Синан жил в период наивысшего могущества Османской империи. Он был главным придворным архитектором при трех султанах. Синан – автор наиболее известных сооружений, построенных в османский период. Скончался Синан в 1588 – ом году. После смерти Синана начался классический период развития османской архитектуры. Великий Вождь Ататюрк повелел, чтобы жизнь Синана была исследована, а также приказал построить памятник Синану. Созданный в 1982 – ом году в Стамбуле университете искусств получил имя Синана.
Синан в период расцвета Османской империи, на этапе наивысшего подъёма искусств, стал единственным архитектором, наиболее полно выразившим архитектурными средствами весь этот накопленный опыт.
Большинство произведений этого гениального зодчего сосредоточено в тогдашней столице –Стамбуле. Его произведения содержали множество новаторских элементов и были построены на наиболее приемлемых с топографической точки зрения местах города, внося вклад в характерный силуэт Стамбула. Благодаря архитектору Синану Стамбул превратился в музей под открытым небом, являя миру уникальные архитектурные сооружения.
Синан родился где-то между 1494-1499 годами (точная дата его рождения неизвестна) в деревне Агырнас уезда Санджак в Кайсери. Будучи учеником во вспомогательной школе при имперском колледже, готовящем дворцовую гвардию, он занимается плотницким делом, внимательно следит за мастерами и принимает участие в строительстве.
Синан стал квалифицированным архитектором и инженером. Вместе с корпусом янычар султана Сулеймана Великолепного он участвовал в походах на Белград (1521), Родос (1522), Мохач (1526), Вену (1529), в Германию (1532), Иран и на Багдад (1534-35). Для того чтобы перебраться через озеро Ван, несмотря на нехватку материалов и инструментов, он построил 3 галеры, оснащённые орудиями.
В связи с его инженерными успехами в предыдущих военных кампаниях он был удостоен звания «Хасеки», то есть заслуженного придворного, которое присуждалось в Османском государстве за многолетнюю службу в какой-либо должности.
Построенный в кратчайший срок во время похода на Карабогдан (Молдавия) в 1538 году мост через реку Прут снискал Синану большую славу, в том же году после смерти главного придворного архитектора Аджема Алиси Синан был назначен на эту должность.
Во время различных походов, в которых принимал участие архитектор Синан, он видел всевозможные произведения Востока и Запада, сталкивался с проблемами, требовавшими срочного решения, освоил военную дисциплину, проводил контроль и занимался организацией работ, вследствие чего приобрёл огромный опыт, который развил его способности проектировщика и руководителя.
Синан был главным архитектором на протяжении долгих 50-ти лет, и за это время им были спроектированы, построены или же отреставрированы 477 сооружений. Изучая жизнь архитектора Синана, осознаёшь, что этот зодчий никогда не останавливался на достигнутом, постоянно размышлял, исследовал и экспериментировал, демонстрируя творческий подход в своей профессиональной деятельности. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Синан внёс огромный вклад в проектирование мечетей, важнейшего места в османской архитектуре.
Первой построенной им мечетью после вступления в должность главного придворного архитектора стала Хасеки (1539), выполненная в традиционной для той поры манере, без каких-либо инноваций.
Но после этого при строительстве мечети Михримах в стамбульском районе Ускюдар (1540?-48) он окружает центральный купол с трёх сторон маленькими куполами.
Ещё не завершив этой постройки, он переходит к строительству мечети Шехзаде (1543-1548). Синан, начав с однокупольных сооружений на четырёх опорах, добавил маленькие купола, обогатив тем самым архитектуру мечети, а затем он поднял пространство и оформил постройку в пирамиду. Мечеть Шехзаде – наиболее совершенный образец центрального купола, обрамлённого четырьмя симметричными маленькими куполами на квадратной поверхности. В мечети в качестве внешнего и внутреннего декоративного элемента искусно использованы подпорки, поддерживающие 4 опоры. Если бы они служили лишь опорой, то выглядели бы очень грубо.
Мастер Синан впоследствии использовал этот приём при строительстве мечетей Сулеймание и Селимие. После комплекса Сулеймание Синан под влиянием увиденной в Эдирне «мечети с тремя балкончиками» (Üç Şerefeli Camisi) стал экспериментировать с формой шестиугольника (гексагоном). Мы отмечаем, что в ходе этих экспериментов он создаёт планировку, отличную от использованных им ранее симметричных форм, раздвигая пространство в ширину. Другим нововведением Синана в шестиугольном плане является безукоризненное обрамление прямоугольного пространства куполом и малыми куполами. Мы видим, что, несмотря на его пристрастие к гексагону, время от времени мастер снова обращается к квадратной планировке. Но с каждым возвратом к классической форме он привносит ряд новых элементов. Мастер Синан никогда не прекращал поиска нового.
Построенная им мечеть Рустем-паши с куполами, размещёнными на восьмиугольнике – новаторство в архитектурной планировке. Испробованная им планировка достигла своего совершенства в комплексе Селимие в Эдирне.
Мечеть Селимие, столь любимое произведение османской архитектуры, было и любимым детищем самого Синана, которому удалось реализовать свою задумку превзойти по архитектурному рисунку Айя-Софью. Надёжные несущие элементы, пространство под огромным куполом выглядит просто и едино. За исключением шестиугольной и восьмиугольной планировки в этой постройке нет сходства с Айя-Софьей ни в пространстве, ни в несущих конструкциях. С использованием в мечети Селимие восьмиугольного плана, доходящего до внушительных масштабов, Айя-Софья перестала быть символичной постройкой. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Несмотря на то, что в османские времена архитекторы занимали скромную позицию в дворцовой иерархии, зодчий Синан был на особом счету.
