Жизнь — это танец. Соперничество, борьба и мир — все это формы танца. Танец — это процесс того, как мы дышим, едим, пьем и любим. Все мы были рождены в мир танца.
Во всем мире танец признается самым древним видом искусства. Первобытный человек использовал танец или движения тела, чтобы выразить то, что он чувствовал в своей ничтожной борьбе против природы. Также всякий раз, когда он охотился и добывал себе пропитание, убивал опасное дикое животное, ухаживал за женщиной, и даже когда добивался успеха в сексе и хотел продолжить свой род, он выражал свои эмоции через танец. Он пытался высказать свои желания и показать свою боль посредством танца. Первобытные религии признали танец частью ритуалов с тех пор, как танец стал вызвать человеческое сопереживание. Мы знаем, что ритуал поклонения в первобытных религиях главным образом состоял из короткой молитвы и затем из определенных танцевальных обрядов.
Турецкие танцы можно разделить на 4 основные группы:
Танец как часть религиозных церемоний, кажется, не удовлетворил основные человеческие нужды. Человек продолжал танцевать также в моменты счастья. Почти во всех слоях общества практика танца была истолкована как необходимость дать человеку выразить чувства радости, неважно был ли это религиозный обряд, или неотъемлемая часть повседневной жизни. Во время танца люди испытывали чувство радости, воодушевления, расслабления и удовольствия. Разве было для них это лишь естественным способом удовлетворять свои чувства в формах отличных от религиозных обрядов?
Политеистические религии подчеркивают особую роль танца с начала летоисчисления. Более того, танец даже рассматривался как жизненная философия.
Платон в своей книге «Законы», описывая правильный образ жизни, написал следующее: «Человек должен жить так, как если бы он танцевал; он должен играть в игры, петь и танцевать. Делая так, он обратится к Богу и защитит себя от своих врагов. Таким образом, он может выигрывать битвы». Танец характеризуется мелодией, игривостью и восторгом. Размышления Платона и его жизненная философия, процитированные выше, включают эти три определения.
Монотеистические религии в начале не могли смириться с танцем, веря в то, что страстные чувства, которые пробудил танец, не могут быть укрощены и взяты под контроль. Другая причина для такого отношения — цель заставить верующих забыть их старые веры, которые ассоциировались с танцевальными церемониями. Тем не менее, такие монотеистические религии не смогли искоренить танец, который был частью человеческой жизни. Некоторые секты монотеистических религий приняли танец в качестве части ритуала поклонения. Религиозная секта Мевлеви в Турции — самый лучший пример подобного развития.
Танец веками манит человека в свой магический и неотразимый мир. Танец в обществе, которое развивалось, и было полно сложных отношений, в античное время отошел от своих религиозных функций и стал полностью цивилизованным.
С точки зрения насыщенности и хореографии, существует основная разница между танцем, пришедшим в результате борьбы крестьянства с природой и бальных танцев буржуазии. Разные стили жизни в обществе продолжили давать подъем новым видам танца. Однако, мы можем сказать, что некоторые особые виды танца полностью произошли от основных человеческих свойств. Как мы все можем легко догадаться, эти свойства четко выявлены в полных чувственностью танцевальных обрядах.
Турция, считающаяся «воротами» на Восток, предлагает много особенностей, которые являются сущностью восточных мечтаний. Восточный танец живота, долгое время являющийся символом Востока, всегда символизировал магическую привлекательность женщин Востока и вызвал интерес в Западном мире. Хотя произведения о путешествиях западных писателей-востоковедов, которые открыли многое об эротике женщин Востока, и обладали большой художественной силой, такие материалы, а также гравюры западных художников, которые сопровождали тексты писателей, разжигали в большой степени интерес к Востоку в течение 17 и 18 столетий. Перевод такой Восточной литературы, как «1001 Арабская ночь» и даже Ветхого и Нового Завета на западные языки способствовали тому, чтобы быть захваченными притягательностью восточного танца. Саломея, которая танцевала танец «7 покров», чтобы чтить память Иоанна-Крестителя, стала символом этого искусства. Кроме ограниченного количества письменных работ странствующих востоковедов, некоторые восточные страны установили на мировых выставках европейских городов свои павильоны и наняли исполнительниц танца живота, для демонстрации их талантов. Танцовщицы, одетые в подлинные пышные живописные наряды представляли свои заманивающие танцы перед заинтересованной публикой. Запад стал наслаждаться восточными танцам на своей территории с середины 19 века, но частью западного мира развлечений они стали только в начале 20 века. Турецкие танцовщицы вывели свой традиционный танец в мир и, появившись на сценах в разных странах от Америки до Аргентины, с Арабского полуострова до Англии и от Японии до Италии, опутали чарами аудиторию. Таким образом, они сняли шоры предубежденности, которые накапливалась в глазах тех, кто пришел посмотреть их представление, захватывая в процессе их сердца.
Танец живота самый превосходный и самый действенный афродизиак, когда-либо открытый человечеством. Мы надеемся, что эта книга захватит Вас в необыкновенное путешествие по этому особому миру. Турки и Танец Центральная Азия является настоящей родиной турков, имеющих долгую историю и прошедших длинный путь. Турецкие племена кочевали по центральной Азии. Эти племена, жившие в очень суровых климатических условиях, были известны благодаря способности вести войны, и они были обязаны своим существованием войне. У них, не смотря на кочующий образ жизни, была развитая культура. Названная «Степной цивилизацией», их культура лишь частично изучена по археологическим раскопкам, большинство открытых сокровищ которых выставлены в Петербургском музее «Эрмитаж», Россия.
