадыра (см. выше) из вождей мангышлакских туркмен рода абдаль, который успешно сопровождал купеческий караван, направлявшийся из Астрахани в Хиву через старый Ургенч..." (МИТТ, т.II, с.76). В хивинских событиях 1856 года "представитель поколения (тире) Абдаль по имени Халк Чаудоров, злосчастный Мухаммед-юзбаши, став во главе некоторых разбойников этого племени (тайфе) совершил несколько раз нападение на окрестное кочевое население (эляд). Разграбив и опустошив владения и имущество сельских жителей он тем самым создал большое беспокойство. Откочевав с сочувствовавшими ему мятежниками и направившись в окрестности Старого Ургенча, он поселился там...(МИТТ, с.566).
В "Истории Надир-хана" упоминается об афганских абдальцах, принимавших активное участие в "смутах" в городе Герате в 1716-1717 гг (Там же с.117). В среди которых ханом был впоследствии Ахмед-хан из рода Садозак - основатель нынешнего Афганского государства (1747-1773 гг.), присвоивший себе титул Дур-и-Дурран - "жемчужина жемчужин", откуда и получилось "Дуррани" - новое имя племени абдал (там же, с.209б примечание) (или, Тур-Тура)
В северной части Ирана во время восстания губернатора Астрабадской области Мухаммед-Заман хана (1814 г.), в составе правительственных войск участвовала конница ходжевентская и абдаль-меликская. Абдаль-мелики "первоначально жили в Дерегезе (около современного Каахкинского района ТССР), затем были переселены в Шираз и оттуда в Шахрияр, к западу от Тегерана, наконец в Нур-Мазендаранский и около 1855 года они поселились на берегу Каспия между устьем реки Ника и полуостровом Миян-кала". Там они наделялись землей при обязанности нести военную службу (там же, с.214). В 1883-1884 гг. абдаль-мелики вместе с ходжвентами (лурское племя) обитали в булюке Куджур (там же, примечание, с.314).
По последним данным (1931 г.), представители племени Абдал, проживающие в Ташаузском округе ТССР имеют следующие подразделения на колена: Огерли-Ходжа, Менгли-Ходжа, Дэли, Курбан, Довлет, Амин, Кугиш, Джогельдык (Джангельды), Коктай, Ирадек, Кызыл-Егенек, Токмек и Уваным. Более мелкие поразделения этого рода: Тая-Конграт, Чалар, Чекир-баи, Огшик, Ханаз, Дурды-байли, Мурад-Абыз, Ходжали, Бяш-Атлы, Аслям, Терс-Аяк, Хыдыркули-Хан-Ага. Как видно из справки об Абдалах, последние встречаются в различных местах Туркменистана, Ирана, Афганистана и др. Такое расселение абдалов вперемежку с другими племенами и народами, несомненно, результат длительного исторического сожительства различных этнических образований и колоссальных военных катастроф прошлого.
Устойчивость родовых организаций у Абдалов и других туркменских племен, по-видимому, вызывалась необходимостью охранения личности от политических и хозяйственных катастроф, чем и сообщена была устойчивость существовавшим "кровным" родовым объединениям, значение которых, пожалуй, больше ослабляется для тех групп населения, которые переходили к оседлой жизни. Однако, среди последних память о родовых связях в прошлом живет и в поколении нашего времени.
Из приведенных справок об Абдалах можно сделать и второй вывод, что современные нам абдальские роды, несомненно, являются осколками тех хуннов-эфталитов, о которых говорил В.В.Бартольд.
Исследуя литературные источники и документы об абдалах 1850-х годов мне пришлось ознакомиться с многочисленными докладными записками русского купца П.С.Савельева (житель Красного Яра, возле Астрахани) - бывшего владельца пароходов на Каспии и торговца солью, керосином, железом с туркменской степью, в которых он приводит интересные обычаи у туркмен о.Челекена. Там местный Дэли-хан "радушно" приняв Савельева (февраль 1858 г.) и в честь его приезда "резал баранов и кровью обливал мой путь до кибитки хана", - писал Савельев (ЦВИА, оп.287, св.300, 1864 г., №26, с.79). Обычай встречаемый среди туркмен.
[b]Добавлено[/b] (14.05.2011, 12:30) --------------------------------------------- Материал по МАНГЫШЛАКСКИМ И СТАВРОПОЛЬСКИМ ТУРКМЕНАМ по крупицам был собран замечательным человеком и любителем истории Савиным Евгением из г.Перекопа Ярославской обл.
