Орлы из «Бешикташа», канарейки из «Фенербахче» и другие символы турецких футбольных команд
Символами большинства команд, играющих в футбольной суперлиге Турции являются животные. С этими символами связаны интересные истории. У 16 из 18 команд, которые сразятся между собой в сезоне 2011-2012, имеются символы и логотипы. Большая часть этих символов – это изображения каких-либо животных, некоторые команды используют символику своих районов.
В новом сезоне на поле выйдут:
«Фенербахче», символом которой является канарейка; «Бешикташ» с орлом в виде эмблемы; «Галатасарай» со львом; «Бурсаспор» с крокодилом; «Трабзонспор» с тигром; стамбульский клуб «Беледийеспор» с совой; «Газиантепспор» с сапсаном; «Эскишехирспор» и «Самсунспор» с красными молниями; «Сивасспор» по прозвищу «храбрецы», «Ордуспор» с фиалками, «Манисаспор» с Тарзаном, «Генчлербирлии» с красными маками, «Мерсин Идманюрду» с красными дьяволятами, «Карабюкспор» с голубым огнём.
А у команд «Кайсериспор», «Анкарагюджю» и «Медикал Парк Антальяспор» символов пока нет. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Чёрный орёл «Бешикташа» появился в результате выкрика болельщика. За пять недель до окончания игр лиги в мачте «Бешикташа» с «Сулейманийе» 19 января 1941 года в воскресенье на стадионе Шереф один из болельщиков крикнул с трибун: «Давайте, чёрные орлы, атакуйте!» Эти слова рыбака Мехмеда Галина произвели впечатление на болельщиков и журналистов, следивших за матчем, и орёл стал символом «Бешикташа».
Канарейка «Фенербахче»
Жёлтая канарейка, являющая символом команды «Фенербахче», обязана своим появлением известному футболисту «жёлто-синих» Джихаду Арману, прозванному «летающий вратарём». Пришедший в команду в 1936 году, Джихад Арман обычно выходил на поле в форме канареечно-жёлтого цвета. В одном мачте Арман достал устремивший в угол ворот мяч буквально в полёте. В это мгновение один из болельщиков крикнул: «Эй, посмотри на мою канарейку, снова полетел». В 1952 году в связи с хорошими матчами, которые провела команда, в прессе вышел ряд статей с заголовками типа «Жёлтые канарейки вновь показали отличную игру», и канарейка окончательно закрепилась за командой в качестве символа.
Лев «Галатасарая»
Символ «Галатасарая» связан с футболистом команды Нихадом Бедиком. Бедик на протяжении своей карьеры в «Галатасарае», куда он пришёл в 1916 году, был не только футболистом, он занимался плаванием, прыжками в длину, в высоту, верховой ездой, ходил под парусом. На протяжении 20 лет своей футбольной карьеры он надевал форму команды 268 раз. Бедик участвовал в соревнованиях на судне, которое называлось «Лев», и когда он играл в футбол, его звали «Лев Нихад». Бедик посвятил клубу всю свою жизнь и завещал своё прозвище клубу в качестве символа. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Символ команды «Бурсаспор» крокодил появился благодаря Леми Кескину, одному из руководителей клуба «зелёно-белых» в 1992 году. Кескин смотрел документальный фильм, где крокодил поедал быка. В результате прежний символ команды – зелёные жемчужины – изменился на крокодила. После того как в Бурсе заговорили о крокодиле, футболист команды из Уганды Мажит Мусуси, радуясь голу, который он забил на кубке Турции, вместе со своими друзьями продемонстрировал «крокодилий марш».
Тигр «Трабзонспора»
Тигр как символ «Трабзонспора» появился с подачи журналистов уже вслед за тем, как «Бешикташ» стал использовать в качестве символа орла, «Фенербахче» - канарейку, а «Галатасарай» - льва. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.
Символ команды «Газиантепспор» сапсан связан с Мехмедом Саитом, прозванного в народе Шахин беем (Шахин по-турецки «сапсан»), сыгравшего важную роль в защите города против французов. Мехмед Саит в 1911 году добровольцем участвовал в боях в Триполи. Он сражался на Балканах, на фронтах Чанаккале, Румынии, Палестины во время Первой мировой войны. Но превыше всего он ставил защиту Антепа в борьбе с французами.
Красные дьяволы «Мерсина Идманйурду»
Во время сезона 1990-1991 годов журналист в своей колонке, вспоминая об английской команде «Манчестер Юнайтед», использовал сравнение «красные дьяволы» по отношению к команде «Мерсин Идманйурду». Это сравнение было одобрительно воспринято болельщиками и закрепилось за командой. Есть — значит, хорошо, нет — значит, будет. А если не будет, значит, так оно должно было быть. Или не так уж сильно хотелось.