Мустафа Кемаль Ататюрк был видным политическим деятелем, реформатором и революционером. Его все знают как жесткого военного лидера, диктатора. Но в Турции он известен еще и как пьяница, дебошир и герой-любовник, перепортивший не один десяток целомудренных девиц. Красавчик Мустафа, революционер Кемаль и правитель Ататюрк - какие женщины его любили? Каких женщин любил он?
За 100 лет в Турции на любовном фронте практически ничего не изменилось, поэтому статья будет интересна и познавательна для обладательниц ашкымов. Читаем и делаем выводы!
Двенадцатилетним мальчишкой Мустафу Кемаля отправили учиться в военную академию города Салоники, в ту пору еще принадлежавшего Оттоманской империи. Ему уже тогда нравились мундиры, и он попал в компанию любителей кричащей одежды. И хотя он вращался почти исключительно в мужских кругах, ему удалось завести романчик с девочкой по имени Эмине.
Ей было восемь лет, и ее отец имел высокий чин в военной академии. Спустя годы Кемаль вспоминал о том, как привередлив он был в выборе одежды, и как свято подружка верила в его великое предназначение. "Ты рожден, чтобы стать султаном", - говорила она. Однако мусульманские обычаи не позволяли им встречаться, и лишь изредка ему удавалось увидеть любимую в окошке ее дома.
В четырнадцатилетнем возрасте он перевелся в военную академию города Монастир. Перед отъездом Мустафа Кемаль получил от друга в подарок нож - чтобы защищаться от сексуальных посягательств других мужчин. Женщины тогда носили паранджу, и большим спросом пользовались молоденькие мальчики вроде Кемаля.
Время от времени он приезжал в Салоники и виделся с Эмине. Ее сестра потом вспоминала, что они надеялись пожениться, но ничего из этого не вышло.
Проводя отпуска в Салониках, он с удовольствием посещал европейский квартал, где женщины не носили паранджи, пели, танцевали и сидели за столиками с мужчинами. Ему понравились спиртные напитки, а дамы сочли красивого юного воина неотразимым.
Затем он получил назначение в Стамбул и там регулярно наведывался в дом мадам Корин. Эта овдовевшая итальянка жила в Пера - европеизированном районе города. Кемаля назначили военным атташе в Софии, и он ей часто писал, уверяя, что в Болгарии нет красавиц. При этом письма изобиловали именами встреченных там женщин, и в каждом случае обязательно подчеркивалось, что его новая знакомая - дурнушка. В числе прочих упоминалось имя некой медсестры, немки Хильдегард. Уехав из Болгарии, он затеял переписку и с Хильдегард.
В Софии он стал фаворитом Раши Петровой, устроительницы султанских приемов. Однажды вечером он познакомился на бале-маскараде с Димитрианой Ковачевой, или попросту Мити, - дочерью военного министра Болгарии. Всю ночь они танцевали и беседовали. Вскоре Кемаль стал своим в доме Ковачевых, где часто говорили по-турецки. Ему разрешили увозить Мити на загородные прогулки. А в Турции того времени девушке из приличной семьи ни за что бы не позволили гулять с молодым мужчиной.
Мити вполне соответствовала идеалу Кемаля о европейской невесте, но мешала вера. Он посоветовался со своим другом Фети, который ухаживал за дочерью генерала Рачо Петрова. Когда речь зашла о свадьбе, генерал Петров сказал; "Я скорее позволю отрубить себе голову, чем выдам дочь за турка". Генерал Ковачев тоже занял твердую позицию, и вопрос о браке отпал. Мити была христианкой, а Кемаль - мусульманином. Чтобы он не тешил себя иллюзиями, генерал Ковачев отказался посетить бал в оттоманском посольстве.
Началась первая мировая война, и Кемаля отозвали в Стамбул. Проявив при Галлиполи великую доблесть, Кемаль вернулся в Софию. По-прежнему они с Мити любили друг друга, но обычаи требовали, чтобы их отношения не заходили дальше простой вежливости. Спустя четыре года она попыталась съездить к нему в Стамбул, но крушение болгарского фронта сделало эту затею неосуществимой. Мити вышла замуж за болгарского посла, однако не перестала следить за головокружительной карьерой своего юного турка.
Кемаль помирился с матерью, когда она порвала со вторым мужем. После смерти отчима его младшая сестра Фикрия (по некоторым данным дочь отчима от первого брака - прим. Vilna) поселилась у матери и стала любовницей Кемаля. Мать Кемаля никоим образом этого не одобряла. Она считала, что Фикрия недостаточно хороша для ее сына.
