Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4487

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sandra  
Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » Традиции и вера турецкого народа - Türk toplumlarındaki inanç ve gelenekler » Похороны в Турции (История, обычаи, этикет, ритуалы, особенности)
Похороны в Турции

Trisha

Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:15 | Сообщение # 1
Группа: Супермодераторы
Турковед
Сообщений: 2181
Награды: 19
Репутация: off
Похороны в Турции




Похороны в Турции проходят совсем не так, как в большинстве стран Европы, так как официальная религия этой страны - мусульманство. Поэтому здесь не кремируют тела. Согласно Шариату, древнему своду правил мусульманства, придать тело родственника огню - все равно, что обречь его на горение в аду.

В Турции, как и в других мусульманских государствах, когда человек умирает, нужно как можно скорее устроить похороны. Считается, что если человек умер утром, похоронить его следует в тот же день до захода солнца, а если вечером - в течение суток. Но бывают и исключения, например, если на похороны должен приехать очень близкий родственник.

Похожие статьи:
Правила поведения в турецком обществе
Турецкие приметы и суеверия
Оффлайн/ Off- line

Trisha

Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:15 | Сообщение # 2
Группа: Супермодераторы
Турковед
Сообщений: 2181
Награды: 19
Репутация: off
Обряд захоронения у древних тюрков

Захоронение тела умершего в землю превратилось для тюрков в сложный погребальный обряд. Он разделился на 5 стадий - 1,3,7,40 день и годовщину. Ритуал похорон и проводов умершего был разработан древнетюркскими жрецами весьма детально, но среди даже одной этнической группы бытовали свои локальные особенности. Цель поминальных обрядов - облегчить страдания умершего, как душевные (тоска по дому и близким, так и физические, (разложение и превращения в прах мягких тел). При похоронах учитывались социальное положение человека при его жизни, возраст, пол, место гибели, время года и вид смерти.

Древние тюрки обеспечивали своих умерших всем необходимым для будущей жизни и путешествия в страну умерших: одеждой, посудой, едой, верховым конем, орудием труда и т.д. При подборе вещей для умершего учитывали его пол и возраст. Погребальный инвентарь соответствовал социальному положению, которое занимал умерший, и его профессии.

В комплексе обрядов, совершавшихся после похорон умершего, главным у древних тюрков было общее поверье о возможности встречи с умершим на третий, седьмой, сороковой день и в последний раз через год. На этих встречах-проводах совершалось ритуальное угощение умершего, выяснялось, переселился ли он в страну предков. Кам уточнял, можно ли исправить ошибки допущенные при похоронах, и выяснял, надо ли опасаться умершего довольный ли он отправлялся в страну умерших, где обитают ранее умершие родственники. Таким образом к Х веку был установлен единый комплекс обрядов погребального культа, тесно связанных с религиозными воззрениями древних тюрков.

Характерная черта древнетюркской традиции - стремление жить в гармонии с природой. Традиционное тюркское сознание представляло жизнь непрерывным процессом: рождение - смерть - рождение (имеется в виду смерть и рождение физического тела).

Рождение человека встречается с радостью, смерть - с горечью. В человеческой жизни эти ситуации возникают вновь и вновь, с неотвратимым постоянством. Эти ситуации ощущались как моменты вторжения мифического начала в обыденный микрокосмос.

При смерти человека на некоторое время утверждался хаос (или усиливалась угроза хаоса). Все становилось ближе к "тому свету". Обычный мир терял привычные очертания. В древности такие ситуации были источником сильнейших эмоциональных стрессов: смещались акценты и вещи, еще вчера стабильность и надежность, как сам мир, являли свое новое лицо.

Когда человек умирал, в его жилище собирались родственники, а также и жители данного аула, не состоящие с умершим в родстве. Дети умершего могли остаться в жилище, но дотрагиваться до него им запрещалось. Умершему закрывали глаза, так как существовало поверье, согласно которому его открытие глаза предвещало близкую смерть кого-нибудь из родственников.

Одевали умершего в его обычную одежду - нательное белье, поверх верхнюю одежду и укладывали на войлок. Мужчину на левой половине юрты, женщину - на правой. Затем закалывали овцу. День и ночь в очаге не угасал огонь. Варили мясо, кипятили чай и угощали всех, кто заходил в юрту. Для умершего около очага ставили чашку, которую наполняли пищей.

Тюрки считали, что со смертью человека тын, находящийся в носоглотке, в легких и в осердии, отходит в верхний мир вместе с последним дыханием умирающего человека. Сюр, который оберегает прах умершего, остается в могиле мертвеца до тех пор пока полностью не истлеет человек и если кто-либо из жадности потревожит покой умершего, то сюр будет мстить тому человеку, тревожит, приходит во сне и на яву до тех пор пока не заберет его кут. Сюр и кут, покинув тело умершего, еще не могут понять о смерти физического тела человека. Поэтому присутствующие люди в жилище об умершем говорили только хорошее, так как кут находился вблизи и все слышал.

"Одним из наиболее существенных обычаев было обязательное ритуальное оплакивание умершего его близкими родственниками. Оно начиналось с момента смерти и продолжалось с паузами до выноса. Оплакивали умершего женщины. Близкие родственницы при этом распускали свои волосы. Оплакивание сопровождалось причитаниями в форме протяжной песни (сарын).

Плач и причитания по умершему назывались сыгыт, а плакальщики - сыгытчы".13 При оплакивании родственники в причитаниях старались сказать что-нибудь приятное для умершего, так как благодаря присутствию кут умерший слышит и понимает все, что происходит вокруг.