[b]Добавлено[/b] (16.05.2011, 12:13) --------------------------------------------- История народа не отделима от самого народа, значит, углубимся в его историю, немного… .
Очень интересно для вдумчивого читателя интересующегося историей происхождения первых тюрков.
Кидариты - историческое имя первых тюрок и откуда они пошли. Эфталиты - горцы или степняки?
Л.Н. Гумилев
Опубликовано "Вестник древней истории", 1967, No 3, стр. 91 - 98. По поводу появления эфталитов как народа существуют две диаметрально противоположные точки зрения: одна, и к ней принадлежит большинство историков, считает эфталитов центральноазиатскими кочевниками, проникшими в Припамирье с северо-востока: другая - полагает возможным видеть в эфталитах аборигенов долин Гиндукуша. Последнее мнение было высказано в 1959 г. независимо друг от друга автором данной статьи [+1] и К. Еноки [+2]. В. М. Массон назвал его наиболее гипотетичным из всех возможных [+3], хотя он не привел никаких оснований для обоснования своего категорического суждения. Фр. Альтхейм [+4] также высказался за степное происхождение эфталитов, и это заставляет вернуться к рассмотрению проблемы [+5]. Следуя Вивьен де Сен-Мартену, Фр. Альтхейм полагает, что Бахрам Чубин в 589 г. воевал с эфталитами, а не с тюрками [+6], и это недоразумение вынуждает его - вполне последовательно - счесть эфталитами Низак-тархана [+7], а также противников Кутейбы ибн-Муслима в 671-672 гг. [+8] и врагов Мухаллаба, мешавших ему взять Кеш в 701 г. [+9]. Иными словами, он, следуя Р. Гиршману, отождествляет эфталитов с хионитами и кидаритами, предполагая лишь, что слово "эфталит" обозначало членов царского рода, а "хионо" - народное название [+10]. Этому, однако, противоречат сведения из китайских источников и Масуди об этнической близости эфталитов к юечжам и согдийцам, также приведенные Фр. Альтхеймом [+11]. Наши археологические работы 1961-1962 гг. подтвердили это предположение. Все открытые нами хазарские памятники группируются в центральной части дельты, где нами проведены раскопки на Бэровских буграх (Степана Разина, Казенном, Корне и Бараньем), в районах Зеленгинском и Тузуклеевском [+19]. К эфталитам хазары никакого отношения не имели. Точно так же ничего общего с эфталитами не имели сарматские и угро-самодийские племена, населявшие в III-VI вв. южносибирские и североказахстанские степи [+20]. От оазисов Средней Азии их отделяла полоса пустынь, которые в III в. н.э. были еще более безводными и непроходимыми, чем даже в XX в. [+21]. Исходя из этих географических предпосылок мы имеем все основания для того, чтобы поставить под сомнение гипотезу, согласно которой эфталиты являются выходцами из приаральских степей. Но для того, чтобы получить однозначное решение, обратимся непосредственно к истории эфталитов в той части, где она доподлинно известна, и попробуем найти там решение проблемы, волнующей многих ученых уже более полутораста лет. * * * Внешнеполитическое положение Ирана в середине IV в. было весьма напряженным. Борьба с Римской империей была делом нелегким. После первых удач, закончившихся пленением императора Валериана в 206 г., персам пришлось перейти к обороне. Римляне проводили контрнаступление планомерно и последовательно: в 283 г. они отняли у персов контроль над Арменией, а в 298 г. навязали Ирану невыгодный Нисибинский мир. Талантливый шах Шапур II (309-379) был вынужден в первую половину своего царствования тратить средства и силы на отражение наступления хионитов [+22], но к 356 г. хиониты стали союзниками Ирана [+23], и под их натиском пала Амида, форпост римлян в Месопотамии [+24]. Успокоение на восточной границе дало персам возможность отразить наступление Юлиана в 361 г., в результате чего персы снова смогли вмешаться в армянские дела. В Армении шла упорная борьба короны со знатью. Царь Аршак, державшийся римской ориентации, истреблением одного из знатных родов [+25] вызвал восстание всех нахраров; к восстанию присоединились даже бывшие сторонники Рима. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, персы вторглись в Армению, но армяне сплотились перед лицом врага - и вспыхнула война, К 368 г. персам удалось взять оплот армян - Артагерс, но в 369 г. наследник Аршака, Пап, явился в Армению с римскими войсками и изгнал персидские войска. В 371 г. Шапур попытался снова ворваться в Армению, но был отбит, после чего нажим персов на запад ослабел. Армению спасло от персов восстание наместника Балха [+26], сумевшего привлечь себе на помощь хионитов. Однако персидский шах заключил союз с эфталитами, которые подавили восстание [+27]. В 384 г. эфталитские вспомогательные войска вместе с персами участвовали в осаде Эдессы. Но к началу V в. эфталитское царство усилилось настолько, что смогло проводить собственную линию внешней политики, жертвами которой оказались персы, индусы и согдийцы, т. е. все соседи эфталитов. Наступление эфталитской пехоты (???) облегчилось тем, что они неожиданно для себя получили конных союзников. В 418-419 гг. жужани выиграли войну против среднеазиатских хуннов и остатков юечжей, державшихся до той поры в Тарбагатае, Жужани навели на последних такой страх, что вождь группы юечжей Цидоло ( Кидары), желая уйти от опасного соседа, перешел со своим народом на юг и занял город Боло [+29] в оазисе Карши [+30] Здесь они столкнулись с персами и эфталитами [+31]. Кидариты укрепились в Средней Азии около 420 г. [+32]. Титул Кидары - Kusana sahi [+33] - показывает на то, что он сам считал себя родственником кушанов, т. е. юечжей. Нет оснований отождествлять кидаритов с хионитами или эфталитами. Табари называет кидаритов "тюрками", очевидно отмечая, что они прибыли в Среднюю Азию из той страны, которая в его время считалась родиной тюрок. Но именно потому и смогли там обосноваться тюрки Ашина в 439 г., что на южных склонах Алтая образовался этнический вакуум из-за ухода значительной части аборигенов на юг. Как показывает ход событий, кидариты были самостоятельным народом, отличным от хионитов (хуни) и эфталитов [+34]. Появление нового воинственного народа на границе Ирана не могло пройти бесследно, В самом деле: отступившие с родных кочевий кидариты, вероятно, нуждались в самых разнообразных товарах и единственным способом приобретения их была война, ибо торговать беглецам нечем. Действительно, в 426-427 гг. Персия подверглась нападению восточных кочевников. В источнике они названы "тюрками", и их считали иногда хионитами [+35], а иногда эфталитами [+36]. Я полагаю, что это были кидариты, так как в это время хиониты уже утратили свое значение, а эфталиты еще не приобрели его. Затем кидариты заняли степи вокруг современного Карши и тем самым отрезали от Ирана и хионитов и эфталитов; наконец, эфталиты упомянуты несколько ниже в указанной связи и названы совершенно иначе, а кидаритов Приск Панийский называет "гуннами", что для V в. стало именем нарицательным, видовым и в Х в. переведено как "тюрки". Вторжение застало персов врасплох; сам шах вынужден был бежать в Армянские горы, но успех усыпил бдительность кочевников. Персидские разведчики следили за ними не переставая и сообщали шаху Бахраму все подробности расположения противника. Однажды, улучив время, Бахрам с войском пересек границу Армении и во внезапном ночном бою наголову разбил кидаритов. Кочевники обратились в паническое бегство и при этом, естественно, рассеялись; персы убивали их всюду, где находили. Жена кидаритского царя попала в плен к персам и стала служанкой в храме огня. Развивая успех, персы перешли через Джейхун (Амударью) и вынудили кидаритов просить мира [+37]. Поражение несколько охладило пыл кидаритов и заставило их искать союза с эфталитами, которые вторглись в это время в Индию, но тоже неудачно, вследствие того, что персы пришли на помощь индийцам [+38]. Тогда побежденные объединились и заключили союз с Византией, в это время поддерживавшей антиперсидские настроения в Армении [+39]. Создалось две коалиции: персидско-индийская и греко-эфталитско-кидаритская, которые вступили в долгую и жестокую войну. Сначала персы и индийцы имели успехи. Преемник Бахрама Гура, Иездегерд II, совершал поход за походом "против гуннов, живших в стране кушанов" [+40], т. е. кидаритов, и в 451 - 452 гг. принудил кидаритского царя бежать в пустыню. Но уже в 454 или 456 г. при очередном наступлении персы были разбиты кидаритами. Валями четко различает кидаритского царя, которого он называет "каган тюрков", от эфталитского, именуемого "царь Китая". Это дает основание заключить, что в описанных событиях принимали участие два народа, а не один, как предполагалось прежде. Хиониты не могли быть в их числе, так как они в это время владели Самаркандом и активно сносились с Китаем, где внешнеполитические события, даже самые мелкие, тщательно фиксировались и большая война отразилась бы в хронике. Можно думать, что хиониты, связавшиеся с торговым Согдом, держались персидской ориентации, так как впоследствии пали жертвой эфталитского нашествия на север, утратив все плоды своих прежних побед.
[b]Добавлено[/b] (18.05.2011, 10:35) --------------------------------------------- Существует ряд точек зрения на происхождение эфталитов. Большинство исследователей отождествляют эфталитов и хионитов[1]. Однако есть мнение и о том, что это были разные, но родственные народы[2]. Существуют также версии о том, что в этногенезе эфталитов приняли участие как мигрировавшие из Китая племена тохаров, так и местное согдийское население[3]. Восточно-иранская версия По этой версии эфталиты считаются древнеиранским народом, предками современных пуштун[4]. Судя по надписям эфталитских монетах, выполненных греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было хион (на монетах OIONO) [5]. Не исключается также наличие незначительной примеси алтаеязычных народов. Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами» чётко отделяет эфталитов от гуннов:«Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов».
[b]Добавлено[/b] (26.05.2011, 13:26) --------------------------------------------- Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии
Теория А.Н. Бернштама, посвященная бадахшанскому происхождению эфталитов, получила свое развернутое обоснование в ряде статьей Л.Н. Гумилева и в трудах японского востоковеда К. Еноки. Однако, опровергая теорию В. де' Сен-Мартена о тождестве юэчжей и эфталитов, Л.Н.Гумилев, считает ее малоубедительной. Мнение Л.Н.Гумилева обосновывалось на сведениях китайских источников («Бэй Ши», «Суйшу»), согласно которым можно выводить лишь царствующую династию эфталитов от юэчжей, а не весь эфталитский народ. Исходя из этого, он предполагал, что кидариты, хиониты и эфталиты – разные народы: кидариты – юэчжийцы; хиониты – это сакские племена, жители «болотных городищ», обитавшие на северном берегу Аральского моря; эфталиты – это горцы, потомки светловолосых племен бай-ди, которые в VII в. до н. э. пришли в горные области Памира и Гиндукуша из Северо-Западного Китая. В течение последующих восьми веков, бай-ди ассимилировались с автохтонными арийскими племенами индо-иранской группы и в кушанское время (I-II вв.) одна из ветвей этого племени, поселившая в долине Яфталь (название местности в Бадахшане - И.М.), получила новое имя – «эфталиты» от названия долины или. Топонима «Яфталь» (Йафталь, Ефталь. -И.М.) Л.Н.Гумилев связывает с местом обитания эфталитов и делает вывод, что «…территория эфталитов точно локализуется в горной стране, вокруг Памира, и нет никакой надобности выводить их из стран отдаленных». В конце IV в. эфталиты выступают на политическую арену, а в V в. создают государство и претендуют на гегемонию в Центральной Азии и Индии. Затем, как полагает Л.Н.Гумилев, в результате объединения всех горных племен Памира и Гиндукуша вокруг эфталитов, расширяется и понятие «эфталит», и они как народ сложились в горных областях Памира и Гиндукуша. С данной гипотезой Л.Н.Гумилева солидарен Б.И.Маршак, который отмечает, что государства кидаритов и эфталитов «сопоставимы не с центрально-азиатскими степными империями, а с государствами, основанными сравнительно небольшими горными народами, которые с переменным успехом вели жестокую борьбу против соседних монархий». Эфталитская проблематика в общем контексте с историей и культурой ценрально-азиатского региона рассматривалась в обобщающих академических трудах по истории СССР, истории советских республик Средней Азии и Казахстана («Очерки истории СССР (III-IХ вв.)», «История народов Узбекистана», «История Узбекской ССР», «История Туркменской ССР», «История таджикского народа»), а также в историко-востоковедческих исследованиях по истории Ирана, Афганистана, Индии, Пакистана и Восточного Туркестана («История Ирана (Исследования ученых Кембриджского университета)», «История Афганистана», «История Индии», «Народы Пакистана (основные этапы этнической истории)», «Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье»). Так, советский археолог-историк А.М.Мандельштам, исследовав политическую, социально-экономическую и этнокультурную историю Среднеазиатского Междуречья в ряде своих публикаций, вслед за французским ориенталистом Р.-М. Гиршманом, отождествлял эфталитов с хионитами, полагая, что эфталиты во время существования их государства «…в значительном количестве обосновались на территории Бадахшана, где продолжали вести кочевой образ жизни». Выдающийся историк-археолог Б.