Формально Фикрия была замужем за египтянином, но жила с Кемалем в стамбульском районе Сисли. Это не помешало ему продолжать отношения с Корин. Когда Стамбул оккупировали англичане, они перевернули ее особняк вверх дном - искали оружие. Кемаль бежал в Анатолию; где и началась его борьба за независимость Турции.
Следом за Кемалем отправилась Фикрия, и в Анатолии они открыто жили как любовники. Она просилась замуж, но он, хоть и обожал ее, не желал об этом слышать. Он мечтал жениться на западной женщине и быть с женой на равных. А Фикрия, хотя и не носила чадры, была женщиной до мозга костей восточной - из тех, кто всегда идет позади мужа. Вдобавок Кемалю, как паше, полагалось первый раз жениться на девственнице. А смуглая и стройная Фикрия уже побывала замужем. Как бы то ни было, пока она его вполне устраивала. На войне ему больше не приходилось искать утех у распутных гарнизонных девок.
Борьба за освобождение Турции закончилась сожжением Смирны. Когда там находился Ататюрк, в его штаб пришла молодая женщина и попросила о встрече с ним. Он отказался, а затем решил на нее взглянуть. Взглянув, отпустил ординарца и предложил ей присесть. Звали ее Латифа, и была она дочерью Ушаки-заде Муаммера, богатого смирниота, интересовавшегося грузоперевозками и международной коммерцией. И хотя Латифа была турчанкой с оливковой кожей и большими черными глазами, она изучила в Европе право и говорила по-французски, как француженка. Ее родители проводили лето в Биаррице, а она вернулась в Турцию помочь Кемалю. Она, как и многие турецкие женщины, носила в медальоне его портрет. Кемаль, вообразивший, что она в него влюблена, был очарован этой деталью.
Латифа предложила ему вместе со штабом перебраться в ее загородный особняк, даже организовала в его честь официальный прием. Однако в постель с ним не легла. Это удивило Кемаля - борец за свободу страны успел привыкнуть к женщинам, которые отдавались ему добровольно и с нетерпением. Но Латифа решила стать его женой, а не просто любовницей. В конце месяца он уехал в Анкару, так и оставив крепость непокоренной.
Кемаль написал Латифе, что он теперь глава государства, ему нужна жена, и Латифа, по всей видимости, вполне годится на эту роль. Девушка отправилась в Анкару. Пока она там гостила, умерла давно хворавшая мать Кемаля, но он тем не менее попросил Латифу немедленно выйти за него замуж. На следующий день в доме отца Латифы произошла свадебная церемония в европейском стиле. Исламский обычай запрещает жениху и невесте видеть друг друга до конца свадьбы. Кемаль с Латифой нарушили эту традицию и поклялись друг другу в верности, сидя рядом за пиршественным столом.
Кемаль с молодой женой отправились в свадебное путешествие; заодно оно послужило примером его борьбы за эмансипацию турчанок. "Вот как мы будем обращаться с нашими женщинами", - говорил он, указывая на Латифу, которая стояла в брюках рядом с ним. И вообще, пора, мол, кончать с гаремами и половой дискриминацией.
Столь неприлично, на взгляд ортодоксальных мусульман, выставляя напоказ молодую жену, он давал козыри своим противникам-традиционалистам. Особенно сильно они злопыхательствовали, когда Латифа появлялась на празднествах в нарядах с глубоким вырезом.
В день свадьбы Фикрия находилась в Германии, в санатории. Терпя с мужем лишения войны, она заболела туберкулезом. О бракосочетании Кемаля узнала из газет. Фикрия вернулась в Турцию летом 1923 года и провела с Кемалем и его юной супругой четыре дня в Чанаккале. Потом вернулась в Анкару и поселилась в гостинице. Через несколько дней решила увидеться с Кемалем в президентском дворце, но ее не пустили. Она вернулась в гостиницу и застрелилась из купленного в Германии пистолета. Выстрел был не слишком удачен - она умерла лишь некоторое время спустя, в больнице.
Чувство вины совершенно отравило Кемалю супружескую жизнь. Еще два года Кемаль и Латифа провели вместе, но 5 августа 1925 года брак распался. (Но существует и другая, на мой взгляд, более вероятная версия: Латифа активно вмешивалась в политику государства, что не устраивало консервативное окружение Ататюрка и первую леди просто убрали - прим. Vilna)
Латифа переселилась в Стамбул, но обязательно уезжала всякий раз, когда Кемаль посещал этот город. В 1933 году национальное собрание присвоило Кемалю имя Ататюрк - отец турков. Он так и остался запойным пьяницей и в 1938 году скончался от цирроза. Латифа пережила его на тридцать восемь лет.
