Дервиши – члены мусульманского религиозного братства, которые странствуют и просят подаяние. В арабских странах их называют факирами. Так определяет смысл слова «дервиш» Британская энциклопедия. Но в Турции мне довелось увидеть этих кудесников отнюдь не в рубище и не с протянутой рукой, а в роли то ли святых, то ли артистов, выступления которых приводят зрителей в восторг, граничащий с обожанием.
Представьте себе крытый стадион, заполненные людьми трибуны, оркестр, хор у главного входа, а внизу, на арене, – старика-наставника, стоящего на куске красной овчины, и послушников в черных мантиях и фетровых шапках конической формы. Бьют литавры, затем смолкают, зал заполняют заунывные звуки нея (подобие флейты), к которым присоединяются другие инструменты. Ритм музыки становится все интенсивней, словно гипнотизируя трибуны и исполнителей.
Дервиши сбрасывают черные одеяния, остаются в белых рубахах, со скрещенными у груди руками подходят к наставнику и преклоняют головы ему на плечо, целуют руку, затем выстраиваются в колонну, оборачиваясь и кланяясь друг другу. Прелюдия к ритуалу, родившемуся более семи столетий назад, закончена. По ведомой только посвященным команде наставника участники действа начинают кружиться. Их головы запрокинуты, руки распростерты в противоположные стороны, ладонь правой руки повернута вверх, левой – к полу.
Вместе с примерно тремя десятками взрослых кружится мальчик. Кажется, не будет конца странному представлению, но минут через десять вихрь стихает. Дервиши становятся на колени. Потом снова погружаются в магический цикл вращений. И так по меньшей мере пять раз. Турки утверждают, что это вовсе не танец, а мистический церемониал; последователи учения средневекового мыслителя и поэта Руми, участвующие в нем, впадают в транс. Ладони повернуты вверх, чтобы получить божье благословение, а обращенные вниз должны передать его на Землю.
Как бы то ни было, церемониал завершился вполне буднично. После молитвы дервиши организованно покинули зал.
«Вы заметили, что мужчины, исполнявшие обряд, выглядят моложавыми, подтянутыми? – спросил меня знакомый турок, с которым рядом сидели на трибуне. – Это не значит, что все они молодого возраста. Тут сказывается подготовка, сложный процесс испытаний, которые нужно выдержать каждому, кто ищет спасения души и желает быть принятым в орден».
Мне вспомнился музей Руми в Конье, городе, где проходило представление. Музей создан на том самом месте, где покоятся сам мудрец, умерший в 1279 году, его отец, сын и выдающиеся ученики. Руми требовал от своих последователей предельной самоотдачи; только выполняя все предписания, они могли ощутить вспышку религиозного просветления. И эти требования к членам братства во многом сохраняются по сей день.
Посетителям музея показывают фигуру «абитуриента», стоящего на коленях, со взором, как бы погруженным в себя. Оказывается, желающие вступить в сообщество, должны простоять в такой позе трое суток. Претендентов много, поэтому тех, кто не сдаст этот «экзамен» или допустит другое нарушение режима, безжалостно отсеивают.
Обряд кружения – один из самых тяжелых и в то же время самых изощренных способов приближения к Всевышнему, отмечается в книге о жизни и творчества Руми. Это акт любви и драма веры. Музыка, декламация его стихов, ритмическое вращение – все это призвано вызвать у приверженцев учения чувство подъема, экстаза, мистического полета.
Орден, созданный Руми в городе Конья, иногда называют турецким аналогом христианских монастырей. Хотя вера у основателя движения иная – ислам, точнее его главная, или ортодоксальная, ветвь – суннизм. Впрочем, Руми никак нельзя отнести к числу богословов-догматиков. Они, например, считают музыку вредной для слушателя и религиозной деятельности. А мудрец из Коньи и его ученики, напротив, включили музыку в свои обряды как символ веры. По мнению Руми, музыкальное сопровождение ритуала – это мелодии, которые можно услышать у ворот рая.
Орден оказывал мощное влияние на общество эпохи Оттоманской Порты. Султан – реформатор Селим III фактически был членом братства. Сулейман, пожалуй, самый выдающийся султан, построил для дервишей здание, где они отправляли свою службу. Оно и сегодня стоит по соседству с гробницей Руми. Ордена, исповедующие его идеи, действовали в Египте, Сирии, Алжире, а на территории, вошедшей в Российскую империю, – в крымском ханстве. Простолюдины, приписывающие аскетам силу исцелителей, приводили к ним больных родственников. Об этом периоде в истории Крыма напоминают экспонаты этнографического центра, посвященного дервишам, который открылся недавно в Евпатории.
После того как халифат был упразднен, а Турция стала республикой, деятельность всех орденов была запрещена. «Монастыри» были преобразованы в музеи. «Турция не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов, страной религиозных сект», – говорил основатель республики Кемаль Ататюрк. Тем не менее секты продолжали существовать под видом братств, а после войны возродились. Ныне дома, где общаются между собой поклонники Руми, превратились в школы изящных искусств, музыки, танцев. Новый всплеск интереса к этому мистику и поэту ожидается в нынешнем году, когда будет отмечаться 800-я годовщина его рождения.