С момента смерти человека, еще до его выноса, вступал в силу ряд запретов. Из жилища умершего с этого дня вплоть до переселения его в мир умерших нельзя было давать кому-либо каких-либо предметов, пищи и т.п. Нельзя было допускать, чтобы огонь в очаге погас. Нельзя было произносить с этого момента и имя умершего. Запрещение называть по имени умершего связано с тем, что считали, будто умерший все слышит, когда упоминают его имя, и это его тревожит.

Хоронили умершего на следующий день после смерти. "Перед выносом его "кормили". Жена умершего (или муж умершей) привязывала перед этим к юрте барана и ждала, пока он заблеет. Когда это случалось, барана немедленно закалывали и разделывали по суставам. Рубить кости при разделке туши запрещалось, так как считали, что умерший обидится, будто рубят его кости. Лучшие куски мяса клали на каменную плиту и сжигали около юрты умершего. Кормление шло через огонь. В это время один из родственников обращался к умершему со словами: "Ты умер, не плачь, не ты первый: ешь мясо, пей араки, пей чай".14

После окончания этой церемонии стену юрты приподнимали или разбирали звено юрты в левой ее половине, а для женщины - в правой и в отверстие выносили умершего".15 Выносили умершего головой вперед, а решетку юрты сразу опускали или заделывали".16 Делали это для того, чтобы кут умершего не нашел Дорогу домой. Умершего никогда не выносили в сторону захода солнца, так как эта сторона считалась плохой.

После выноса умершего из юрты его везли к месту погребения на лошади. "Тюрки никогда не несли умершего к месту погребения на руках. Умершего обычно везли на его любимой верховой лошади, перекинутым через седло. Сзади седла обычно сидел сопровождавший тело. Женщину-умершую везли на лошади только в том случае, если у нее была личная лошадь и седло".17 Были и другие способы доставки, как например: на санях телеге, на тасках и т.п. Умершего укладывали на них головой вперед, по движению. Один родственник вел запряженную лошадь, взяв под узды, а в седло не садился. К месту погребения отправлялись одни мужчины. Если хоронили вдалеке от аула, то ехали верхом, если близко - шли пешком.

Глубина могилы составляла примерно два метра. На дне могилы выкапывали боковую нишу для умершего и его вещей. В могилу опускали умершего в войлоке. Укладывали его в приготовленное на дне могилы боковую нишу, а рядом укладывали снятую с него верхнюю одежду. Умерший в могиле должен был лежать головой на запад. Боковую нишу, где лежал покойник закладывали досками. Это маленькое помещение становилось его домом. Вместе с умершим погребали его лошадь, которую убивали у могилы, а также одежду, седло, стрелы, луки, металлические котлы (как походную принадлежность) и т.д. Пуговицы с одежды срезали. Воротник с шубы снимали. С умершим не клали предметы с режущими частями: нож, топор, ножницы. Если с умершим все же клали нож, иголку или ножницы, то предварительно их ломали. Испортив бытовые предметы и одежду, вещи превращали в их противоположность. Кроме того, лишение умершего человека пуговиц, воротника и других деталей одежды живыми символизировало вычленение его из светлого мира. С женщинами погребали овец, убитых у могилы, и женские предметы, необходимые для шитья и т.п., принадлежавшие умершей. В детскую могилу клали игрушки из бересты. После того, как все уложили в могилу, каждый присутствовавший на похоронах трижды бросал в могилу по горсти земли. Затем могилу закапывали. Сани, телегу или таски, на которых был привезен :умерший, разламывали и оставляли на могиле, тут же бросали черенки лопат, использованных во время похорон. С собой с места погребения можно было унести лишь железные части орудий.

"Похоронив умершего, три раза объезжали на лошадях вокруг этого места (по солнцу), как бы замыкая ее, причем старший родственник бросал на это место зерна пшеницы и ячменя. После этого старший родственник разбрызгивал на четыре стороны араку, а затем все пили араку из одной чашки, которую подносил тот же старший родственник".18 После похорон, возвратясь в аул умершего, провожавшие его, еще не заходя в юрту, мыли руки и лицо водой взятой из родника, и налитой в деревянное ведерко и разбавленной молоком, затем окуривали себя дымом можжевельника. Такое очищение имело предупредительное значение. Его делали для того, чтобы умерший не вернулся за теми, кто его хоронил.

После похорон собирались в юрте умершего. Юрту внутри и снаружи также очищали, так же окуривая дымом можжевельника. Затем садились за еду, во время которой ели мясо барана, пили араку и т.д. После трапезы обычно разбирали юрту умершего и ставили ее на новое место, чтобы умерший до его окончательного переселения в страну умерших не мог найти своих родственников.

Обычаи и обряды после захоронения. Был в древние века у тюрков такой обычай. "После захоронения умершего, если это был мужчина, то брали пику (найза) и конец древка втыкали в землю, а острие его возвышалось над юртой сквозь прорезанное отверстие свода. К наконечнику пики привязывали флаг, для юноши - красный, для мужчины средних лет - черный, для старика - белый. Таким образом найза замещала умершего в течение года. При перекочевках ее так же переносили, причем несли ее впереди, перед лошадью умершего (с подстриженным на четверть хвостом), которая возглавляла движение."19

"В годовщину умершего убивали его лошадь и угощали им гостей. В юрте собирались родственники, друзья и т.п. Затем начинали обряд преломления найзы. Преломление предоставляли наиболее почетному лицу, большей частью старику. Он приводил с собой джигита, который по его приказанию и преломлял ее. Вдова и дочери, схватившись за древко найзы, ее защищали и не давали. В это время несколько молодых людей становились на конях снаружи юрты и крепко держали верхушку найзы, джигит в юрте схватывал древко посередине и переламывал его. Тут начинался плач женщин. Мужчины выходили из юрты и разъезжались по домам".20 "Найзу, сломанную пополам затем втыкали в изголовье могилы, а по другим сообщениям - сжигали вместе с вымпелом".21

Далее был такой обычай. После смерти мужа, вдова расплетала косы и одевала вывернутую наизнанку одежду. Так она ходила до сорока дней. До года не одевала серег и колец. Подобные превращения демонстрировали мнимую смерть женщины и переход ее в иное состояние. Это пограничное состояние сохранялось до 40 дней, пока, по представлению древних тюрков, кут умершего не покидал землю живых.

