Известный французский дизайнер, вдохновлённый дворцом Топкапы, создал духи Стамбула. Британская газета Times озаглавила статью, посвящённую ароматам, созданным для 5-ти городов, «Любимая, ты пахнешь Стамбулом». Бутылочки и упаковка духов из созданной известным французским парфюмером серии «Аромат путешествий» напоминают форму этикеток, прикрепляемых к чемодану во избежание его утери в дороге. Помимо Стамбула, созданы духи, посвящённые Вене, Будапешту, Франкфурту и Мюнхену. Парфюмер синтезировал запахи, оставшиеся у него в памяти от путешествий в означенные города.
Как вы думаете, какие запахи легли в основу создания аромата Стамбула, что вдохновило создателя духов?
Предоставим слово самому парфюмеру: «Этот запах был навеян посещением насыщенного энергетикой и притягивающего Крытого рынка, запахом рахат-лукума, посещением таких завораживающих мест, как дворец Топкапы и мечеть Султанахмет (Голубая мечеть).
В аромате Стамбула также присутствуют нотки грейпфрута, бергамота, смолы, сладких приправ, сандалового дерева, корицы и мускуса. Это неудивительно для нас. Поскольку у турок было образцовое для Европы в плане культуры и образа жизни государство – Османская империя. Так, например, турецкие бани (хамам), пусть и не настолько распространённые в наши дни, в османские времена имели огромное значение с тоски зрения гигиены.
В османские времена существовал даже «Фонд туалетов». Вы не ослышались… В 1667 году в османском государстве был основан «Фонд туалетов», в то время как в Европе туалетов не существовало вовсе. В сравнении с Западом существование в Османской империи «Фонда туалетов» указывает на явное превосходство османов. В Османской империи большое значение придавалось гигиене и здоровью, что находит отражение в архивных документах, донесших до наших дней сведения о гигиене и благовониях. В этом вопросе османское государство опередило европейские страны.
В Османской империи приятные запахи и благовония были возведены в разряд искусства. Известно, что в те времена всем гостям, от посла зарубежной державы до соседа, традиционно предлагалась розовая вода или же ладан. Ну, с розовой водой всё понятно.
А что же такое ладан? Слово «ладан» (по-турецки buhur) произошло от арабского “bahur”, и им называли растения, корни или же семена, которые при сгорании источали приятный аромат. Как в наше время ароматические палочки. Словом “buhurdan” называют специальный сосуд, сделанный из металла или же глины, в котором сжигают ароматические вещества. Наиболее близким по значению в современном языке является сочетание «ароматическая чаша».
В наши дни сохраняется традиция использования розовой воды на таких собраниях религиозного характера, как чтение молитвы по усопшему и встреча паломников. В былые времена при открытии новой или отреставрированной мечети существовала традиция их промывания розовой водой.
В то же время розовая вода являлась важным компонентом османской кухни, она была завершающей нотой таких десертов, как «гюллач», «су мухаллебиси» (молочный пудинг), «гюллабие» и щербет. В исторических источниках также упоминается применение розовой воды при заболеваниях кожи и глаз.
На этом интерес к запахам не кончается. Каллиграфы при переписывании Корана в используемые ими чернила добавляли мускус и амбру, которые до сих пор ощутимы при обращении к старым рукописным экземплярам Корана. И в наши дни, несмотря на наличие десятков духов на полках парфюмерных магазинов, рядом с мечетями можно увидеть лавки торговцев ароматами. В этих лавках продаются цветочные масла, помещённые в пробирки, набор которых не меняется с течением времени: эссенции жасмина, гиацинта, розы, базилика, герани, сандала, каламбака, гвоздики и других растений.