У турок, ведущих кочевой образ жизни, тесно связанный с природой, религией было шаманство. Шаман, который совершал ритуал и выступал как посредник между Богом на небесах и людьми, совершал ритуальные танцы под аккомпанемент тамбурина. Мистический танец шамана был частью его путешествия на небеса. Мы знаем, что Шаман танцевал один во время этого ритуала и те, кто наблюдал за церемонией, не участвовали в обряде. Туркам нравилось выступать под инструментальную музыку на пирах, которые следовали за победой в боях и на свадьбах. Наблюдая за турками во время своего путешествия на Восток в 596г. н.э. византийский путешественник Земарк описал церемонию очищения, во время которой они танцевали и энергично кружились вокруг костра. Также хорошо известно, что танец имел важное значение в ритуале охоты, поскольку обычно танцевать было принято и до, и после охоты. В самом обычном танце мужчины и женщины вставали в круг и вместе совершали необычные движения ногами справа налево. Некоторые танцы, появившиеся 1500-2000 лет назад, в Анатолии исполняются до сих пор.
Покинув центральную Азию, турки поселились на территории современного Ирана, управляя этими территориями, как Турки-Сельджуки. Затем перебрались в Анатолию, которая стала их родиной почти на тысячу лет. Они уже приняли Ислам в качестве своей религии, но при этом не оставили свои старые традиции. У них были мирные отношения с Мусульманской империей, и они постепенно переняли некоторые элементы исламской культуры, с которой они познакомились в Иране.
Турки познакомились с восточным танцем в этих землях и, не смотря на то, что он не был частью их культуры, прошло немного времени, пока он не завоевал их симпатии благодаря своему очарованию. В летописях говорится, что восточные танцовщицы участвовали в празднествах, проводимых во Дворцах сельджуков и в других местах. Неся на себе влияние центрально-азиатской, персидской и мусульманской цивилизаций, турки обосновались в Анатолии, культура которой была сформирована Византийской империей, преемницей Римской империи, так же, как и десятками местных цивилизаций. Эта богатая структура способствовала формированию очень живописной атмосферы. Анатолийский полуостров — это часть земли, где танец играл огромную роль в повседневной жизни и в религиозных верованиях людей. В этом географическом регионе, где природа очень богата, времена года тоже как бы «танцуют» один за другим.
Турки продолжили свой исторический путь с доминированием Сельджуков и возникновением Оттоманской империи. Оттоманы расширили границы своей империи на Анатолию и Балканы, управляя огромной территорией, с центром в Стамбуле, который стал столицей после завоевания его в 1453 году. Султан и другие богатые люди жили в Стамбуле. Итак, не было ничего странного в том, что танцевальные представления развивались в столице и были очень любимы населением. Стамбул был местом, где восточный танец, который также был сродни Византийскому наследию, сформировался с региональными и традиционными мотивами и получил новую форму. Вскоре он стал самым активным видом искусства в мире развлечений. Но мусульманская религия запретила полуобнаженным женщинам танцевать перед незнакомыми мужчинами. Мы должны отметить, что только цыгане и не мусульманские женщины могли нарушать законы и то лишь частично — на деревенских свадьбах и в священные дни, когда развлечения были обычным явлением.
Даже женщинам-немусульманкам не везде было разрешено танцевать перед мужчинами. Но люди, в сущности, склонны развлекаться и вскоре нашли пути выхода из этой ситуации. Ченгис или женщины — танцовщицы начали развлекать женщин, а Кочекс, мужчины-танцовщики делали то же самое для мужской аудитории. Ченгис и Кочекс завоевали множество сердец своими страстными танцами потому, что восточный танец основан на показе страсти и желании.
Эта разновидность танца, которая была частью религиозных ритуалов, до сих пор существует в современном турецком обществе. 99%турецкого населения- мусульмане и в Турции существует множество сект с различными видами обрядов. В некоторых из этих сект танец — главная определяющая в обрядах.
Самый известный из религиозных танцев в Турции — это «Возносящие молитвы небу» секты Мевлевидов, которая была основана Мевланой Саалетдином Руми (1207-1275) в Конии (в старинном Икониуме).
Как гласит легенда, по пути на рынок в Кони Мевлана Саалетдин услышал стук молота кузнеца и начал кружиться. Это дает нам ключ к гармонии ритма и танца. Вращение Мевланы, которое было усовершенствованно после его смерти, и выбрано сектой Мевлеви в качестве основополагающей формы единения с Богом, называется «сема» (небо).
Характерный инструмент для проведения ритуалов Мевлеви — «ней», дудка, изготовленная из тростника. Из других известных инструментов существуют ударные инструменты — куддум и тамбурин и струнные — уд и кеменче.
Танец «сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы. В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться.
Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов». Они начинают танцевать под особую музыку по сигналу руководителя.
Танцоры, одетые в белое всегда мужчины. Однако с недавнего времени женщины также стали танцевать этот танец, только в своих красочных одеждах. Танцоры начинают кружиться внезапно с того места, где стояли. Их головы всегда чуть-чуть повернуты к правому плечу. Правая рука поднята к небу, ладонью вверх. Левая рука направлена вниз, ладонью к земле. Танцоры кружатся под мистическую музыку, которая усиливается специальными инструментами, о которых мы упоминали ранее. Такая танцевальная позиция является символом представления Мевлеви о жизни и смерти: положение рук означает, что мы приходим от Бога и уходим в землю или мы мост между Богом и человеком. Шейх, танцующий в центре, символизирует солнце, которое освещает вселенную, танцоры, которые кружатся вокруг него, означают планеты, вращающиеся вокруг солнца, а их белые наряды символизируют праведный мир и мир духов. Анатолийский п-ов прибежище различных верований, в том числе направлений Алеви и Бекташи.