Одетая по рассеянности наизнанку одежда и сегодня у тюрков вселяет страх.

Автор: Безертинов Р.
Источник: "Тенгрианство - религия тюрков и монголов"
Прикрепления: 8327385.jpg (133.7 Kb)


Оффлайн/ Off- line

Trisha

Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:15 | Сообщение # 3
Группа: Супермодераторы
Турковед
Сообщений: 2181
Награды: 19
Репутация: off
Порядок похоронных обрядов в Турции


  • Первым делом обращаются в ближайшую мечеть. В больших городах, таких как Стамбул или Анкара, при мечетях обычно располагаются морги, так как смерть здесь тесно связана именно с религиозными традициями. В домах, особенно летом, жарко, поэтому все процедуры совершают там.

  • В морге при мечети покойного омывают (гусул). При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин. Тело окутывают в саван.

  • Далее в самой мечети имам зачитывает Джаназу - обязательную молитву. Эта молитва звучит только на похоронах и не похожа на все остальные. Когда ее произносят, не преклоняются к земле и не складывают рук, как при других молитвах. За неверующих или иноверцев Джаназу не читают.

  • После молитвы и омовений покойный считается готовым к погребению. Тело помещают в тобут - специальные закрытые носилки. На носилках усопшего относят на кладбище: несут родственники, если недостаточно людей, помогают соседи или близкие друзья. Нести покойного к могиле - большая честь и долг мусульманина.

  • Хоронят без гроба, в одном саване. В могилу тело помещают лицом к Мекке.

    В Турции нет традиции приносить на похороны цветы, как у нас.

    Это считается пустой и ненужной тратой. Вместо цветов, лучше помочь родным покойного, особенно, если они потеряли кормильца. Также можно сделать пожертвование в мечети, это считается благоприятным для души усопшего.

    После похорон каждый участник подходит к могиле, где имам задает ему вопрос: “Каким человеком был умерший?”
    Нужно ответить: “Я знал его хорошим человеком.”
    Имам продолжает: “Ты его за все прощаешь?”
    В этот момент присутствующий на похоронах должен искренне простить покойного, отпустить из своего сердца все обиды и дать имаму утвердительный ответ.


    Кстати, похороны в Турции проходят в основном в присутствии мужчин. Женщин или вообще не допускают к церемонии похорон, или же они скромно стоят в сторонке, плачут, молятся, а подходят к могиле только когда ее закопают и все мужчины уйдут.

    Соболезнования и поминовение по обычаям Турции

    Каждый мусульманин, следуя традиции Шариата, должен выразить соболезнование семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное известие приравнивается к оскорблению. Благо, Шариат допускает несколько исключений
    по уважительным причинам, например, если человек в это время был в дороге. Но как только у странника появится возможность, первое, что он должен сделать - оказать свое почтение и сочувствие скорбящим.

    Вообще в Турции принято всячески поддерживать и сопереживать чужому горю. Когда кто-то умирает, дом сразу же наполняется соседями и друзьями.
    Они ни на минуту не оставляют родных умершего, всячески их поддерживают и утешают.

    Обычая проводить поминки сразу после похорон в Турции нет.
    Но сочувствующие соседи и родственники могут принести в дом еду, чтобы освободить семью покойного
    от забот.

    Так как в Турции предают тела мертвых земле, на могиле ставят памятник.
    Но не вычурный - это порицается исламом.

    Портрет покойного не наносят, но иногда делают декоративные гравировки, чтобы хоть как-то украсить надгробие дорогого сердцу человека. Классический сюжет для турецкого надгробия - месяц со звездой. Этот символ не только олицетворяет веру пророка Мухаммеда в целом, он изображен на флаге Турции и может использоваться как знак принадлежности к своей стране.

  • Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:15 | Сообщение # 4
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Курдский похоронный обряд также имеет свои специфические черты. Покойного курда обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной ткани, затем кладут на ложе лицом к юго-западу (лицом к Мекке). Рот, нос и уши покойного затыкают ватой. Если умершего не хоронят в день смерти, то на грудь его кладут камень и зеркальце, обращенное к лицу. При выносе тела из дома женщины начинают плакать, дико кричать, разрывая на себе одежды, посыпая головы землей и пеплом.

    Члены семьи умершего носят траур в течение шести месяцев или целый год. Когда срок траура кончается, ага, соседи или кто-нибудь из родственников умершего приносят для каждого из домочадцев что-нибудь из одежды или деньги (по своим средствам) и снимают с них черную одежду — траур прекращается.


    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:36 | Сообщение # 5
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    И вот история славянской турецкой жены о похоронах. Стащила с другого сайта, надеюсь, простят плагиат.
    Может быть кто-то расскажет у кого как проходила церемония похорон?

    Свекровь умерла в понедельник рано утром. Собрались родственники, соседи. Если до обеда- то по обычаю нужно хоронить в этот же день, но мы ждали еще одну дочь из Измира, поэтому перенесли похороны на следующий день.