А. Литвинский, изучая мугхана и другие типы могильных сооружений, в частности подкурганные захоронения в деревянных гробах (по китайским источникам, они также были распространены у эфталитов), а также рассматривая некоторые другие факты, как и русский востоковед К.А. Иностранцев, пришел к выводу, что в сложении эфталитских племен существенную роль сыграло население предгорных районов Ферганы, хоронивших своих родственников в курумах и курганах. Чл.-корр. АН СССР А.Ю. Якубовский считал эфталитов потомками геродотовых массагетов, а ученые Туркменистана - Г.И.Карпов, С.А.Вязигин, А.Губаев, Х.Юсупов, М.Б.Дурдыев, в основном придерживаясь теории иранского происхождения эфталитов, полагали, что хионито-эфталитское объединение представляло собой конгломерат ираноязычных племен, в этническом отношении с некоторой примесью «тюрков» со стороны хуннов. Эфталитская проблематика рассмотрена в труде Б.Г.Гафурова - «Таджики», где исследована в тесной связи с историей автохтонного населения Средней и Центральной Азии. По вопросу места происхождения эфталитов, он являлся сторонником теории А.Н. Бернштама, но считает их ираноязычным кочевым народом. В этом смысле Б.Г. Гафуров указывает на то, что эфталиты являются преемниками государственных традиций кушанских правителей. Положение об этнической близости хионитов-эфталитов и кушанов подтверждается не только историческими источниками, но и материалами по истории культуре. Резюмирую свои гипотезы, Б.Г. Гафуров пишет: «Практически нет серьезных оснований считать язык эфталитов тюркским (или монгольским); он почти несомненно был восточноиранским», и что чтение надписей на эфталитских монетах и геммах, во многом остается спорным, ибо «Интерпретация этого материала обычно возможна с помощью иранских этимологий и указывает на то, что язык (эфталитов. -И.М.), был восточноиранским». Исходя из накопленных археологических и нумизматических материалов, разные аспекты эфталитской проблематики советской историографии вслед за академиком Б.Г. Гафуровым были подытожены такими учеными, как Б.И.Маршак, Б.И. Вайнберг, Г.А. Пугаченкова, Э.В. Ртвеладзе, Т.К. Ходжайов, Б.А. Литвинский, В.С. Соловьёв, А.В. Седов, Е.В. Зеймаль. Среди них необходимо отметить гипотезы Э.В. Ртвеладзе и В.С.Соловьёва относительно проблемы этнической принадлежности эфталитов. По мнению Э.В. Ртвеладзе, эфталиты с самоназванием «алхон» были автохтонным населением Бактрии – Тохаристана. Он указывает, что в пользу этого свидетельствует ряд данных: погребальный обряд и антропологический тип населения Тохаристана в IV-VI вв. мало меняются по сравнению с кушанским периодом; противоречивые оценки образа жизни эфталитов, содержащиеся в письменных источниках, объясняются тем, что местное население издавна делилось на оседлое и кочевое. Другой узбекистанский историк-антрополог Т.К. Ходжайов придерживаясь данной гипотезы Э.В. Ртвеладзе, считает, что эфталиты являются частью населения Бактрии-Тохаристана. По мнению В.С.Соловьёва, эфталиты – потомки памирских саков, которые после поражения во II в. до н. э. от юэчжей переселились в Бадахшане и жили не только на Памире, но и в примыкающих к нему регионах, в частности в Каратегине, где имеются эфталитские погребения Ляхш I и Ляхш II. В.С.Соловьёв отождествляет кидаритов с юэчжами, а хионитов – с приаральскими массагетами, которые покинули места первоначального обитания под давлением хуннов и двинулись в пределы Кушанского государства, а в дальнейшем, были завоеваны эфталитами. Бадахшанская теория происхождения эфталитов подробно обоснована в работах известного японского исследователя К. Еноки. Он не только подверг критическому пересмотру имеющиеся материалы, но и привел новые данные из китайских письменных источников. Выводы К. Еноки сводились к следующему: а) первоначальная родина эфталитов находилась в Бадахшане; б) их культура содержала некоторые иранские элементы. Он считал территорией формирования эфталитов среднее течение реки Кокча, описываемую Сюань- Цзаном под названием Си-мо-та-ло (Ги-мо-та-ло). Он также считал, что эфталиты имели среднеазиатское происхождение с иранской принадлежностью и аргументировал это мнение значительным числом данных, сводкой фактов этнографического характера. Например, он ссылается на истолкование значение слова «тун» из энциклопедии «Тундян» (гл. 193), где данное слово интерпретируется в значении «страна», которое он сопоставляет со словом «tun» («страна») припамирских языков. Гипотезы К. Еноки, как это подтверждают исследования последних лет, являются наиболее приемлемыми версиями о происхождении и языке эфталитов. Автор теории ираноязычности эфталитов, французский ориенталист Р.