Течение Бекташи было основано Хаси Бекташ Вели (1210-1271), который приехал в Анатолию из Хорезма в 13 веке. Это гуманистическая секта, ставящая человека в центр мироздания и приписывающая ему все положительные качества. Можно так суммировать основную идею данного направления: «Будь хозяином своей руки, языка и живота», и «Моя Кааба — человек сам по себе». Секта Бекташи, которая приняла более человечное мировоззрение по сравнению с жесткими принципами Ислама, воспринимается как еретическая другими исламскими направлениями. Течение Бекташи ценит поэзию и музыку больше всего, декламируя поэзию под музыку и через нее прославляя гуманистическую позицию. В течение длительного времени в прошлом они практиковали свой религиозный танец «сема» тайно. «Сема» — это религиозный танец, который танцевали или только мужчины или совместно женщины и мужчины. Это часть музыкального обряда, который они проводили в помещении Бекташи, и который служил сопровождением дружественных разговоров.
Танцоры формируют круг и постоянно поворачиваются с ритмичными движениями ног; они двигают руками и кистями рук, но никогда не нарушают круг. Они произносят предложения, которые в этот момент важнее, чем музыка. Было открыто, что этот танец также существовал в центральной Азии и был привезен в Анатолию. Слова «сема» (у Бекташи) и «сема» (небо) (у Мевлеви) так похожи, что ясно, что эти танцы имеют общий источник.
Региональные народные танцы в Турции — традиционные танцы, которые являются типичными для сельских районов. Существует почти 2000 народных танцев в Турции, которые распространенны на анатолийском полуострове, вместившем много различных культур. Народные танцы, существующие на востоке, западе, к северу и к югу от страны сильно различаются по одежде, мелодии, ритму и хореографии. Одна из причин для такого широкого разнообразия — культурное наследие религиозных обрядов древних народов, которые здесь жили. Анатолийские народные танцы — танцы, которые местные жители исполняют в дни после сбора урожая. Со временем некоторые «военные» танцы перешли в разряд народных.
Народные танцы бывают разных видов, исполняемые равно как мужчинами, так и группами женщин или совместно — мужчинами и женщинами. Хотя Ислам запрещает мужчинам и женщинам танцевать вместе в общественных местах, многие национальные турецкие танцы представлены вместе благодаря старинным турецким традициям в мусульманской Турции.
Народные танцы исполняются под местную народную музыку. Большой барабан — традиционный инструмент и сопровождает почти все танцы. Так же обычными инструментами являются зурна (дудочка), саз (турецкая лютня), кеменч (маленькая скрипка), скрипка, теф (тамбурин), кларнет, тулум (турецкая волынка) и аккордеон.
Люди, которые собираются вместе для обручения, обряда обрезания, свадеб и других праздников, выражают свои чувства через танец. Географическая удаленность — основная причина, по которой ритмы так сильно отличаются. Люди с побережья Черного моря танцуют живой «хорон», в то время как местное население Эрзурума на высокогорных плато танцуют достаточно медленный «бар». На Эгейском побережье существует «зейбек», костюмы к которому относятся еще к временам бога Вакха.
Разнообразие народных танцев, которое можно определить по таким группам как: Халай (хороводы), Каршилама (приветственные танцы), Зейбек и Аджирлама (танец примирения) имеет разную хореографию, и исполняются под разную музыку в разных районах. Обычно Турки предпочитают танцевать свои традиционные народные танцы. Даже те, кто переехал в крупные города, продолжают исполнять народные танцы своей местности. Танец Чифтетелли , корни которого относятся к классическим старинным танцам челенджи — наиболее широко распространен. Турки называют его танцем живота, который произошел из Чифтетелли и никогда не завершают празднование без него.
Сейчас в Турции исполняются все известные современные танцы. Технический прогресс позволяет всем возрастным категориям идти в ногу со временем со всем миром , и особенно молодежи не отставать от всемирной сцены. Это делает дискотеки наиболее предпочтительными и посещаемыми местами.
Оттоманская империя начала строить более близкие отношения с западными странами с конца 18 века и постепенно приняла современный стиль жизни. Процесс введения западных норм приводит к изменениям в образе жизни и традициях, но также и к падению империи.
Почти каждый султан упорно старался спасти империю путем введения указов, которые, считалось, улучшат существующую систему.
Западные танцы в то же время появились в оттоманских дворцах. Историки говорят, что Селим III в гареме тайно наблюдал за танцами дочерей французского посла и приказал своим наложницам немедленно выучить этот вид танца. Первая реклама, размещенная в ежедневной газете преподавателями танца, появилась в Стамбуле в 1898 году.
Левантийские и христианские общины стали их первыми учениками.
Объявленные звезды стали танцевать в ночных клубах в Бейоглу (Пера) в начале 20 века и стали примером для энтузиастов танца. Богатое мусульманское население вскоре проявило интерес к западным стилям танца. Такие танцы как вальс, полька, кадриль стали обязательными на балах в 1905-1923гг.
В 1925 году был основан первый оркестр, исполняющий танго. Основание Турецкой республики в 1923 году и дальнейший процесс введения западных норм привели к принятию западного стиля жизни и к лучшим отношениям с европейскими странами. Интерес к современным танцам неуклонно возрастал и после 1935 года появились классический балет и современный балет.
Турецкие классические танцы — это восточные танцы, исполняемые танцовщицами «чингис» и «кочекс». Это также те танцы, которые дали начало танцу живота в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Давайте сейчас позволим себе заглянуть в красочный мир ченгис и кочекс и на прославленное прошлое мира восточной мечты. Ченгис Незабываемых танцовщиц Востока называли «ченгис», и они были звездами Оттоманского мира развлечений. Существует две гипотезы объясняющие корень слова «ченги»: одна из них говорит, что слово образовалось из слова «чанг» — инструмента наподобие арфы, а другая относит его к слову «чингене», означающего цыган в Турции, с тех пор ченгис в основном были цыганками.
Обе гипотезы могут быть правдой: несомненно, что слова «инструмент» и «танцовщица» взаимосвязаны. Цыгане обосновались в Стамбуле после того как в 1453 году султан Мехмет II завоевал город. Поскольку большинство танцовщиц были цыганками, название «ченги» могло произойти от них. Цыгане приняли мусульманство, но неохотно подчинялись мусульманским законам.
Вместо этого они оберегали свои собственные традиции. Ченгис работали в организованных группах и были оплотом мира развлечений. Группа ченгис называлась «кол» (труппа). Каждая труппа состояла из руководителя, ее помощницы и 12 танцовщиц. Группа музыкантов, называемая «сирачи» аккомпанировали танцовщицам. 4 музыканта, которые играли на 2х бубнах, скрипке и маленьком двойном барабане с палочками, также были женщинами.
Руководитель группы была ченги и обычно женщина, которая прошла многое в жизни. Руководительница обычно была представительницей однополой любви и получала наслаждение в своей группе. Молодые и привлекательные девушки, которые хотели стать ченгис и те, которые хотели достичь совершенства в своей профессии, обучались руководительницей — лесбиянкой. Весьма правдоподобно, что помощницей руководителя была женщина средних лет. Обычно помощница танцевала первый танец, называемый «медленный танец».
Дом руководительницы труппы ченгис был достаточно приятным местом, полным красивых молодых девушек. Из окон доносилась веселая музыка. Это место всегда привлекало внимание соседей. Молодые люди в поисках развлечений и состоятельные ценители женщин толпились около таких домов. Но только в редких случаях ченгис встречались с мужчинами. Девушки ченгис имели любовные отношения только с представительницами своего пола, и лишь немногие из них наслаждались обществом, как женщин, так и мужчин. Обычно они предпочитали женщин с их щеками цвета «персик с молоком» и розовыми губами. В общем, оттоманские ченгис были знамениты из-за своей однополой любви.
Самые известные ченгис ждали приглашений на работу в Тантакале (район к югу от крытого базара) и в цыганском квартале на берегах бухты Золотой Рог.
Женщины, организующие вечеринки в общественных банях и те, кто вел мероприятия подобного рода, договаривались с руководительницей ченги и приглашали группу на работу. В договоре также указывалось, смогут ли ченгис собирать чаевые после того, как представление завершится. Некоторые старые и богатые хозяйки не разрешали собирать чаевые, считая, что это может побеспокоить гостей. Но женщины, которым нравились девушки, их выступление и которые танцевали вместе с ченгис во время представления, давали им чаевые или прикрепляли золотые монеты ко лбу танцовщиц. Эта традиция до сих пор жива, танцовщицы ходят мимо столиков и собирают чаевые. Раньше хозяйка вечера была обязана сама давать им на «чай».
Прогулка ченгис по улицу было мероприятием, которое все хотели посмотреть. Впереди процессии шла руководительница группы. На ней была одета паранджа, желтые туфли, прикрывающие щиколотку и веер. Позади нее шла ее помощница. А за ними шли красивые изящные девушки, одетые в красочную одежду (чаршаф) с тонкой чадрой. За ними следовали музыканты, которые нести инструменты в чехлах, служанки и женщины-носильщики, отвечающие за костюмы.
Во время прогулки кокетливые красавицы бросали манящие взгляды на мужчин, следующих за ними, подмигивали поклонникам. Раздавался серебристый смех. Ченгис и люди, идущие за ними, обменивались сигналами, замечаниями и таким образом подходили к дому, где ченгис показывали свои таланты. У хозяйки дома для ченгис всегда была комната на втором этаже. Танцовщицы удалялись туда для переодевания.
Было абсолютно запрещено входить в комнату танцовщиц, но некоторые любопытствующие женщины не могли удержаться от того, чтобы не подсматривать в замочную скважину.
Люди много сплетничали о танцовщицах. Говорили, что они пили крепкие алкогольные напитки перед выступлением. Также считалось, что дверь в их комнату закрывали, чтобы скрыть этот факт. Танцовщицы переодевались, надевали свои сценические костюмы, пудрили лица, подводили черным глаза и прикрепляли к лицам «мушки».
После того, как они заканчивали свой макияж, их костюмерша расчесывала их волосы, надевала на них тюлевые юбки, бархатные безрукавки и широкие юбки, сшитые из тафты. Их юбки были украшены золотой бахромой. Костюм завершался поясом, украшенным золотом. Танцовщицы носили специальные тапочки, называемее «филер» и завязывали их вокруг белых носков.
Руководительница группы была одета в более женственный наряд. Она принимала участие в танце, только если была одета в танцевальный костюм. После того, как ченгис были одеты и готовы к выступлению, музыканты входили в комнату и занимали свои места. Гости, в нетерпении ожидавшие начала, сидели на стульях или на полу, опираясь на большие подушки. Обычно музыканты «разогревали» публику, исполняя вступительные песни. Руководительница труппы и ее помощница здоровались с гостями и ходили по комнате, приветствуя остальных гостей. Это хождение было названо «медленный ритм». Женщины, исполняющие «медленный ритм» делали это достаточно медленно, держась прямо, вытянув руки вперед, а в руках держали бубны. Они обходили комнату четыре раза, что означало: «мы получаем так много хорошего от этого» (Турецкое идиоматическое выражение: мы стали четырехугольными от удовольствия).
Вся церемония была начальной частью выступления.
Во время второй части выступления танцовщицы исполняли танцы с сагатами, одетыми на пальцы. Руководительница и ее помощница не участвовали в этой части, но танцы исполнялись под их присмотром. Это была самая яркая часть представления. Ченгис делали волны животами, трясли бедрами и плечами, прыгали, быстро бегали, притоптывали каблуками, покачивали шеями, как в группе, так и по одной, заставляя публику вздыхать от удовольствия.
Третья часть называлась «танец кролика». Для этого танца ченгис переодевались. Они надевали мужские шаровары с подходящей по цвету безрукавкой, повязывали шарф на талию и надевали феску без тюрбана на голову. Сагаты оставались на пальцах. В этой части выступления было много прыжков, которые напоминали движения кролика, и эта хореографическая манера и послужила названию этой части представления.
У некоторых богатых дам среди ченгис были свои любимицы. Во время танца эти дамы и танцовщицы обменивались тайными взглядами, знаками и вздохами, и пока дамы прикрепляли ко лбам своих возлюбленных золотые монеты, обменивались секретами. Люди, сидящие вокруг, видели эту близость, и многие отношения были затуманены ревностью. Соперничество между женщинами возрастало по мере того, как все больше и больше монет прикреплялось ко лбам ченгис. Они показывали свою ревность глубокими вздохами и тонкими замечаниями.
Импровизация сменялась песнями, а девушки танцевали как птицы. Движения их ножек были так стремительны, что невозможно было уследить за ними. Как только музыканты подбадривали девушек возгласами, наступал новый всплеск веселья.
С аплодисментами темп музыки ускорялся. Ченгис заканчивали третью часть выступления, танцуя в парах. В четвертой части представления танцев не было. Ченгис с приятными голосами исполняли напевы музыки труппы. Они выбирали обольщающие песни. Зрители в комнате теряли голову от эротичных голосов ченгис, а также от эротичных слов песен. Они заканчивали четвертую часть сценками, например, надевая мужскую одежду и изображая моряков.
Подражание мужчинам веселило и очаровывало публику. Программа выступления заканчивалась игрой в общественную баню. Ченги, переодетая в мужчину-купца делала вид, что она идет мимо бани и зовет оттуда свою возлюбленную, поющую грустные любовные песни. Эта сцена восхищала дам. Представление ченги обычно начиналось ранним вечером и длилось до рассвета.
Ченгис обычно выступали в общественных банях для женщин, если последние организовывали «женский день». Их работой было гарантировать женщинам приятное времяпрепровождение в бане. Полуобнаженные ченгис заставляли женщин испытывать головокружение от лихорадки, вызванной их танцами.
Множество стихотворений и рассказов было написано о ченгис, которые были звездами в Оттоманском мире развлечений. Об известных ченгис были сложены песни и таким образом они завоевали множество сердец.
Ченгис также отождествлялись с Оттоманскими дворцами. В Оттоманской империи, которая считалась одной из могущественных в истории, наложницы, купленные в гарем султана обучались пению и музыке. Талантливые девушки обучались танцу. Преподаватели, приехавшие из-за границы, обучали девушек не только танцам ченгис, но также и андалузским танцам.
Многих наложниц держали только из-за их таланта. Они были украшением уединенных вечеров султана и пытались завоевать его сердце своими самыми чувственными танцами. Некоторым из этих танцовщиц удалось стать султанскими женами. И все же султан приглашал известных в городе ченгис во дворец на особые вечеринки и одаривал их горстями золота после выступления.
Также существовали Ченгис, которых отправляли в столицу из принадлежащих империи земель — Египта, Палестины, Северной Африки. Эти девушки не только становились танцовщицами во дворце, но и наложницами в домах богатых людей. Достигнув зрелого возраста, эти наложницы становились руководительницами групп ченгис. Женщины гарема тоже приглашали ченгис для развлечения, и для танцовщиц было приятно танцевать перед привилегированным населением гарема.
Историки говорят, что труппы ченги выступали с красочными представлениями на Оттоманских празднествах, проводимых по случаю свадьбы султана или церемонии обрезания наследника. Турецкие ченгис танцевали даже на фестивале, организованном итальянцами в 1524 году. Ченгис также присутствовали на торжествах в 1530 и 1539 годах. Но хотя в те времена все танцоры назывались ченгис, танцоры, выступающие публично на торжествах были мужчинами, а не женщинами. Вкратце, мы можем сказать, что все слои общества любили и наслаждались магией восточного танца.
Ченгис начали украшать своим присутствием вечеринки для мужчин только к концу 19 века. Ахмет Митхат Эфенди так реалистично описывал выступление группы ченгис из 3х человек на частной вечере: «Одна из ченгис по имени Сюмбюль была одета в костюм из розового шелка. Наряд Арифы был из голубого шелка, Назли надела наряд из черного шелка, который, как она прекрасно знала, очень ей шел. На костюмах Сюмбюль и Арифы были симметрично нашиты маленькие блестящие кружочки, на костюме Назли они были разбросаны в произвольном порядке, и это выглядело действительно прекрасно.
Когда они начали танцевать, полностью в такт с музыкой, не быстрой и пронзительной, но и не лишенной мягкой гармонии, все зрители не могли оторвать взгляд от артистичных движений этих трех женщин. Когда они приближались к мужчинам, которым они хотели понравиться, их плечи, руки, кисти и грудь начинали дрожать (как и другие части их тел) так, как будто они были привязаны к месту нитями. В это же время волосы, которые спускались ниже пояса, не могли быть укрощены из-за движения тел. Закрывая волосами свои лица от взглядов своих возлюбленных, мечтающих о них, они держали их своими маленькими пальчиками, которые едва могли удержать сагаты, и перекидывали их за плечи с таким очаровательным и притворным гневом, что от этого сердца влюбленных трепетали больше, чем от всего остального.