    Позвонили в ближайшую мечеть, оттуда прислали машину, и свекровь забрали в морг при мечети, потому что дома жарко и так у них принято. Многие процедуры бесплатны от беледие, для меня это было новость. В этот день ничего не происходило, соседи не оставляли нас одних, поддерживали как могли.
    Приходящие говорили- Эмир Аллах, башыныз сагъ олсун. Отвечали им- Достлар сагъ олсун. Или говорили - Аллах рахмет илесин.Мужу после смерти врач скорой дал справку, с ней он поехал в беледие, взял справку о смерти. С этой справкой он поехал на кладбище, готовить могилу на завтра. Сама могила бесплатна, если человек умер, заранее покупать место на кладбище сейчас нельзя. Но если вы берете еще место для доп. могилы, чтобы потом сделать семейное кладбище- то платите ( мы заплатили 1500 лир).
    Вечером включили свет в комнате матери. Зеркала не занавешивали, никаких особых приготовлений не было.
    На следующий день утром с минарета мечети муэдзин оповестил махаллю, что умерла такая-то женщина. Муж забрал мать из джами и отвез в Зынжырликой ( все происходит в Стамбуле). Только там происходит омовение умерших. Потом после полуденной молитвы, машина из мечети приехала к дому, и все попрощались с матерью. Имам прочитал молитву, спросил, были ли долги у усопшей, кто прощает их или кто требует- скажите сейчас. Хакыны хелял этиниз- Хелял олсун.
    Потом машина и все желающие поехали к мечети, там провели молитву.Оттуда все поехали на кладбище. Я не поехала, у меня ребенок в тот момент температурил после прививки, поэтому рассказать мало что смогу. Позже , при посещении могилы, я видела, как хоронят другого человека. Могила уже выкопана, мужчины несут гроб, имам читает молитву, хоронят без гробы, в саване ( все это от беледие), женщины в сторонке тоже молятся.
    Потом только к вечеру , после вечернего намаза, собрались мужчины и женщины ( в разных комнатах) читать молитву. Пригласили имама ( он с таким чемоданчиком пришел), читал молитву в микрофон, чтобы все слышали.
    Еду мы не готовили вообще ни в этот день, ни в следующие семь. Все приносили родственники и соседи. Одеваться нужно скромно, по возможности с длинными рукавами кофты и закрытые ноги, на головах у женщин платки.
    После молитвы, раздают угощения. Можно купить айран в стаканчиках или сок в пакетиках. Посуду купили одноразовую. На тарелку выкладивались 3-4 разнообразных угощения. В основном, приносили пейнирли борек, и печения, курабие. тортики...
    Потом все семь дней к нам приходили женщины после вечернего намаза читать Яасин и др. молитвы. Каждый раз раздавали новые угощения. На седьмой день ( он считает очень важным), родственник привез готовый плов с мясом и печенье.
    Эти семь дней семья была занята уборкой комнаты умершей, нашли бумаги со списком долгов- такситы всякие, у кого взяли, кому нужно отдать, у кого забрать деньги. Выделили деньги для милостыни. Перестирали все вещи усопшей, отделили те, которые сразу раздаются нуждающимся. Каждый день я ездлила с сестрой на кладбище, читали молитву, посадили цветы, сделали мезар таш- камень у изголовья, попросили обсыпать могилу мраморной крошкой. В течение года будет усадка, а потом только можно будет делать отделывать на постоянно. Большинство могил без фотографий, но редко попадались.
    Вчера был седьмой последний день. Следующий раз поминки будут проводиться на 40 дней, еще на 52 дня читают , ну и на год.

    Молитвы у нас читал родственник- он хафыз, то есть знающий Коран наизусть. На седьмой день еще приходила учительница курсов Корана, куда ходила свекровь. Она тоже читала. Еще приходила одна знакомая, котора пела иляхи- религиозные песни. Знаю, что если приглашаешь читать Коран, то платишь людям. Но мы ничего не платили.

    Думаю, что в разных районах Турции по разному проходям похороны, бывают разные нюансы, у нас ( караденизские турки, живущие в Стамбуле), прошло так.

    gayde


    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:44 | Сообщение # 6
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Умереть в Турции


    В соответствии с "Рейтингом качества смерти в 40 странах мира" комфортнее всего умирать в Великобритании. Турция заняла в рейтинге одно из последних мест.

    Рейтинг The Quality of Death представили недавно сингапурская благотворительная организация The Lien Foundation и британская компания The Economist Intelligence Unit, подразделение журнала Economist. Методика его создания аналогична используемой при составлении известных рейтингов качества жизни. Эксперты изучили доступность услуг социальных, медицинских и похоронных служб в 40 различных странах, качество их работы, особенности национальных культур, связанные с восприятием смерти. Первое место заняла Великобритания, а Турция – 34-е (кстати, Россия оказалась на 35-й позиции).

    …Старинное мусульманское кладбище в стамбульском районе Юскюдар. На могильных плитах – надписи вроде "Покойся с миром", "Аллах даст тебе вечную жизнь", "Парикмахеру Ахмеду от любящих детей и внуков". Ислам запрещает роскошные надгробия – со временем могила должна полностью слиться с землей. Однако родственники состоятельных усопших умудряются ставить на кладбище полутораметровые бюсты, богато украшенные памятники с сентиментальными вычурными надписями.

    Кладбищенский сторож Орхан считает, что в последние годы имущественное неравенство потихоньку пробирается и в это место последнего упокоения.

    – Высекать портрет усопшего на надгробном камне или возводить статуи над могилой нельзя, это противоречит исламу. Запрещается умышленно топтать могилы, смотреть на них с иронией, мусорить на кладбище. Однако мусор превратился в неотъемлемый элемент наших кладбищ. Случается, захватывают и присваивают кладбищенские земли. Территория кладбища – общественная. За небольшую сумму можно купить участок, чтобы похоронить мусульманина. Брать больше чем требуется – грешно, – говорит Орхан.

