В конце апреля 2012 года в Стамбуле, в семте Чукурджума, открылся музей Невинности, созданный по инициативе лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука.
В 2006 году Орхану Памуку была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: писателю, "который в поисках меланхолической души родного города нашел новые знаки для обозначения столкновения и переплетения культур". В своем романе "Музей невинности" Орхан Памук открывает читателю такие тайники человеческой души, в которых само время и пространство преображаются в то, что зовется истинной жизнью. Эта история любви как мир глубока, как боль неутешна и как счастье безгранична.
Кемаль, отпрыск состоятельной стамбульской семьи, готовится к помолвке с Сибель, девушкой красивой, умной и воспитанной по-европейски. Герой счастлив, его жизнь легка и приятна, - прекрасная невеста, светские развлечения, работа в отцовской фирме. Но все меняет случай, а вернее обычная сумка, которую Сибель заметила на витрине. Желание подарить эту сумку своей невесте и приводит Кемаля в магазинчик, где продавщицей работает красавица Фюсун, с которой у Кемаля внезапно разгорается страстный роман. Сперва Кемаль не понимает, насколько глубоки эти новые чувства, и спокойно готовится к помолвке с Сибель, одновременно купаясь в волнах наслаждения с Фюсун; при этом не собираясь терять ни одну из девушек. Неожиданно помолвка оборачивается настоящей мукой ревности, герой не в силах сдержать своих чувств, а Фюсун не может простить предательства и исчезает. И только тогда Кемаль осознает, единственно важное, что есть у него – это любовь к Фюсун, которая становится его болью и болезнью на всю жизнь.
Этой любви и посвящен этот необычный музей. Однако не только любви. По музейной классификации, Музей невинности можно, вероятно, назвать музеем городского быта ХХ века. Критики уже назвали музей визуальной историей любви и попыткой сохранить ускользающее время.
Тоска по старому миру, старому городу, явленному в черно-белых фотографиях и старых вещах – один из центральных образов прозы Памука, впервые детально разработанном в книге "Стамбул. Город воспоминаний". Это чувство, усугубленное национальной травмой распада Османской империи и потерей Стамбулом статуса одной из столиц мира, Орхан Памук называет huzun. Вот как сам писатель объяснил замысел создания Музея невинности:
– Я стал собирать старые вещи очень давно. На протяжении многих лет я посещал блошиные рынки, когда я учился в колледже, меня знали все старьевщики и антиквары, которые обязательно готовили для меня что-нибудь интересное. Каждая старая вещь была частью жизни конкретного человека. Так постепенно родился замысел романа "Музей невинности". Главный герой Кемаль не может забыть свою возлюбленную Фюсун, он собирает все связанные с ней предметы – чашку, из которой она пила чай, карандаш, которым она писала, сережку, которую она потеряла во время любовных ласк. Он выкупил дом, в котором выросла его возлюбленная и превратил его в ее музей. Долгие годы я никому не признавался в том, что собираюсь открыть музей, потому что боялся насмешек. Потом, когда я стал получать деньги за издание своих романов, у меня появилась возможность воплотить идею в жизнь.
Самые первые стенды музея в наше время повальной и бескомпромиссной борьбы с курением, выглядят провокационно и вместе с тем - интригующе и очень жизненно. Во всяком случае: около стены, в которую вмонтировано около 20 плоских экранов, на которых в нон-стоп режиме показывают черно-белые кадры, на которых - изящное девичье запястье с сигаретами (все время разными сигаретами и с разными предметами в придачу: с чашечкой кофе, с телефонной трубкой и т.д). А вот 4213 окурков Фюсун, каждый из них подписан, за каждым скрывается история одного вечера.
В самой первой витрине в этом же зале выставлена рукопись романа. На остальных трех этажах этого узенького деревянного особняка собраны вещи, окружавшие персонажей романа: слегка стоптанные туфли Фюсун, немецкие часы-ходики девятнадцатого века, деревянная кровать, патефон, чернильница, солонка и даже та самая печальная фарфоровая собачка, которая стояла на комоде в комнате, где Кемаль и Фюсун занимались любовью.
Есть в музее и коллекция черно-белых фотографий Стамбула. Вот "Хилтон", первый в городе отель, построенный в современном стиле. "В семидесятые годы, – писал Памук, – большинство западных новинок появлялось, прежде всего, в "Хилтоне", и все главные газеты держали в отеле своих корреспондентов. Сюда ходила на приемы вся стамбульская знать. Представители европейских компаний останавливались в "Хилтоне" ради того, чтобы посмотреть восточные танцы. Сюда на выходные приезжали целыми семьями, чтобы отведать блюдо под названием "гамбургер".
Здесь, в музее, за стеклом лежит маленькая сережка, которая затерялась в простынях во время любовных игр. И, конечно, вещи Фюсун: красное платье, в котором она была особенно прекрасна, рисунки птиц, кружки, ложки, вилки, помнящие прикосновение ее губ, платок с запахом ее кожи. Мы увидим целую витрину с фантиками, каждый из которых является напоминанием о конкретном (!) "поцелуе в губы".
Весь музей проникнут духом этой гордой красавицы, это ее дом, где Кемаль обретал счастье от одного лишь взгляда, легкого прикосновения, нежного слова. На почетном месте стоят останки Шевроле, в котором Кемаль и Фюсун катались, когда она была еще девчонкой, в нем же они поехали в последнее путешествие. На фото ниже - ее водительские права, в которых мы прочитаем, что родилась красавица Фюсун в апреле 1957 года. Читавшие книгу, знают, какие драматические последствия произошли после того, как она оказалась за рулем авто...
А еще на стендах музея - билеты в кино и афиши, а с ними и картина турецкого кинематографа 70-80х годов: актеры, продюсеры, режиссеры, зрители, дымные забегаловки, - особенный колорит присутствует в этих пожелтевших от времени фотографиях. Мы увидим совсем забавные и неожиданные экспонаты: множество стаканчиков с недопитым чаем, кофе и ракы...
В Музее есть подробная карта Стамбула, потому что этот город - один из главных героев этой пронзительной истории, который хранит места встреч и расставаний, счастья и горя, улицы, сводящие с ума воспоминаниями или дарящие спокойствие. Есть еще один образ, пронизывающий весь роман. Орхан-бей, всегда пишет о ней, своей волшебной возлюбленной Турции. В повествование вплетена история страны, ее проблемы, люди, события.
Герои живут меж двух культур: традиционной и европейской. Памук говорит, что не что стоит пытаться вторить Западу, надо гордиться тем, каковы турки на самом деле, показать миру свою жизнь, полную особенных традиций, привычек, характеров. И Музей создан именно для этого.
Ece, да, только слегка наоборот. Это музей о романе, а не наоборот)) Çukurcuma Caddesi, Dalgıç Çıkmazı, 2, 34425, Beyoğlu, İstanbul, Türkiye https://www.masumiyetmuzesi.org/
На многих центральных улицах есть указатели.
Marika, раз так, то прекрасненько Говорить словами через рот всегда проще, чем ждать телепатов из отпуска.
Erkeklerin odun oluşu, kadınların tutunacak bir dal aramasındandır.
Сообщение отредактировал Nermin - Вторник/ Salı, 03.02.2015, 22:39
Стоимость посещения музея: 25 лир или если у вас есть книга "Музей невинности", изданная в любой стране, то вам будет оказана особая привилегия, о которой автор написал еще на страницах своего романа (задолго до реального открытия музея): "...пусть для читателей книги одно посещение будет бесплатным. Контролер на входе будет ставить посетителям с книгой особую печать..." - красную бабочку прямо в специальном месте в книге.