В османские времена считалось, что прекрасные запахи оказывают успокоительное действие на человека. Некоторые исследователи говорят даже о существовании у османов государственной политики в отношении ароматов. Всем известно, что во дворце Топкапы был создан даже архив ароматов. В настоящее время в музее Лувра во Франции имеется архив османских ароматов…
История свидетельствует о том, что каждому историческому периоду сопутствовал какой-то определённый аромат. Упоминаются запахи «Селим Второй», «Абдульхамит» и т.д. В эпоху расцвета империи модные в Стамбуле благовония были распространены и в Европе. Примером тому могут служить так называемые «Дворцовые пастилки», упоминаемые во многих иностранных источниках. В 19-ом веке во Франции пользовались большим спросом издания, содержавшие рецепты османских ароматов и пастилок. Французский художник и создатель мозаичных панно Претекстат Лекомт, приехавший в Стамбул в конце 19-г века, в своих воспоминаниях, датированных 1902-ым годом, рассказывает о том, что в Европе получила широкое распространение торговля имитационными османскими ароматическими пастилками.
Конечно же, с появлением парфюмерии на алкогольной основе («алкогольной парфюмерии») ситуация изменилась. К концу правления султана Абдульазиза началось использование именитыми семьями духов, привозимых из Европы. Наиболее популярным ароматом стала «Любинская туалетная вода», красного цвета, в состав её входила смесь лаванды и гвоздики. Этот лосьон давал использовавшему его ощущение свежести и внутреннего комфорта.
Как известно, с течением времени некоторые бренды быстро входят в моду, затем их сменяют другие. Несмотря на это, розовая вода не сдавала своих позиций очень долго… До момента появления одеколона, естественно…
Парфюмерные изделия османских времён снискали мировую славу. Об этом свидетельствует заметка в британской прессе, посвящённая состоявшейся в 1851 году в Лондоне 1-ой Международной выставке, на которой была представлена и коллекция ароматов. Хочется особо отметить, что на этой выставке мыло из Эдирне получило награду «За утончённость».
В связи с этим османское государство отправило на Международную ярмарку в Париже в 1855 году, помимо прочей продукции, и стенд ароматов. В день открытия выставки бутылочки с духами обновлялись на стенде 3 раза из-за огромного интереса, проявленного посетительницами к парфюмерным изделиям. На 2-ой Международной выставке в Лондоне в 1862 году османы получили благодаря выставленной ими продукции 83 медали и 44 похвальных отзыва. Среди завоевавших награды был и муниципалитет Крита благодаря производимым на острове духам.
Время от времени в Европу, наряду с произведениями искусства, тайком вывозились использовавшиеся в османских дворцах ароматы. По инициативе одного турецкого предпринимателя с помощью материалов музея Лувра во Франции на тему «Ароматы османского дворца» были собраны рецепты 12 духов османского периода, некоторые из этих ароматов были изготовлены и представлены любителям парфюмерии.
Вот некоторые их этих духов: «Падишах», «Явуз Султан Селим», «Адмирал», а для дам – «Хюррем Султан», «Дворец», «Гарем», «Наложница».
Есть и духи, которые могут использовать как мужчины, так и женщины – унисекс. Среди этих духов наиболее популярными стали «Падишах» и «Гарем».
Эта статья навеяла на меня романтическое настроение и я решила завершить её стихотворением Катерины Годуновой "Гранатовый чай, или путешествие в Стамбул":
Удивительно синее небо... Притягательно чёрное море... Аромат здесь, в Стамбуле, волшебный, Исцеляет печали и горе.
Шум толпы и случайные взгляды... Древних улиц смешные сплетенья... Непривычны язык и наряды, Лишь гранатовый чай, как спасенье.
В белоснежной пиале широкой, Упоительно-нежная влага... Рядом Ты... И глаза с поволокой Для меня наивысшее благо.
Побежала прохлада по венам... Зазвучала любовь, как соната... В невесомом слиянье душевном, Мы вкусили блаженство граната.
Аромат здесь, в Стамбуле, лечебный... Исчезают пространство и время... Мы с тобой этой ночью волшебной, Посадили любовное семя.