    Похоронные катафалки в Стамбуле – зеленого, "исламского", цвета, а хоронят турок-мусульман в белых саванах, после обязательного омовения тела. Родственники покойного выплачивают, по своему усмотрению, определенную сумму специальным людям, которые совершают омовение и читают молитвы, причем, по старым правилам, никто из них не имеет права не соглашаться или требовать сверх положенного. Однако правила часто забываются, поскольку в последние десятилетия в Турции развивается "деловой" рынок ритуальных услуг. Например, тело должны омывать два человека, а третий – подносить им воду. Однако в целях экономии сегодня эту работу часто выполняет один человек, отказываясь от помощи, чтобы ни с кем не делить выручку. Служащий стамбульской мечети Никах настаивает, что такое омовение не считается надлежаще совершенным.

    – Цены на похороны растут, кладбищенская земля дорожает. Ничего не изменится до тех пор, пока каждая семья сообща не начнет готовиться к смерти близких заранее. Мы так и будем соглашаться с высокими ценами, снова будем говорить, что нас грабят. А ведь раньше все родственники вместе оплачивали похороны, выполняя последний долг перед покойным. Сегодня многие зарабатывают на этом… Многим не по карману даже пригласить домой имама читать молитвы: за это нужно платить, – сетует Никах.

    …Больница Красного Полумесяца в одном из стамбульских районов. Здесь с раннего утра собираются пожилые люди, чтобы пройти обследование и сделать дешевые анализы. Больных стариков несут на своих плечах их взрослые дети. Уход за престарелыми и безнадежно больными людьми в завершающий период их жизни ложится в основном на плечи семьи. Врач-терапевт Ахмет говорит, что каждый третий пожилой пациент, приходящий в больницу, нуждается в специальном уходе, однако менее одного процента получают его. Не хватает дорогих импортных препаратов, облегчающих боль наркотических средств, мало специально обученного персонала.

    – Качество смерти – обратная сторона качества жизни. Сегодня люди живут дольше. Появляются новые болезни, лечение которых очень дорого обходится государству. Например, на содержание каждого страдающего болезнью Альцгеймера государству приходится выделять более тысячи долларов в месяц. Это сложный комплекс нерешенных обществом проблем. Нам еще предстоит преодолеть привычное в Турции восприятие смерти и культурные табу, чтобы улучшить заботу о людях, доживающих последние дни. Проблему создания условий для достойного конца жизни человека необходимо решать на уровне государственной политики, – уверен врач Ахмет.

    ...Открытое обсуждение темы эвтаназии началось в Турции лет десять назад, в то же время, когда заговорили о проблемах абортов и суррогатного материнства. Единого мнения, конечно, пока нет. Ислам, как и все мировые религии, выступает категорически против насильственного прекращения жизни.

    Говорит Барыш Чабук, хозяин адвокатского бюро:

    – Турецкое общество по-прежнему религиозно. Люди считают, что невозможно прервать жизнь, которую дал Аллах. Наше право, наша уголовная система привязана к мышлению людей. Эвтаназия невозможна в Турции. Невозможно умертвить человека, даже если он безнадежно болен. Должно проводится лечение. Сегодня нет единого мнения по этому вопросу, идут жаркие дискуссии в прессе. В Турции не было случаев умерщвления людей с целью облегчить им страдания, но если это случится, докторам полагается пожизненное заключение…

    "Изведав все пороки до конца, она была сыта страстями, что отбушевали", – поет знаменитая турецкая певица, девяностолетняя Музиен Сенар. Звезда эстрады конца сороковых годов, которая до сих пор разъезжает по стране с концертами, сказала в одном из своих недавних интервью: "Силы уходят, груз времени не оставляет никаких надежд, нужно задуматься о смерти".

    По прогнозам, в Турции в ближайшие десятилетия количество людей в возрасте старше семидесяти удвоится. "Качество смерти становится все более актуальной проблемой, – пишет ведущая газета страны "Хюрриет", – спрос на достойный завершающий период жизни растет. Всем нам еще предстоит задуматься об этом".


    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Среда/ Çarşamba, 23.08.2017, 19:52 | Сообщение # 7
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Как проходят похороны у мусульман


    Ислам призван диктовать своим последователям определенные религиозные истины. Это касается и обряда погребения мусульман, поскольку законами шариата уже предопределена и предписана их жизнь от рождения и до самой смерти.
    Похороны мусульман продиктованы шариатом

    Инструкция

    1


    Мусульманские захоронения (могилы) должны быть обязательно обращены к Мекке. На мусульманских кладбищах запрещено хоронить людей другой веры и наоборот. Любопытно, что усопших женщин, не принявших ислам, но носящих ребенка от мусульманина, хоронят спиной к Мекке. Это позволит ребенку находиться лицом к Мекке. В исламе не приветствуют всякие надгробные сооружения типа мавзолеев, склепов. Дело в том, что излишне богатые и пышные похороны могут вызывать зависть у людей и приводить к искушению. Кроме того законы шариата строго запрещают мусульманам громко оплакивать умершего человека. Считается, что это приводит к еще большим его страданиям. Плачущие мусульманские мужчины получают упреки со стороны общества, а плачущие женщины и дети осторожно успокаиваются. Не приветствует ислам и перезахоронения, и вскрытия могил. Похороны мусульман оттягивать не принято. Захоронения совершаются на ближайшем мусульманском кладбище.

    2


    Непосредственно перед погребением проводится процедура омовения тела. Шариат предписывает проводить омовение умершего три раза и при участии не менее четырех человек того же пола, что и покойный. Первичное омовение происходит водой, в которой растворяется кедровый порошок, во время вторичного омовения в воде растворяют камфару, а на третий раз используется обыкновенная вода. Согласно исламским законам, нельзя хоронить мусульман в одежде. На покойного одевают только саван. Любопытно, что материал савана зависит от материального состояния покойного. Нельзя подстригать ногти и волосы умершему. Тело должно быть ароматизировано различными маслами. Над покойным мусульманином происходит чтение определенных молитв. Все это венчает укутывание тела в саван. Узлы делаются у головы, у пояса и у ног.