-М.Гиршман, в результате дешифровки легенд на эфталитских монетах (как «Хэфтал – царь хионитов»), приходит к такому заключению, что хиониты и эфталиты были одним народом: эфталиты – название правящего рода, а хиониты – самоназвание народа (в форме «хион»), который представлял собой союз иранских племен или народность, родственную кушанам. Значительное внимание эфталитской проблематике в своих исследованиях уделяли и другие зарубежные востоковеды Р.Груссе, Ф.Альтхайм, В.Б.Хеннинг, Х.Юнкер, Х.Хумбах. Согласно их гипотезам, эфталиты происходили от гуннов. Ф. Альтхайм отождествляет эфталитов с кидаритами. Связывая этноним кидаритов с восстанавливаемым им прототюркским «kidir-kidar» («запад»), он приходит к выводу, что кидариты – западные гунны. По его мнению, эфталиты, они же кидариты, - тюркоязычные гунны, возглавившие конфедерацию иранских племен хиноитов и подвергшиеся затем иранизации. Исходным моментом его построений является сообщение китайских источников о вторжении в Согд кочевников, засвидетельствованных под именем сюнну, что, видимо, соответствовало согдийскому хунну, царь последних (Хуи), правил в первой половине V в. Затем он отождествляют Хуи с Кунгхасом – царем кидаритов и Ахшунваром – царем хионитов. Доводом в пользу тождества кидаритов и эфталитов у Р.Груссе и Ф.Альтхайма служит то, что и те, и другие именуются в источниках гуннами. Несмотря на это, их гипотезы и доводы остались менее обоснованными, чем гипотезы и доказательства об иранской принадлежности эфталитов. Р. Гёбля в своей книге «Материалы к истории иранских гуннов в Бактрии и Индии» разделил все существовавшее тогда огромное эфталитское монетное наследие на 297 эмиссий. Он являлся автором новой схемы членения эфталитского чекана, позволившего ему по-иному, чем прежде, читать многие монетные легенды и делать весьма обоснованные исторические выводы. В исследованиях вышеприведенных авторов предпринята попытка обобщить накопившиеся материалы за 20-80-е гг. ХХ в., чтобы воссоздать историю Средней и Центральной Азии эпохи эфталитов и выяснить этническое происхождение эфталитов, направление и хронологию экспансии эфталитов, а также формирование Эфталитского государства с определением его роли в истории государственности в центрально-азиатском регионе. Весьма замечательным открытием таджикских археологов является ряд могильников эфталитской эпохи в Южном Таджикистане, таких как достоверный эфталитский могильник – Иттифок и отдельные погребения в Туп-хане, недалеко от Хисара, погребение эфталитского воина в селения Гелот Восейского района Хатлонской области. Весьма примечательно, что поселение Гелот - это первое раскопанное и изученное эфталитское поселение на территории Таджикистана. Исследования туркменского историка А.Курбанова посвящены вопросам этнического происхождения эфталитов. В отдельных главах данного исследования рассматриваются политическая, социально-экономическая история и духовно-материальная жизнь эфталитского общества. Помимо этого, в книге помещены иллюстрирующие материалы, демонстрирующие образцы памятников культуре эпохи эфталитов. Резюмируя историографию эфталитской проблематики можно констатировать, что к настоящему времени существует достаточно широкий спектр взглядов относительно вопросов этнического происхождения, прародины эфталитов и их роли в этногенезе и культурогенезе народов Центральной Азии. Однако, специальных работ, посвященных комплексному изучению предыстории, истории эфталитов и Эфталитского государства с определением его роли в истории и культуре Центральноазиатского региона, в целом, немного и практически все они базируются на недостаточно ясных, скупых и отрывочных свидетельствах письменных источников и фрагментарных данных археологии, нумизматики и эпиграфики. Это предполагает необходимость более углубленной разработки данной темы, подготовки обобщающего историко-сравнительного исследования, основанного как на изучении сведений письменных, так и на интерпретации данных материальных источников.
Сообщение отредактировал asl17 - Пятница/ Cuma, 27.05.2011, 23:08 |
Оффлайн/ Off- line |
| |