Его зеркальные воды предают старому городу очарование, не сравнимое ни с чем. На сверкающей глади пролива отражается все величие и убожество Царьграда. Изящные дворцы и летние резиденции, беспорядочно разбросанные по берегам, соседствуют с ветхими рыбацкими деревушками, а кое-где впечатление от древних строений разрушает стальной блеск современных небоскребов.
Таков этот город, сплав трех великих цивилизаций, старого и нового, блеска и нищеты. Босфор, подобно мост, связывает юг и север, соединяет мир Европы и Азии. Босфор по древнегречески означает «бычий брод». По легенде Ио, прекрасная возлюбленная Зевса была превращена им в корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива. Преданий и легенд о проливе множество. Невозможно равнодушно взирать на сине-зеленые воды, омывающие древние берега. Здесь всё легенда, всё миф. Чтобы проникнуть в самую душу города-легенды, стоит ступить на борт любого из пассажирских судов, курсирующих по проливу, пройти по всем змеиным изгибам Босфора. Один из главных паромных причалов расположился в прибрежном квартале Каракой.
Раньше здесь была шумная рыбацкая пристань. Сегодня рядом с пассажирским причалом теснятся маленькие торговые лотки со свежей рыбой. Между торговыми рядами шныряют шкиперы небольших катеров, соблазняющие на морскую прогулку. Берут по стамбульским меркам довольно дорого – около 20$ за час. Кто-то заплатит, предпочитая упиваться сказочными видами Босфора в одиночку, а кто-то взойдет на борт одного из пассажирских паромов, отправляющихся во все части города.
В некоторые районы Стамбула, к примеру, Эйюп, который находится в конце Золотого рога, удобнее всего добираться по воде. Огромные паромы разлетаются с огромной скоростью. Поэтому многие горожане зачастую выбирают именно такой способ передвижения по городу, особенно в часы «пик», когда мосты забиты машинами.
Главное на пристани - не запутаться в хитросплетениях многочисленных причалов, каждый из которых отведен для определенного направления. Выход на борту судна в Босфор – впечатление незабываемое. Первое знакомство с извивающимся проливом, чарующий силуэт Стамбула, над которым копья минаретов и купола диковинных султанских мечетей – все это кажется почти нереальным, словно путешествие по течению времени.
Босфор — пролив не очень широкий. Он извивается на всё пути своего следования, и на каждом повороте перед путешественником открываются прекрасные виды окрестностей. Когда в прежние времена к Константинополю подплывали на пароде, город сразу одарял всех великолепной панорамой. Слева (по азиатскому берегу) и справа (по европейскому) тянулась цепь живописных холмов, которые отлого спускались к проливу. Дикие и пустынные пространства, скалы, горы и овраги чередовались с селениями. На европейском берегу, кутаясь в пышной листве дубов, кипарисов и платанов нескончаемой вереницей высились деревушки, маяки, укрепления, замки и бесчисленные предместья с пышными виллами посольств и дворцами султанов.
Красивейшим заливом Босфора является бухта Золотой Рог, которая в древности называлась «Рогатый залив» из-за своей формы, напоминающей «рог изобилия». Берега бухты не так извилисты, как берега пролива. Они образуют удобную гавань и для маленьких, и для больших судов. Гавань была очень чистая, потому что при устье не принимала в себя никакой реки, которая могла бы нанести в нее песок и тем возвысить дно. В горах, лежащих вдоль Босфора, нет ни одного потока, в окрестностях города были только ручьи, впадающие в Мраморное море. Речки же впадают в гавань только в четырех милях от ее устья.
Бухта прикрыта почти от всех ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря, снег, если временами и выпадает, держится всего несколько дней. Осень тянется долю и является лучшим временем года. Столь выгодное географическое положение всегда привлекало к этим местам внимание народов, которые жили здесь еще в доисторические времена.
Постепенно пролив Босфор превратился в важный торговый путь, а «Рогатый залив» — в поистине «Золотой Рог». На его берегу появились небольшие греческие поселения и первые склады товаров, бухта стала известна мореплавателям и как место пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Многочисленные суда со всего света везли сюда товары. Наряду с удобством расположения, порт Константинополя представлял для судов превосходную и совершенно безопасную стоянку. В Черном и Мраморном морях могли быть штормы, а в это же самое время на Босфоре и в 6yxтe Золотой Рог волнение почти не замечалось. К тому же море здесь было настолько глубоко, что даже самые большие корабли могли подходить практически к самому берегу.