    3

    Узлы на саване развязывают только непосредственно перед захоронением тела. На кладбище умершего мусульманина доставляют не в гробу, как у православных и католиков, а на носилках. Тело опускается ногами вниз. Затем в разрытую могилу бросают землю и льют воду. Кстати говоря, в качестве исключения мусульман все же могут хоронить в гробах. Исключением являются расчлененные тела, фрагменты тел или уже разложившийся труп. Погребение сопровождается и определенными молитвами. Некоторых мусульман вообще хоронят сидя. Связано это с представлениями оных о механизме загробной жизни: считается, что после своей смерти душа мусульманина остается в теле до того, как будет передана ангелом смерти ангелу рая. Он подготовит ее к вечной жизни. Но перед тем как это произойдет, душа должна будет ответить на различные вопросы. Именно поэтому, чтобы «беседа» происходила в условиях приличия, некоторых мусульман хоронят сидя.

    Как хоронят мусульман

    Проводить погребальные обряды мусульмане начинают сразу же, как только становится ясно, что человек находится на грани жизни и смерти. Осуществлять эти обряды могут только лица, имеющие духовный сан.

    Сначала умирающего кладут на спину так, чтобы его ноги были обращены в сторону Мекки. Затем громко, так, чтобы слышал умирающий человек, начинает читаться молитва. Перед смертью, по традиции, ему дают выпить глоток холодной воды. Родственникам не разрешается плакать возле умирающего. Сразу, после того, как человек умер, ему подвязывают подбородок, прикрывают глаза, выпрямляют ноги и руки и накрывают лицо. На живот умершего кладется какой-нибудь тяжелый предмет.

    Над покойником проводится обряд омовения и обмывания. Как правило, хоронят мусульман только после трех ритуальных омовений, в которых участвует не менее четырех человек, которые должны быть того же пола, что и умерший.

    По шариату хоронят мусульман только в одном саване. Одежда не разрешается ни в коем случае. В погребении мусульманина может участвовать вся община в том случае, если покойный был неимущим человеком. Материя, из которой делается саван, обычно соответствует материальному состоянию умершего. Покойному нельзя стричь ни ногти, ни волосы. Перед погребением тело покойного ароматизируют различными маслами. Над ним читают молитвы, а затем закутывают в саван, завязывая у головы, у ног и у пояса узлы. Эти узлы развязываются перед тем, как опустить тело в могилу. Закутанного в саван покойника кладут на специальные погребальные носилки, на которых он и доставляется на кладбище. Особое значение мусульмане придают погребальной молитве, которая совершается имамом мечети или его заместителем. Во время этой молитвы поклоны не совершаются. Похоронить покойника стремятся как можно быстрее. Если носилки с телом опускаются на землю, то голову покойного обязательно поворачивают в сторону Кыблы. Умершего опускают в могилу ногами вниз, после чего в яму бросается горсть земли и поливается водой. Могила может копаться абсолютно по-разному в зависимости от рельефа местности. Иногда она укрепляется жженым кирпичом или досками. Во время похорон все присутствующие обязательно читают молитвы с упоминанием имени покойного.

    Все мусульманские могилы обращены своей лицевой стороной в сторону Мекки. Хранить мусульманина на немусульманском кладбище нельзя ни в коем случае.


    Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 19:17 | Сообщение # 8
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 8974
    Награды: 81
    Репутация: off
    Trisha, спасибо, очень интересно, прочитала с любопытством.

    А как хоронят иноверцев? Врядли в каком-нибудь кайсери есть православное кладбище? Иноверцев можно похоронить на местном или нет? Можно указать, что ты хочешь, что бы тебя похоронили по православному обряду? Это исполнят? Или хоронят всех одинаково?

    А вы что думаете, русские жены? Размышляли ли Вы о том как и где хотите быть похоронены?


    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line

    Karahindiba

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 19:29 | Сообщение # 9
    Группа: Проверенные
    Турецкоподданный
    Сообщений: 367
    Награды: 4
    Репутация: off
    Я бы хотела быть похороненной на своей земле ,в России и кремирована ... у меня супруг обиделся ,сказал что не вместе лежать что ли будем . ?!

    Her şey apaçık ortada
    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 20:19 | Сообщение # 10
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Цитата Vilna ()
    А как хоронят иноверцев? Врядли в каком-нибудь кайсери есть православное кладбище? Иноверцев модно похоронить на местном или нет? Можно указать, что ты хочешь, что бы тебя похоронили по православному обряду? Это исполнят? Или хоронят всех одинаково?

    Постараюсь завтра выложить информацию, попадалась мне, не успела.


    Оффлайн/ Off- line

    ollune

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 21:36 | Сообщение # 11
    Группа: Проверенные
    Турецкий авторитет
    Сообщений: 558
    Награды: 19
    Репутация: off
    Для меня лежать вместе с мужем -это как раз причина принять ислам. Уже писала своё отношение к религиям. Так что из меня мусульманка будет такая же никудышная, как и православная.

    - кто написал?
    - аноним
    - дал же Бог фамилию..
    Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 21:37 | Сообщение # 12
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 8974
    Награды: 81
    Репутация: off
    Karahindiba, а я бы хотела, что бы меня похоронили под большим деревом на холме. В россии, например, так нельзя сделать, можно только на кладбище. А как в турции?