_____
P.S. Vilna: За любовь к алкоголю и иностранкам Ататюрка часто критикуют современные оппозиционеры. В рамках политики ТРЭ на ТВ часто идут передачи о личной жизни и связях первого президента и число женщин и неудачный брак ставится Ататюрку в вину. Да, в его жизни было много женщин, но главной и единственной женщиной его жизни оставалась Турция, страна, которую он создал и очень любил. Именно ей он и посвятил всю свою жизнь.
Родилась в 1898 году в Измире в семье известного торговца с родственными корнями в городе Ушак, откуда пошло неофициальное название их рода - Ушакизаде. По отцовской линии приходилась родственницей известному турецкому писателю Халиту Зие Ушаклыгилю. Окончила среднюю школу в Измире и в 1919 году начала обучение юриспруденции в Париже и Лондоне.
Когда она вернулась в Турцию, турецкая война за независимость близилась к концу. 11 сентября 1922 года, узнав, что Мустафа Кемаль-паша находится в Измире, Латифе пошла к нему в штаб и предложила остаться в их семейном особняке по соображениям безопасности. Мустафа Кемаль с благодарностью принял предложение, после чего начались их отношения. Латифе и Мустафа Кемаль поженились 29 января 1923 года, когда Мустафа Кемаль вернулся в Измир после смерти своей матери - Зюбейде-ханым.
В течение двух с половиной лет, которые длился их брак, Латифе в качестве первой леди Турции была своего рода символом эмансипации женщин, которая шла в ходе многочисленных реформ Ататюрка.
Мустафа Кемаль и Латифе развелись 5 августа 1925 года. После этого Латифе жила до своей смерти в 1975 году в Измире и Стамбуле, избегая контактов с кем-либо. После развода с Мустафой Кемалем она больше не выходила замуж и хранила молчание по поводу их отношений на протяжении всей жизни. В 2005 году семья Латифе отклонила предложения о публикации её дневника и переписки с Ататюрком.
Подробная биография Латифе, написанная журналистом газеты Джумхуриет Ипеком Чалышларом, была опубликована в 2006 году и вызвала обширную полемику в Турции.
Трагедия Ататюрка и Латифе или бойтесь своих желаний.
Латифе Ханым
Турецкий политик Мустафа Кемаль вошел в историю под псевдонимом Ататюрк - Отец (всех) турок. Под этим прозвищем подразумевалась вовсе не любвеобильность и даже не многочисленность семейства, как у великого князя владимирского Всеволода, названного Большое Гнездо. Тем интереснее пристальнее присмотреться к любовной истории первого президента Турции.
Бракосочетание Мустафы Кемаля и его избранницы Латифе-ханым (Ушаклыгиль) состоялось всего через пять дней после смерти матери гази Мустафы Кемаля Зюбейде-ханым. Лишь стальная воля больной 70-летней старушки заставила ее приехать в Измир, чтобы познакомиться с будущей невесткой.
Свадьба Латифы-ханым и Ататюрка
Этот город освободил ее сын, за что Великое национальное собрание наградило его титулом гази ("Победитель") и возвело в чин маршала. Кемалю накануне смерти матери приснился вещий сон, будто они "вдвоем прогуливались в поле, и вдруг налетел ураган и унес ее". Сын успевает отдать распоряжения о похоронах, а сам отправляется далее в поездку по Анатолии. Безутешную скорбь Кемаля разделила Латифе, которой очень хотелось понравиться матери своего 42-летнего жениха.
Историкам неизвестно, сумела ли 24-летняя особа с властными замашками покорить сердце своей несостоявшейся свекрови, но ее сынка она умело прибрала к рукам. Комар носа не подточит, настолько умело провела свою акцию Латифе, современники даже поговаривали, что их лидер "женился на идеале". И ничего, что о своей свадьбе невеста узнала аккурат за 48 часов до торжественной церемонии. Полуазиатский политик Кемаль, не скрывал от знакомых своего кредо: "Я хочу, чтобы турецкая женщина походила на американскую". Он был без ума от образованной, с изысканными манерами молодой женщины, с которой был знаком менее полугода.