Ченгис исполняли эти особые движения перед своими поклонниками лишь несколько мгновений, не дольше. Потом, как только они понимали, что разгоряченный возлюбленный готов их обнять, эти кокетки в мерцающих нарядах поворачивались вокруг своей оси как вращающиеся сферы и немедленно убегали. После некоторого отсутствия, они с очень вежливой, но немного непристойной улыбкой выходили и аплодировали своим бедным влюбленным.
Но нужны были и другие хитрости, чтобы удержать возлюбленного в состоянии между грустью и надеждой. И это и было мастерством ченгис. Этих трех женщин, несомненно, трудно превзойти в этом. После того, как она выполнила все мельчайшие детали этого ремесла, она почти закрыла лицо ладонью правой руки, как будто ей было стыдно за ее недавнее бессердечие (сагаты оставались у нее на пальцах), а затем, открывая лицо, смотрела на своего возлюбленного. Двигая правой рукой по направлению к животу и покачиваясь, она послала воздушный поцелуй своему поклоннику. Бедный возлюбленный простил ей ее притворное нерасположение и капризы и делал это постоянно, даже если они не претендовали на это.
Затем гости попросили танцевать одну Сюмбюль.
Зазвучала ее музыка, она сняла свои старые сагаты и одела специальные. Сюмбюль стала танцевать под быструю музыку. Она начала вращаться в такой манере, про которую говорят: „Те, кто хочет увидеть, как летает человек, должен посмотреть на Сюмбюль“, потому что высказывание „это то, что называется танцем“ не достаточно.
В ее танце тряски животом выглядели бы дешево и уродливо, и если бы она снизошла до того, чтобы показывать это, то не было бы ни одного человека, который бы ее похвалил. Ее маленькие ножки, которые белое, до колен платье не могло скрыть, касались пола исключительно носками. Но, как только она быстро меняла позиции, ее ножки не касались пола, и, казалось, что она танцует в воздухе. Вам не следует думать после нашего описания, что взволнованное трепетание охватило ее тело выше пояса, и что ее выступление не было приятным зрелищем.
Тело Сюмбюль как бы состояло из верхней части и отдельно нижней, которые, возможно, были связаны животом. Может ли такое быть возможным? Хотя она и касалась земли носочками своих ног со скоростью несколько тысяч раз в секунду, но выглядело это так, как будто она этого не делала, и каждое движение ее „верхнего“ тела сводила всех с ума. Одна ее нога была центром круга, в то время как другая продолжала чертить окружность в медленном повороте. Это артистичное шоу, которое вряд ли сможет описать даже самая талантливая рука, ошеломило всех присутствующих в комнате».
В начале 20 века профессия ченги потеряла свою бывшую славу. Начало нового столетия ознаменовало период заката Оттоманской империи. Войны, поражения, экономические проблемы и общий пессимизм подорвали моральный дух общества и, следовательно, предыдущие виды развлечений.
Экономический упадок стал препятствием для трупп ченги, в которых работало много танцовщиц. Такие группы уменьшились до трех или четырех танцовщиц и нескольких музыкантов под управлением руководителя. Обвал экономики, в общем, также привел к экономическому росту левантийской и христианской общин, которые требовали не традиционных, а западных видов развлечений. В результате этого, звезды европейского шоу начали заменять традиционных танцовщиц.
Певицы и приглашенные звезды стали любимицами публики в Пера, которая была центром мира развлечений на стыке веков. Даже султан обратил на них свое внимание, и не прошло много времени, прежде чем они стали героинями многих любовных приключений. Оргии с распитием спиртных напитков, танцовщицами и развлечениями.
До сих пор в некоторых частях Анатолии и сейчас существует другой тип танца, похожий на классические ченгис и кочекс. Этот вид встреч в Кони назывался «отурак» (оргия с распитием спиртных напитков и участием девушек-танцовщиц) и приобрел название «кюмбюш» (развлечение) в Анкаре и близлежащих районах. Те выступления тайно организовывались мужчинами и были похожи на современный беллиданс в том виде, в котором мы его знаем сейчас.
Как правило, торговцы и администрация городов собирались вместе для развлечения в доме, находящемся далеко от центра. Они обычно приглашали одну женщину-танцовщицу на эту встречу. Она предлагала напитки зрителям, пела песни и затем танцевала с сагатами на пальцах. У танцовщицы всегда был охранник, называемый «эфе», и он также присоединялся к гостям, если хозяин его приглашал.
У вечеров «отурак» и «кюмбюш» были строгие правила, самое главное из которых гласило: «Не приставать к танцовщице». Во время вечеров «кюмбюш» было даже запрещено смотреть на танцовщицу выше пояса. Некоторые гости на таких вечерах сочиняли музыку.
Хозяин предпочитал танцовщиц, которые хорошо владели сагатами и умели играть на инструменте, называемом «кюмбюш», похожем на банджо. Танцовщица начинала выступать в достаточно большом количестве одежды, но затем медленно раздевалась, по мере увеличения веселья, и к концу вечера она выглядела практически раздетой.
Подобные развлекательные мероприятия проводились тайно из-за общественного неприятия. Это представление, которое уходило корнями к Вакханальным праздникам античной Анатолии, проходило в тайне из-за моралистического контроля мусульманского общества, и чувственная манера подобных вечеров не акцентировалась. Но разрешение мужчинам смотреть на танцовщицу только до пояса во время вечеров «кюмбюш» являлось достаточным свидетельством того, что женщину рассматривали только в качестве сексуального объекта.