    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 21:58 | Сообщение # 13
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Анатолийские похороны


    Общественная жизнь во многих сферах окружена различными поверьями, традициями, обычаями, обрядами и церемониями. Особенно в сельской местности очень сильны верования и обычаи, где смерть побуждает эффективную сплоченность и взаимопомощь общества. Явление смерти рассматривается как умирание тела человека и продолжение существования его освобожденной души и мы испытываем страх когда слышим о частой смерти. Под давлением этого страха на наше подсознание некоторые нечастые явления, метеорологические происшествия (падение звезды, гром облаков, сезонные ветры и т.п.), движения и звуки животных (собачий вой, голос совы, преждевременное крик петуха и т.п.), виденное во сне (гроб, свадебное платье, свадьба, верблюд, разрушение дома, выпадение зуба, лук, перец и т.п.), положение вещей и предметов (перевернутая обувь, открытые ножницы, скрипение домашнего потолка и т.п.), положение мертвеца (согнутая шея, разжиженная ткань и т.п.), психологические и физиологические изменения больного человека (желтение кожи, пропадание аппетита или наоборот, частое замерание глаз в одной точке и т.п.) считаются первыми признаками смерти. И поэтому люди старательно избегают таких непроизвольных явлений. Например после услышанного преждевременного крик петуха или когда приснится страшный сон для избежания последствий плохой приметы в доме готовят еду и раздают бедным; рассказывают свои страшные сны текущей воде; если беременная женщина и ее маленькие дети спят когда мертвеца несут на кладбище, то их сразу будят; в доме, где лежит мертвец опустошают все сосуды с водой, а когда мертвеца выносят из дома за ним подметают полы; переворачивают сосуд в котором грели воду для омовения мертвеца, есть еще множество подобных действий.

    Всегда стараются облегчить смерть умирающего человека. Для этого убирают подушку из под головы умирающего, заливают рот водой, около него громко не плачут, зовутся его дальние родственники. А когда не удается вовремя позвать дальних родственников на умирающего кладут вещи, принадлежащие им или фотографии, зовется священник или умеющие читают священный Коран.

    После наступления смерти умершего кладут на матрац на полу, который называется «матрац покоя». Нижняя челюсть умершего подвязывается к голове, ноги подвязываются друг другу (за большие пальцы ноги). Если человек умер ночью и ожидается приезд ближнего издалека то ждут его прибытия. В основном выжидают не более 14-15 часов (если смерть наступила ночью ждут до обеда следующего дня, если смерть наступила утром ждут до времени послеобеденного намаза). Во время ожидания на мертвеца кладут железную тяжесть чтобы тело не распухло. Мертвое тело не оставляют одним. Весть о смерти разносится по всей местности средствами связи и с громкоговорителя мечети произносится «села». После этого приступают к действиям, считающимся облегчаемыми переход души в мир иной. Также считается что эти действия оберегают остальных людей от плохого воздействия смерти.

    Первые подготовки для отправления умершего в мир иной начинаются с омовения производимого по определенным правилам и завертывания в саван. Покойницу омывают женщины, и соответственно покойника омывают мужчины. Омыватели должны быть опытными знатоками этого дела. В селах омовение производится в доме или в саду на ложе обмывания покойника при чем кроме омывателей никто не присутствует. После омовения в некоторых местах нашей страны близкие покойника льют на него тазик воды, это действие означает акт прощения друг друга. Омовение покойника в больших городах производится в специально отведенных омовельнях при кладбище. Для ткани савана выбирается белый цвет. Женский саван состоит из больших частей чем мужской. Обычно во время завертывания в саван покойницы кладут хну (также до омовения во время ожидания можно хной смазать внутренности ладоней), чернушку дамасскую, розовую воду, воды земзем и т.п. Во время ожидания или завертывания во избежание дурного запаха окуривают помещение. После завертывания покойника в гробу или на носилках несут на место совершения «дженазе намазы»(молитва покойника). Молитва совершается на кладбище или во дворе мечети, где в основном женщины не присутствуют.

    По завершении молитвы гроб несут на могилу покойника. Могила выкапывается до принесения покойника. В основном женская могила выкапывается глубже мужской. В Анатолии, видавшей множество цивилизаций в результате археологических раскопок встречаются могилы с разными способами погребения. Погребения производились следующими образами: покойник придавался земле в кубическом гробу, в сундуке, в саркофаге, в лежачем положении в камерных отделениях друг под другом, в курганах, в виде мумии и т.д. А в наши дни для покойника вскапывают ровную могилу или подкапывают в ней одну сторону и кладут покойника в лежачем виде. Подкопанную сторону, куда кладут покойника закрывают досками, кирпичами или черепицей и могилу засыпают землей. Мертвеца предают земле в основном без гроба. После захоронения покойника священник или умеющий читает «телькин», Могильный камень верится что «телькин» помогает покойнику в ином мире. Для того чтобы завершить поверхностную часть могилы ждут оседание свеженасыпанной земли. Срок ожидания в основном не превышает одного года. У головной и конечной части могилы или только у головной ставится могильный камень. Могильный камень может быть из дерева, камня, бетона или в последнее время часто используемого мрамора. Кладбища как в сельской местности так и в городах являются общими, есть также фамильные кладбища на фамильной территории. В некоторых городских кладбищах есть фамильные участки. У могилы обычно кладут сосуд для воды или сажают цветы. У головной части могилы сажают различные деревья (ель, дуб, клен и т.п.). на надгробный камень наносят некоторые декорации, пишется имя и фамилия умершего, дата рождения и смерти, а порой фразы литературного характера. Надгробные камни также являются историческими источниками, рассказывающими о периоде их изготовления. Нельзя ходить на могилах, впускать животных на кладбище. В больших городах существуют похоронные организации, которые занимаются выполнением всех похоронных услуг, начиная от объявления о смерти до захоронения покойника.