Совершенно очевидно, что Синан, спроектировавший различные постройки для трёх султанов и многих придворных, был архитектором, пользовавшимся любовью и уважением. За реализацию сложного проекта водоснабжения Стамбула, требовавшего обширных знаний и усилий, архитектор получил признание султана Сулеймана.
Красноречивым свидетельством признания султана Сулеймана является тот факт, что торжественное открытие огромной мечети в честь самого султана было доверено самому мастеру Синану. «Начертанные и построенные мною мечети, часовни и другие важные сооружения я объединил в 13 разделов, написав уникальный трактат под названием ‘Tezkiretü’l Ebniye’. Надеюсь, что перелистывая его, чистосердечные друзья, поняв серьёзность и искренность помыслов моих, будут милосердны ко мне и помянут меня благодарственными молитвами», - сказал Синан. Его слова, описывающие его жизненный путь и творения, выглядят как воспоминания простого смертного. Но увидев его творения, сложнейшие проекты, требовавшие обширных знаний и труда, перед нами предстаёт образ учёного, реализовавшего в кратчайшие по сравнению с западными мерками сроки множество безупречных произведений.
Архитектор Синан не следовал слепо традициям. Он был открыт миру, обладал способностью анализировать, мог извлечь правильные уроки из увиденного и черпал вдохновение из накопленного человечеством опыта, синтезируя опыт и инновации в качестве проектировщика и учёного.
Он исследовал и экспериментировал всю свою жизнь, находил новые решения проблем, связанных с топографией, композицией, пространством и структурой, представив миру усовершенствованные и неординарные образцы. Мастер Синан стал символом османской и исламской архитектуры. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Та же история, но немного с другой стороны - в теме Интересности
Михримах - любимая и единственная дочь султана Сулеймана, стала предметом легендарной любви гениального архитектора Мимара Коджи Синана. Михримах попросила архитектора построить в ее честь мечеть в Ускюдаре. Синан, влюбившийся в нее, приступил к постройке одной из красивейших из всех воздвигнутых им мечетей.
Архитектор скрывал от всех свои чувства к Михримах, которая днем освещала его жизнь, как Солнце (Михри), а по ночам – как Луна (Мах).
Для того, чтобы Михримах понимала глубину его одиночества, Синан, приступая к работе над мечетью, сначала выбрал нелюдимое место.
Он построил маленькую мечеть, что символизировало скромность Михримах. Арки, носившие купола, и минареты напоминали длинные волосы девушки. Скромная, но величественная красота мечети намекали на изящность фигуры султанской дочки.
Ему удалось сделать то, чего не сумели сделать до него другие архитекторы, – поместил на куполе множество окон. Он хотел, чтобы Михримах, придя в мечеть, почувствовала ее светлую, ублаготворяющую атмосферу. Архитектор Синан пристроил к мечети не два, а один минарет, который символизировал их единство во мраке одиночества.
Архитектор Синан в честь своей любимой построил две мечети, одна из которых символизировала Солнце, другая же – Луну, в соответствии с именем султанской дочери.
Позже люди заметили, что в день рождения Михримах, т.е. в один единственный день года, за мечетью имени Михримах в Эдирнекапы заходило солнце. В этот же момент появлялась Луна между двумя минаретами мечети имени Михримах в Ускюдаре. Таким образом, веками небесные светила должны были напоминать о любви Синана к Михримах.
Синан, отправившийся в Бурсу, чтобы контролировать строительство сооружений, понимая, что это может грозить ему лишением места главного архитектора, явился к султану Сулейману. Он твердо решил сообщить султану, которого на Западе называли «великолепным», что желает жениться на его дочери. Султан выслушал своего любимого архитектора. Однако, вняв уговорам своей супруги Хюррем, он решил выдать дочь за Рюстема Пашу. Синан, узнав об этом от самого султана, был подавлен и понял, что потерял Михримах навеки.
Присутствовать на свадьбе любимой женщины в качестве придворного было невыносимо для архитектора. Единственным утешением Синана была работа – в то время он строил мечеть им. Михримах в Ускюдаре. Однако он не выполнил пожелание Михримах, которая просила, чтобы в сооружении были уют и свет, а отразил на нем свои душевные страдания, лишил дневного света и голубизны прибрежного Ускюдара. Наружному фасаду мечети он придал вид юбки Михримах, украсив его изящными мотивами, которые напоминали лебединый стан султанской дочери.
Синан после того, как потерял навсегда свою возлюбленную, стал разговаривать только с камнем да с мрамором. Он посвятил всего себя искусству, творил произведения на всей обширной территории с Балканского полуострова и до Хиджаза. Это самоотречение, поражавшее каждого, кто видел его работы, было подобно воплю души, лишенной предмета своей любви.
Мечети в Ускюдаре и Эдирнекапы, построенные архитектором Синаном для дочери султана Сулеймана Михримах, представляют собой гениальные архитектурные творения, почитаемые во все времена. Они в то же время отражают крик страдавшей души художника. Princesssssssss - уже 9 лет.
Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.
Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.