Сообщение отредактировал Наташенька - Пятница/ Cuma, 21.08.2009, 13:02
Большое число критиков признают таланты некоторых исполнительниц, которые танцевали на турецкой и мировых сценах. Было бы совершенно не справедливо не упомянуть их имена, сладкие как «турецкие сладости». Они воплощали мировую мечту своих почитателей каждый раз, как только начинали двигать бедрами. Не было бы ничего названного «Турецкий танец живота» без этих звезд, которые выступали в концертных залах и танцевальных театрах.
Самая известная танцовщица, в течение первых лет после становления турецкой республики, основанной 1923, была Эммин Адалет Пии. Она родилась в 1909 году и начала танцевать, как только ей исполнилось 14 лет. Эммин вышла замуж за немца, сменила свою девичью фамилию и переехала в Германия для того, чтобы сделать карьеру танцовщицы. Она работала в Америке, Египте и Англии, и выступала перед такими известными людьми как Ататурк, Король Георгий 5 и Адольф Гитлер. Она была настолько известна и любима в Германии, что когда ей предстояла поездка из Венны в Берлин, в ее распоряжение был предоставлен целый вагон поезда.
В Америке в семидесятые годы было две известные турецкие танцовщицы -это Никла Атес и Озел Тюркбас. Надо отметить, что мнение американцев о танце живота формировалось именно во времена славы этих двух танцовщиц. Озел Тюркбас родилась в 1941 году и была одной из лучших танцовщицей, которую когда-либо доводилось увидеть. Она танцевала, как во сне, и могла очень долго оставаться на сцене. В 1967 году она выиграла пари, в котором должна была протанцевать на коленах в течение 6.5 часов. Также играла роли в кино.
Многие американки научили своих мужей «быть султанами» после окончания школы Озел Тюркбас и после прочтения ее книги о восточном танце. Она также выпускала кассетные записи с восточной музыкой и обучала своих учениц двигать бедрами под ритм этих мелодий. Она обладала безупречной фигурой и представляла Турцию заграницей.
Никла Атес шокировала Истамбл своими длинными, черными, красивыми волосами, гармоничной фигурой и пухлыми губами. На мюзикле «Фани» на Бродвее она привнесла восток на сцену Нью-Йорка. Она стала самой известной танцовщицей в США и получала роли для участия в фильмах в Голливуде. Ее называли «Турецкая сладость» и она была лучшей, кто работал с огнем, и стала первой танцовщицей в конце 50 г. Она была первой, кто внес элементы стриптиза в танец, заставляя зрителя почувствовать учащение пульса. Никла Атес была вынуждена переехать в Италию из-за постоянных скандальных публикаций в европейской периодике. Она соединила танец живота и стриптиз и продолжала долгое время работать в Италии.
В конце 60 годов были известны такие имена как: Лейла Сайар, Бирзен Айда, Нилюфер Айдан, Тэхайе Салем, Седеф Туркай, сестры Гулай и Занубия, ей была написана известная песня.
В 80 года большим талантом отличились Нэсрин Топкапи, Сухер Зенис и Принцесса Бану. Нэсрин Топкапи первая выпустила шоу на турецком телевидение в то время, когда танец живота был под запретом. Сухер Зенис отличилась своим мастерством делать из танца настоящее искусство. В 90 годы она явилась организатором школы в Германии, где и преподавала. Она была очень красива и смогла приукрасить танец элементами секса. Как и Никла Атес объединила танец живота и стриптиз в единое целое. Участвовала во многих фильмах, которые очень нравились публике.
Принцесса Бану отличалась изяществом и красотой линий тела. Она была действительно звездой и выступала в основном в зарубежных странах. Она сама так отзывалась о своем искусстве: «Я танцовщица, которая живет и занимается любовью с музыкой».
Она хорошо владела азами египетской школы танца. Была любима в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Она также работала по просьбе Министерства туризма.
Многие другие танцовщицы, которые не были упомянуты, также были узнаваемы и любимы у себя на родине и за ее пределами.
Александр Пухов, отправляется в Турцию. У него почти не выполнимая задача – среди лабиринтов сувенирных лавок разыскать настоящих дервишей – танцующих монахов, которые еще тысячу лет назад поняли, что танец – это молитва.
Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны. _____________________________ Администратор в ЛС отвечает только на административные вопросы. По другим вопросам пишите на форум
Интересную запись нашла о турецком цыганском танце (гавази). Источник
Турецкий цыганский танец тоже иногда называют гавази. В общем то это одно племя и есть....Но с местным колоритом. Турецкий цыганский стиль очень похож на классический стиль цыган. И костюм тоже почти обычный. Но все же есть отличия. Турецкий цыганский стиль дал начало классическому танцу живота. Танец живота в турецком стиле отличить от турецкого цыганского стиля сможет только профессионал. Туреций цыганский стиль часто путают со стилем аспани ракс - из-за цыганской юбки и манерой в танце ей работать. В турецком цыганском танце ведущую роль занимают мужчины. От них и произошел мужской танец живота - для нас вещь немыслимая а для них очень даже обычная.
Турция никогда не находилась под британским контролем, но повредило ей наполеоновское завоевание Египта. Столетиями Турция была более развитой, чем Европа, но из-за ее чрезмерной национальной самоуверенности картина изменилась. Европа догнала и обогнала Турцию. В попытке вновь обрести превосходство Турция открыла процесс вестернизации. Наиболее жестко она шла в период правления Кемала Ататурка в двадцатых годах. Этот человек объявил вне закона платок, восточные одеяния и вместо арабского алфавита перевел страну на латинский. в Турции существовало множество танцоров-мужчин и назывались они Kochek’ами. Kochek’и обычно выступали в кофейных домах. Их шоу были невероятно популярными и небезопасными. Зачастую дело доходило до массовых беспорядков, таких, какие сейчас происходят на рок-концертах. Проблем было столько, что султан выгнал этих танцоров из Турции всех до одного. Доказательства существования этих буянов мы находим на турецких миниатюрах. Почти в любой книге турецких рисунков есть минимум один, изображающий Kochek’ов. Многие люди из-за одежды Kochek’ов и собственного предубеждения считают, что на самом деле на рисунках изображены женщины, но визуальное сравнение Kochek’ов с танцовщицами опровергает это мнение. Kochek’и иногда надевали искусно пошитые кафтаны, такие, какие носили все мужчины из высшего класса, но на рисунках они обычно изображены в более сложной одежде. Их костюм состоял из блузки, богато украшенной вышивкой, металлического пояса, подобия передника и многосоставной разноцветной юбки. На пол Kochek’а указывает отсутствие грудей, малое количество драгоценностей, короткие волосы и то, что на голове он носит либо мужскую меховую шапку, либо тюбетейку, женщинами не используемые. Kochek’и Женщины на рисунках изображены с длинными косами, большим количеством украшений и одеждой, напоминающей ту, что мы по ошибке принимаем за одежду Ghawazee. В Египте также существовали танцоры-мужчины, которые, как и турецкие их коллеги, были очень популярны. Lane пишет, что наряды мужчин были наполовину мужскими, наполовину женскими, и что в силу своей «неестественной профессии» мужчины носили грим и длинные волосы. Мужчины одевались в рубахи, жилеты, мешковатые штаны и подпоясывались кушаками. Некоторые танцоры закрывали лицо даже когда не выступали – чтобы походить на женщин. Lane подчеркивает, что так одевались большинство танцоров. Мужской цыганский турецкий танец живота. https://de.youtube.com/watch?v=OHp5vg6HWvg&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=Wf2WcAxxXHY https://de.youtube.com/watch?v=uXWLJ2v2iGo https://de.youtube.com/watch?v=lLPtt2KsOT4&feature=related До сих пор существует четкое разделение - мужчины которые танцют в мужской одежде народные танцы в мужском стиле и мужчины котрорые танцуют в женском стиле с голым животом. Их по ошибке считают голубыми... Нет, это традиция восточная - ведь женщинам запрещалось танцевать на публике, и вместо них развлекали людей мужчины. Кстати, до сих пор самые лучшие преподаватели танца живота в Египте - мужчины. Когда против танца живота в 20 веке в Турции начались гонения (а большинство танцовщиц как и сейчас были цыганками) многим предложили перебраться в Америку. так возник американский стиль танца живота Кабаре почти полностью основанный на турецком цыганском стиле и из него американский стиль трайбл. Очень много сейчас в турции цыганок среди танцовщиц живота. и среди иностранок работающих в отелях Турции тоже стало модным включать в программу танец в стиле цыганский турецкий. чисто цыганские танцы https://de.youtube.com/watch?v=hqmJRy8A-8Y&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=B3BeQArxOuc&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=uHOqRJ9lauc&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=gWQsUBiVXZk турецкий фольклорный стиль https://de.youtube.com/watch?v=f4u5o9zmANc турецкий танец живота от исполнителниц-цыганок - в цыганском стиле https://http/....ttp https://de.youtube.com/watch?v=qPAOiU8udtY&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=0Nx7VvXJlNM&feature=related стиль американ Кабаре - турецкий вариант https://de.youtube.com/watch?v=nfevEyivXVc&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=ON-MCgBbhS4&feature=related https://de.youtube.com/watch?v=FTuppJ9XhTs https://de.youtube.com/watch?v=4elRCDvqaxw для турецкого цыганского стиля характерно не только использование движений на полу (партер) но и элементы акробатики https://de.youtube.com/watch?v=AodJMT6SOY8&feature=related В целом конечно турецкий цыганский стиль иногда считают грубым и пошлым. Действительно танец может включать очень откровенные резкие жесты, смысл песен часто на грани приличия, движения крупные и грубые. такого акробатичного и продолжительного партера как в турецком стиле нет ни в одном другом из стилей танца живота. Для турецкого цыганского стиля характерна очень большая жестикуляция. танцовщица выразительно должна рассказать свои переживания и смысл песни. Часто песни цыганского фольклора очень грустные. В танце бывает очень много движений кистями рук, активная мимика. Танцуют этот стиль всегда под характерные народные цыганские мелодии, с характерным для турции очень сложным ритмическим рисунком. Хотя стилизацию сейчас танцуют под попсовые народные турецкие песни середины 20 века, Ромпи-Ромпи например. Ритм и в цыганском турецком стиле и в турецком стиле танца живота отбивают пальцевыми цимбалами - сагатами. Костюм для турецкого цыганского танца - цыганские юбки с оборками, обязательно несколько, иногда еще и шальвары под них, цыганская рубашка с широким рукавом, платок на бедра, платок на голову, мониста, браслеты.Танцуют босиком. Именно от цыгаского турецкого стиля танцев произошел знаменитый платок на попу с монетками без которого сейчас многие не представляют танец живота. От цыганского же стиля произошел и традиционный костюм иполнительницы танца живота - двойная юбка-солнце, или шаровары с юбкой, платок или его имитация с кистями-бахромой, короткий жилетик или блузка завязанная на животе превратился в лиф или бра с бахромой, сагаты, канделябр, палочка с крючком - то с чем танцевали цыганки-гавези - обязательный аксессуар у любой профессиональной танцовщицы. потрясающий по красоте цыганский турецкий танец. очень выразителен.