Латифе и Ататюрк
Вот отрывок из биографии Ататюрка, изложенной Жеваховым: "29 января 1923 года десяток персон собрались на свадьбу гази и Латифе. Когда кади, религиозный судья, проводящий церемонию бракосочетания, спросил, какой выкуп готов заплатить Кемаль за невесту, тот ответил: "Десять серебряных дирхемов!" - назвав самую скромную сумму, предусмотренную мусульманским обычаем. "Недорого ты платишь за невесту!" - воскликнул Кязым Карабекир.
После благословения, произнесенного кади, Кемаль приглашает своих свидетелей, Февзи и Кязыма, остаться на ужин: - Я хочу оценить таланты молодой жены. - Но, паша, разве этот вечер не предназначен для развлечений?! - воскликнул Февзи. - Жена военного проводит вечер после свадьбы на кухне, - заявил Кемаль. Завидная перспектива!" Наиболее проницательные друзья и просто окружающие в один голос утверждали, что этот "идеальный муж" - An Ideal Husband - как отметил автор одноименной пьесы Оскар Уайльд, должен был: "рано или поздно расплатиться за свои поступки".
Латифа и Ататюрк
Однажды Кемаль и Латифе зашли на огонек к старому другу Эмин-паше, коменданту крепости Измира. Жена Эмина предложила молодоженам шампанское и Кемаль с бокалом в руке (в напрочь мусульманской стране!) уселся на диван перед открытым окном. Жена тотчас же попросила мужа не демонстрировать свой бокал толпе на улице. Гази продолжал демонстративно прихлебывать из бокала. После их ухода жена Эмина сказала: "Этот брак долго не продлится".
Вместо шикарных европейских столиц и мегаполисов Латифе попадает хоть и не на турецкую кухню, но задворки Европы - в Анкару. Формально в Евразию, хотя больше в Азию, чем в Европу. Для любителей географии сообщим, что формальный водораздел между двумя материками проходит по проливу Дарданеллы. Анкару "турецкий папа" возлюбил более, чем коренной Стамбул.
Латифе и Ататюрк
Анкара не понравилась жене Кемаля, потому что в этом совсем не столичном городе не проявили должного уважения к ее супругу. Новая хозяйка устанавливает свои порядки в резиденции Кемаля в Чанкая. Они касаются не только интерьера - ковров, занавесок и прочего убранства, но и администрации, помощников и штата слуг. Супруг принимает маленькую победоносную революцию в области изменения своего быта, однако, не во всем. Прислуга в Чанкая не будет прислуживать в белых перчатках!
"Своеобразие пары Латифе-Кемаль становится заметным, — полагает Александр Жевахов. — Латифе читает ему Монтескье и Руссо, пока он бреется, — очень хорошо. Латифе сопровождает его повсюду — на гражданских и военных мероприятиях, пешком или на лошади, набросив шаль, элегантно прикрывающую голову и плечи, — еще лучше. Но когда Латифе критикует его образ жизни, частые застолья с друзьями и пытается придать более светский характер его вечерам, он выступает категорически против подобного вмешательства. "Статуэткой на выставке", образцом авангарда — вот кем, по его мнению, должна стать Латифе".
Латифе и Ататюрк
Несмотря на заключение религиозных авторитетов и мусульманских учителей, что присутствие Латифе рядом с Кемалем не противоречит исламу, а ее одежда, английский дамский костюм и вышитая вуаль не рассматриваются как нарушение религиозных предписаний, Латифе начинает компрометировать супруга. А тут еще на сцене появились старые возлюбленные Кемаля. Его бывшая любовница Фикрие, случайно узнала о женитьбе гази и пожелала его увидеть. Главный адъютант Кемаля ответил, что об аудиенции следует заранее договариваться. Вскоре после отказа об аудиенции труп женщины был найден в фаэтоне. Кемаля настолько потрясла ее смерть, что он однажды назвал жену Фикрие.
Латифе призывает на помощь своих родителей и в их присутствии заявляет: "Я хочу развода… Ты не делишься со мной своими мыслями, ты ведешь себя по отношению ко мне как восточный мужчина, ты отгораживаешься от меня своей работой, я нахожусь в заточении, словно в гареме".
Они развелись 5 августа 1925 года. В день развода Кемаль, повертев правой рукой над головой, сказал двум лучшим подругам Латифе: "У меня такое состояние, словно винт сверлит мой мозг". Латифе больше не выносила мозг Ататюрку. Они больше никогда не виделись. Но однажды он спросил своего друга, указав на незнакомку: "Не правда ли, она похожа на Латифе?" — хотя женщина была полной противоположностью его бывшей жене.