Идея соединить оба берега Босфора уходит далеко в прошлое и, судя по планам властей, будет иметь захватывающее будущее. Посмотрим на историю мостов через пролив – от первых мостов, появившихся ещё до нашей эры, до нового, амбициозного проекта строительства третьего Босфорского Моста.
Проект первого моста через пролив между Черным и Мраморным морем был описан еще древнегреческим историком Геродотом Галикарнасским в его знаменитой «Истории». В трактате описывается, как Мандрокл, инженер с острова Самос, построил плавучий понтонный мост, протянувшийся через Босфор в самом узком месте пролива шириной 660 метров, у современного Румели-Хиссар. Инженер исполнял волю персидского царя Дария Первого (552-485 гг до нашей эры). Перейдя через пролив, Дарий мог преследовать бежавших скифов, а также дойти с армией до самых Балкан. Вот как рассказывает об этом сам Геродот:
«Дарий готовился к походу на скифов и рассылал вестников к подвластным народам. Одним царь приказывал выставить войско, другим корабли, наконец, третьим построить мост через Фракийский Боспор. Артабан, сын Гистаспа, царский брат, настойчиво отговаривал царя от похода, указывая на недоступность скифской страны. Артабану, однако, не удалось убедить царя благоразумными советами, и он отступился. Дарий же, завершив все приготовления к походу, выступил из Сус…
… Дарий … прибыл в Боспор в Калхедонской области, где был построен мост. Затем царь вступил на корабль и отплыл к так называемым Кианейским скалам (эти скалы, по сказанию эллинов, прежде были “блуждающими”). Там, сидя на мысе, Дарий обозревал Понт. Действительно, этим морем стоило полюбоваться, так как Понт – самое замечательное из всех морей…
… После обозрения Понта Дарий отплыл назад к мосту, строителем которого был Мандрокл самосец… Дарий остался весьма доволен сооружением моста и строителя его … осыпал дарами. На часть этих богатств Мандрокл велел написать картины с изображением всего строительства моста через Боспор; на берегу сидящим на троне был изображен Дарий и его войско, переходящее по мосту через Боспор. Картину эту Мандрокл посвятил в храм Геры на Самосе со следующей надписью:
Чрез многорыбный Боспор перекинув мост, посвятил я Гере картину сию в память о мосте, Мандрокл. Славу самосцам стяжал, себе же венец лишь почетный, Царскую волю свершив, Дарию я угодил».
В самом начале 16 века над проектом моста через Босфор трудился Леонардо да Винчи. В архиве дворца Топкапы хранится перевод письма да Винчи к султану Баязиту с чертежами. Мост соединял бы Стамбул и Галату, где жили генуэзцы. В письме к султану да Винчи писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Сам Леонардо предложил проект высокого моста, под которым можно было бы проплывать под парусом. Так описывался проект «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои».
Мало кто знает, что Босфорский мост Леонардо да Винчи все-таки был построен, но не в Стамбуле, а в маленьком норвежском городе Ос. Архитектор В. Санд, вдохновленный выставкой чертежей да Винчи, построил маленькую копию его моста через местную автостраду.
В начале XX века Босфорская железнодорожная компания хотела построить такой мост, чтобы по нему, между континентами, могли ходить поезда. Султан Абдул Хамид Второй, симпатизировавший этой идее, выбрал то же место для строительства, что и Дарий – Румели-Хиссар. Судя по описанию проекта, это должен был быть подвесной, богато украшенный мост, на котором «вознесутся» минареты (на картинке проекта видно четыре миниатюрных мечети на мосту с четырьмя минаретами каждая), с которого бы «открывался величественный пейзаж» и можно было бы «смотреть фейерверки». Называться мост должен был Hamidiye.
В 1957 году премьер-министр Аднан Мендерес принял решение построить постоянный мост через Босфор. Было потрачено десять лет, чтобы найти лучшего архитектора и инженера: англичан Сэра Гилберта Робертса и Вильяма Брауна. Они были всемирно известными строителями мостов с опытом реализации 12 проектов по всему миру. В феврале 1970 года торжественно началось строительство моста. В строительстве участвовало 35 турецких и международных инженеров и более 400 рабочих. Стоимость проекта оценивалась в 200 миллионов долларов.
Уже через три года, 30 октября 1973 года, мост открыл президент Турции Фахри Корутюрк, на следующий день после 50-летия основания Турецкой Республики.
В Стамбуле тогда жило 4 миллиона человек. Переправа на машинных или грузовиках могла затянуться на целый день, - всего между берегами работало 17 паромов. Открытие моста стало, в первую очередь, огромным событием экономического значения. Поэтому изображения моста сразу оказалось на банкноте в 1000 лир, вплоть до 1986 года. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
На момент открытия Босфорский мост был самым длинным мостом за пределами Америки. Сейчас – это 16-ый по длине мост в мире, 1560 метров. Под ним спокойно проходят даже океанские суда, - расстояние до поверхности воды – 64 метра. Высота опор – 165 метров. Каждый день через него проходят 200 000 автомобилей (для пешеходов мост давно закрыт за слишком сильную привязанность к нему самоубийц). Еще один интересный факт: при полной загрузке мост «проседает» в середине на 1 метр. Говорят, что на торжественном открытии на мост зашло слишком много народа, и мост заметно прогнулся, чем страшно напугал зрителей. Определяющий для стамбульского пейзажа мост часто используется не по назначению. С 1979 по нему пробегают участники «Межконтинентального марафона «Европа-Азия». Марафон начинается в Азиатской части города, проходит через пролив и мосты на Золотой Рог. Через 15 км бега марафон заканчивается на ипподроме. Это действительно поразительное зрелище: не только профессиональные спортсмены, но и просто любители бега – около 150 000 человек, одновременно бегут по Стамбулу через Босфор. А в 2005 году прямо на мосту сыграли в теннис известные теннисисты Венус Уильямс, которая стояла ближе к Европейской стороне, и Ипек Сеноглу – занявший Азиатскую сторону. Так они отбивали мяч между континентами, пока не бросили его прямо в межконтинентальные воды.
В 1988 году за достаточно короткий срок был построен второй мост, на 5 км севернее первого. Мост султана Мехмета Фатиха-Завоевателя, длинной в 1510 метров, - брат-близнец Босфорского. С него также любили прыгать самоубийцы, однако для значимых спортивных мероприятий он пока не был использован.
В Турции активно обсуждается проект третьего моста через Босфор, который свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью «у самого Черного моря». Детали проекта уже известны: длина моста составит 1275 км, 8 автомобильных полос, цена моста — около 5-6 млрд долларов. Министерство транспорта уже одобрило проект.
Автор: Анастасия Лаукканен turkishnews.ru Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.