    После предания земле покойника на кладбище или в доме покойника близкие приносят соболезнования семье умершего. Еще некоторое время после похорон продолжаются визиты с приношениями соболезнований. В это время в доме покойного (в селах) 2-3 дня не готовят еду; пищу приносят соседи. В последующие третий день, седьмой день, сроковой день, пятьдесят второй день, и по исполнению года после смерти покойного в честь усопшего совершаются религиозные обряды с трапезой. Верится что в эти дни покойник переживает некоторые изменения, самое распространенной верование это то что на сороковой или пятьдесят второй день после смерти мясная ткань тела отделяется от костей, тем самым верится что все совершаемое в тот день может облегчить его боли. С другой стороны считается что произведение религиозных обрядов в такие дни удовлетворяет покойника и оберегает его близких от его возможного зла. В особые дни (третий день после смерти, седьмой день после смерти, сороковой день после смерти, праздничные дни, четверга и т.д.) приготавливается и раздается халва или пироги, верится что запах этой приготовляемой еды доходит до покойника.

    Одним из путей успокоения души усопшего в загробном мире, метод известный под такими названиями, как плата за грехи, пожертвование, оплата долгов и т.д. Несмотря на разные названия они являются выполнением одного и того же действия.

    Вещи покойного (одежда, обувь и т.д.), кроме некоторых, остающихся в доме на память, раздаются нуждающимся, а непригодные сжигают.

    В селении, где в этот день есть умерший, даже при праздновании свадьбы не используются музыкальные инструменты. В последующие дни берут разрешение у семьи покойного. Данное положение для города весьма редко, это условие, как правило, соблюдается в селах и деревнях, где существуют близкие отношения среди жителей. Горе, которое мы испытываем при утере близкого или знакомого человека, переживается в рамках общественных норм за период, называемый трауром. Родственники и близкие усопшего, в течение, определенного срока (от 40 дней до 2 лет) воздерживаются от развлечений и не носят новой одежды. В некоторых регионах, мужчины, родственники покойного, в течение 2 недель не бреются. По усопшему поют траурные песни. Если покойный был молод, то срок траура был гораздо длиннее.

    Cуществует поверье, что душа усопшего гуляет по округе, и иногда заходит к себе домой. Здесь увидев, что для нее что-то делается радуется, и огорчается, когда ничего делается в его честь. Могилы навещают в канун праздников или в праздничные дни, в это время на могиле зажигают свечи и воскуряют благовония. Также раздаются деньги, конфеты и другие сладости.

    Даже в нашем быстроизменяющемся мире, котором высокого уровня достигло развитие технологий, смерть является неизбежным концом человека. Целью действий и поверий, существующих в обществе, является попытка смириться с этим концом.

    Источник: https://turkey-info.ru/forum....0.html.


    Оффлайн/ Off- line

    Trisha

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 22:06 | Сообщение # 14
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2181
    Награды: 19
    Репутация: off
    Зиммий – это немусульманин (иудей или христианин), проживающий в исламском государстве и находящийся под его защитой. Умершего зиммия оборачивают в саван и хоронят. Погребальный намаз за него не совершают. Если тот не оставил денег на похороны, то саван и деньги на похороны берутся из исламской казны. Зиммиев не хоронят на мусульманском кладбище. У них бывают свои кладбища. Если умерла беременная христианка или иудейка, являвшаяся женой мусульманина, то её хоронят отдельно (не на мусульманском и не на христианском или иудейском кладбищах), спиной к Каабе, чтобы ребёнок, находящийся в её чреве, был обращён лицом к Мекке.

    Источник: https://islamdag.ru/verouchenie/23095


    Оффлайн/ Off- line

    OlgaM

    Дата: Четверг/ Perşembe, 24.08.2017, 23:27 | Сообщение # 15
    Группа: Проверенные
    Заядлый турист
    Сообщений: 75
    Награды: 4
    Репутация: off
    Вчера почитала эту ветку и озадачилась. На старости лет, если мы доживем до нее :D и доживем вместе :D мы с мужем планируем жить в Турции. Я уже тоже задумывалась об этом скользком вопросе. Я бы хотела быть кремированной. Насколько понятно из информации в интернете, в Турции крематориев нет. %) Ведь так, девочки? Есть крематории в Турции?

    Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!
    Оффлайн/ Off- line

    zuzu

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.08.2017, 00:43 | Сообщение # 16
    Группа: Проверенные
    Турецкоподданный
    Сообщений: 301
    Награды: 12
    Репутация: off
    Цитата Vilna ()
    Врядли в каком-нибудь кайсери есть православное кладбище?

    За какое-нибудь кайсери :D узнаю завтра у мужа, сейчас дрыхнет. Выясню -- напишу)


    Все,что нас не убивает, мы заставим пожалеть, что не убило, пока была такая возможность.
    Оффлайн/ Off- line

    Karahindiba

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.08.2017, 03:22 | Сообщение # 17
    Группа: Проверенные
    Турецкоподданный
    Сообщений: 367
    Награды: 4
    Репутация: off
    Vilna, а вот этого я незнаю ... а вообще вопрос конечно жуткий , где бы мы хотели быть похороненными , конечно никто не живет вечность , все мы когда то умрем . А я как то ещё раз подумала над вопросом , а не все ли равно где мне лежать , как то уже и не принципиально ДЛЯ МЕНЯ

    Her şey apaçık ortada
    Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.08.2017, 19:09 | Сообщение # 18
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 8974
    Награды: 81
    Репутация: off
    На побережье эгейского моря недалеко от Эфеса (Сельчук), я видела современное мусульманское кладбище, которое меня потрясло. Вход украшали головы очень похожие на греческие гермы, а сами могилы были украшены бетонными амфорами или чашами. Возможно, это какие-то греческие традиции, которые в себя впитало местное население.

    Так же я читала, что где-то на востоке Турции женщинам запрещается приходить на кладбище, т.к. по местеым поверьям усопшие всех видят голыми, что не дозволительно для женщин.


    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line
    Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » Традиции и вера турецкого народа - Türk toplumlarındaki inanç ve gelenekler » Похороны в Турции (История, обычаи, этикет, ритуалы, особенности)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    ▲ Вверх