Чудовищные руины Румели - Гисар, ее зубчатых стен и полуразрушенной башни мрачно взирают из Европы в Азию, на другой берег, где стоит крепость Анадолу-Хисары. Здесь наиболее узкое место Босфора,- всего 650 метров. Здесь Европа ближе всего подходит к Азии. Два континента, на которых расположен Стамбул, определяют лицо города. Центр всегда был в Европе, а азиатский берег долгое время оставался всего лишь окраиной. Однако сейчас все поменялось местами – на европейском берегу царит старина и запустение, а Азия гордится своими современными и чистыми кварталами. Где еще так близко сходятся, словно заглядывая друг другу в глаза, два материка? Интересно, что пролив считается чуть ли не самым узким в мире. Он на 600 метров уже пролива Дарданеллы. Иногда судам приходится буквально протискиваться по Босфору. Трафик в проливе жесточайший. Поскольку пролив имеет международный статус, суда со всего света курсируют взад и вперед. Малейшая ошибка при прохождении фарватера станет катастрофой. «Мертвые» остовы затонувших танкеров время от времени украшают коварный пролив.
Во время морской прогулки можно немало узнать о «внутренней», скрытой жизни Босфора. «Шейтан акантысы» или «чертово течение» называют турки стремительный поток пролива. Особенно свирепствует «шейтан» с наступлением весны, когда в бассейне Дуная начинается таяние снегов, и течение достигает своей максимальной скорости. Стрелой несется голубой поток вдоль берегов, а на самых узких участках вода вскипает, как в котелке. Есть у Босфора и «двойное дно», так называемое «нижнее течение», идущее в обратном направлении – из Мраморного моря в Черное. Таким образом, Босфор, как «существо» противоречивое, течет одновременно в две противоположные стороны.
Что может так украсить калейдоскоп впечатлений путешественника, как ни счастливое созерцание зеркально-опаловых вод Босфора под аккомпанемент свежеприготовленной барабульки (barbunya). Выбрать рыбу можно самостоятельно. Выбирая, главное обращать внимание, чтобы расцветка была яркой, а глаза блестящими, значит рыбка выловлена недавно. Странно, но самые сильные эмоции получаешь не в ослепляющем чистотой и торжественностью дорогом ресторане, каких в Стамбуле немало, а в простом уличном кафе, к примеру на пристани Каракой, прямо рядом с рыбным базарчиком. Здесь, сидя за столиком у самой воды ,можно отведать жаренной барабульки перед увлекательной морской прогулкой. Порция жареной рыбы стоит всего три миллиона лир или около двух долларов. Запах готовящейся тут же на мангале рыбы словно переносит во времена , когда еще был жив Константинополь, с его неповторимым ароматом, который возможно запал в сердце вместе с произведениями классиков. После барабульки самая популярная здесь рыба – голубая макрель (lufer) и черноморская хамса (hamsi). Турки виртуозно готовят их десятком разных способов, начиная от простой обжарки и заканчивая хитрыми рыбными котлетками (hamsili koflesi). Интересно, что в Стамбуле сложно найти морепродукты. В этом основную роль сыграл многовековой запрет Корана на употребление в пищу «морских гадов». Мидии, кальмары, устрицы, лобстеры - все они считаются нечистыми для мусульман. Хотя в хороших ресторанах проблемы с запретными обитателями моря исчезают. Спрос, как говорится, рождает предложение.
По мере продвижения по Босфору, берега его то сближаются, то раздвигаются. Иногда даже кажется, что это не один длинный пролив, а какая-то череда озер, соединенных маленькими канальчиками. Берега пролива то и дело скидывают свои парадные одеяния, чтобы облачиться в ветхие лохмотья. Изящные дворцы и летние резиденции соседствуют с полуразрушенными лачугами. Такая чехарда построек вдоль пролива не случайна и связана с его историей. После завоевания османами Константинополя (которое они начали именно с установления контроля на Босфоре), стала застраиваться ближайшая к центру часть Босфора. Затем, с появлением в XIX веке пароходов, виллы начали возводить на более удаленных прибрежьях пролива.
Если повезет оказаться на борту прогулочного судна вечером, можно попытаться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - так называли греческие летописцы Константинополь. На закате город надевает свою самую красивую маску. При заходящем солнце, в тесноте столпившихся судов, рева труб, отходящих паромов, город зажигает на холмах свои чудесные огоньки. Раздаются заунывные голоса муэдзинов. Говорят, в старину для вечерних молитв предпочитали брать слепых глашатаев, которых не смущала бы прелесть наступающей ночи. Словно мачта корабля возвышается Святая София над великим городом, предавая ему с Босфора неземной чарующий вид.
абажаююююююююююююю спасибо за прекрасную тему и фото потрясающего города ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли